Под редакцией А.В.Родионова

Родионов Альберт Вячеславович,

Сопов Владимир Федорович,
Непопалов Владимир Николаевич и др.

Психология физической культуры и спорта

Учебник

Под редакцией А.В.Родионова

Введение

Проблемы физической культуры и спорта. Долгие годы психологическая наука не участвовала в различных сторонах общественной жизни страны и не оказывала на них влияние. За последние годы наблюдается прогресс в области психологического обеспечения различных сторон жизни общества. Современные психологические знания применяются во многих сферах общественной жизни — в бизнесе, политике, системе образования подрастающего поколения и т.д. Вместе с тем за последние десятилетия психология все более находит применение в сфере физической культуры и спорта. Психологи оказывают практическую помощь как отдельным спортсменам, так и спортивным командам, помогая им в адаптации к тренировочным нагрузкам, в создании социально-психологического климата в команде, настраивая их на реальную победу в сложных изменяющихся условиях спортивных соревнований. Все большее количество специализированных психологов оказывают реальную помощь занимающимся спортом и физической культурой.

В школах все активнее применяются новые технологии учебно-воспитательной работы, но одновременно усложняются программы, увеличивается учебная нагрузка. Ныне действующая система физического воспитания в школе в основном построена на основе традиционного образования, где личность воспринимается через призму определенных параметров (показатели развития физических качеств, степень владения двигательными умениями и навыками, уровень теоретических знаний) и выступает как средство достижения этих функций.

Теория физической культуры в силу традиции уделяет слишком большое внимание телесной (физической) стороне по сравнению с духовной (психической) стороной активности человека.

В настоящее время в этой области спорта наметились благоприятные тенденции. Проникновение элементов спортивной культуры в физическую культуру создают условия для интенсификации физической подготовки детей и подростков (В.К.Бальсе­вич). Совершенствование системы физического воспитания оказывает развивающее воздействие на воспитание полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Таким образом, появляется возможность построить систему физического воспитания так, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития индивида в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором формирования личности в самом полном смысле этого слова.

Еще больше психологических проблем в современном спорте.

Основной проблемой психологии спорта является задача изучения и формирования психомоторных способностей спортсмена. Психомоторные факторы не только определяют процесс развития специальных спортивных способностей, определяют эффективность деятельности в любом виде спорта, но и являются детерминирующим фактором развития личности человека.

Не менее важной являются проблемы спортивной одаренности и роли нейрофизиологических свойств в ее возникновении. В свое время Б.М.Теплов сформулировал положение о том, что не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения той или иной деятельности, а лишь то своеобразное сочетание способностей, которые характеризуют данную личность. Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать, исходя из требований, которые предъявляет человеку конкретная деятельность, и учитывать при этом следующее: 1) требования самой деятельности; 2) общественную ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в настоящее время.

Способность людей в экстремальных условиях сохранять высокую работоспособность, преодолевать последствия влияния повышенных нагрузок на психику, умение успешно противостоять воздействию разнообразных стрессогенных факторов также являются проблемами спортивной психологии.

«Вечная» проблема исследования особенностей личности спорт­смена вновь оказалась в авангарде спортивно-психоло­гической проблематики. Речь идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных структурных характеристик высококвалифицированных спортсменов вообще и представителей различных видов спортивной деятельности в частности.

Зарубежные исследователи много внимания уделяют изучению мотивационных конструктов спортсмена (целевые ориентации, ценности, уверенность в своих силах). Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций: на собственное «Я» или на задачу. Ясно, что такие ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам по команде. Эго-ориентированные спорт­смены в командных видах спорта слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не сказаться на психологическом климате в команде.

Среди социально-психологических проблем особое место занимает проблема оптимизации взаимодействий спортсменов в команде. Специалисты все больше внимания обращают на механизмы освоения ролей спортсменами в процессе взаимодействия. Оно стимулируется воздействием ролевых ожиданий со стороны значимых для спортсмена лиц, с которыми он вступает в общение. Мы знаем много примеров снижения эффективности деятельности спортсмена в команде из-за того, что его ролевые ожидания не совпали с его истинными возможностями. Например, лидерские позиции, сформированные спортсменом в одной команде, могут войти в противоречие с социальными позициями, которые складываются у него в новой команде.

Наиболее распространены три основных подхода к проблеме взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоцио­нальный, который акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера, поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в котором можно выделить проблему стрессогенного поведения тренера. В рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности разнополых и однополых диад «тренер—спортсмен».

В процессе решения спортсменом задач спортивной деятельности имеют место сложнейшие механизмы оценки текущей ситуации, прошлого и наиболее вероятного будущего, поиск адекватных этой ситуации решений. В этом плане для психологов открывается возможность не только познать эти механизмы, но и найти пути оптимизации и рационализации процесса принятия решений.

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с одной стороны, для предупреждения появления нежелательных ситуаций, а с другой стороны, для заблаговременной подготовки адекватных реакций на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

По-прежнему одной из основных практических проблем психологии спорта тренеры и руководители команд считают проблему психологической подготовки. Предпосылками построения психологической подготовки являются знания об особенностях психической конституции спортсменов, а также индивидуальных характеристик структуры и динамики психофизиологического состояния в процессе тренировок и соревнований. В физической, технической и тактической подготовке сильнейшие атлеты более или менее сравнялись по своим возможностям. Побеждает тот, кто имеет преимущество в психологической подготовленности.

Настраиваться на физическую работу, сохранять посредством психорегуляции уровень мотивационного потенциала, выдерживать физические нагрузки — все это требует соответствующего психологического обеспечения физической активности чело­века.

Можно утверждать, что спортивные психологи много сделали для научного обоснования средств и методов эффективной подготовки людей, действующих в экстремальных условиях. Больше того, в таких областях психологии, как инженерная, космическая психология, психология труда и ряде других, используются идеи, возникшие в стенах спортивно-психологических лабораторий.

Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки спортсменов можно с успехом использовать и для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова. Однако каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может обеспечить комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100% эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для всех. Поэтому в практической работе психологи максимум внимания уделяют реализации принципа индивидуального подхода к работе со спортсменом, с его своеобразным личностным и психофизиологическим статусом.

Специалисты, работающие в области физического воспитания и спортивной тренировки, нуждаются в психологических знаниях. Эти знания необходимы также тем, кто посвятил себя благородному делу адаптивной физической культуры, кто занимается проблемами спортивного менеджмента, кто внедряет массовую физическую культуру. Этим специалистам и адресован этот учебник.

Этот учебник подготовлен коллективом кафедры психологии Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКиТ) и содержит два больших раздела: «Психология физической культуры» и «Психология спорта». В разделе I рассматриваются основные общепсихологические вопросы применительно к сфере физической культуры, обобщен и представлен необходимый для понимания и развития двигательных действий материал. Раздел II посвящен рассмотрению специальных вопросов психологии спорта. В нем дается психологическая характеристика спортивной деятельности, рассматриваются вопросы психологии обучения и спортивной тренировки, психологические основы физической, технической и тактической подготовки, приводится анализ важной в педагогическом отношении проблемы значения спорта в формировании личности спортсмена и тренера.

История психологии физической культуры и спорта. Выделение психологии физической культуры и психологии спорта довольно условно. В 20—30-е гг. ХХ в. всех двигательно активных людей называли физкультурниками, независимо от того, делали ли они лишь утреннюю зарядку или играли в команде мастеров. Сейчас слово «физкультурник» практически не употребляется, в спорте четко разделяют спортсменов и спортсменов высокой квалификации (иногда еще выделяется самостоятельная группа профессиональных спортсменов). Аналогичная тенденция существует и в мире. Например, в англоязычной литературе термин «The sportsman» стали употреблять по отношению к тем людям, которых в нашей стране называли физкультурниками. По отношению к спортсменам в нашем понимании этого слова применяется понятие «The athlete».

В спорте высших достижений привычными стали требования тренеров и менеджеров к психологической подготовке спортсменов. Вместе с тем в тренировке как таковой нет объективно выраженного «места» для психологической подготовки и тем более психологической тренировки. Каждый раз процесс формирования базовых структур личности спортсмена происходит стихийно, т.е. неуправляемо и неорганизованно, так как направленность тренировки связана лишь с условиями совершенствования двигательной деятельности. Таким образом, происходит разрыв между назначением (функциями) физического воспитания и его реальным воплощением. Физическое воспитание, физическая культура и спорт теперь нередко вступают в определенные противоречия.

Основание такого положения нужно искать, по-видимому, за пределами самой психологии спорта. Можно зафиксировать разрыв между психологией спорта как прикладной областью и общей психологией, который наложил отпечаток на ее связи и взаимоотношения с другими областями физической культуры и спорта. Причина разрыва кроется и в общей ориентации на прагматические аспекты прикладного исследования. Необходимо также отметить, что любые мероприятия по технической, физической и тактической подготовке спортсменов не могут быть эффективными, если они не основаны на целесообразном и целенаправленном проектировании формирования личности спортсмена и управлении этим формирующим развитием.

Психология физической культуры и спорта имеет почти столетнюю историю. В нашей стране о ней можно говорить с 20-х гг. ХХ в. В 1920—1925 гг. такие направления советской науки о физическом воспитании, как физиология и биохимия спорта, динамическая анатомия и биомеханика физических упражнений, не выделялись в специальные разделы физиологии и анатомии, но были созданы некоторые предпосылки для их формирования: накоплен материал, подготовлены кадры. В этот период ведущей среди медико-биологических дисциплин выступала теория врачебного контроля. В целом же именно в 20-е гг. ХХ в. был заложен фундамент для естественно-научного подхода к физическому воспитанию и спорту. Роль же психологии, в силу ее медленной переориентации или в силу наступившего кризиса психологической науки (Л.С.Выготский), затянувшегося поиска объективных методов исследования сводилась практически к минимуму. Психология в своем прикладном аспекте работала лишь на таком материале, как обучение (педагогика и педология) и аномальное развитие (патопсихология). Много было сделано в этот период и практически, и теоретически, но основное состояло в том, что в рассматриваемый период психология выступила в качестве методологического, а не только идеологического, основания для этих областей. Подчеркнем также, что зарождающуюся спортивную культуру не интересовали теоретические коллизии психологии, ей нужны были практические выкладки, результаты, а получить их она могла теперь только опосредствованным путем.

В 1920—1925 гг. вначале практики, а затем теоретики физического воспитания стали рассматривать спортивную тренировку как сложный педагогический процесс, подчиненный принципам и правилам коммунистического воспитания. Иными словами, психология была теоретически ассимилирована в предмет педагогики, а методически заменена объективным физиологическим методом. Психологические феномены и явления уже не исследуются, они описываются и объясняются. В этот период усилился разрыв между предметом и методом. Методика «условно-безу­словных рефлексов» стала надолго и методологией и онтологией психологического исследования, при этом все остальное «выносилось за скобки». Механизм координации движений, формирование условных (в том числе и двигательных) рефлексов, морфологические и функциональные особенности кровообращения, дыхания, нервной системы и др. — вот основная область проблем того периода. Собственно проблематика психологической науки здесь не представлена.

Реально психология спорта как наука зародилась в результате публикаций научных трудов П.А.Рудика («Влияние мускульной работы на процесс реакции», 1925) и Т.Р.Никитина («Значение внушения и подражания в деле физического воспитания», 1926). Постепенно отрывочные знания в этой области систематизируются, и к середине 30-х гг. ХХ в. курс психологии спорта стал читаться студентам Государственного центрального ордена Ленина института физической культуры (ГЦОЛИФК) и Государственного дважды орденоносного института физической культуры и спорта им. П.Ф.Лесгафта (ГДОИФК).Вне этих институтов также выполняются первые психологические работы. В 1927 г. вышла монография А.П.Не­чаева «Психология физической культуры» (2-е изд. — 1930), в конце 1920-х гг. — первые экспериментальные статьи А.Ц.Пуни.

В 1930 г. в ГЦОЛИФКе была создана кафедра психологии, которую в 1932 г. возглавил П.А.Рудик. С этого времени психология как наука начинает свой исторический отсчет. Под руководством П.А.Рудика сотрудниками кафедры была разработана программа, соответствующая профилю института физической культуры и впитавшая лучшие достижения психологической науки того времени. Программа состояла из двух разделов: 1) общая психология, рассматривающая основные теоретические вопросы; 2) психология спорта, направленная на решение прикладных проблем спорта и физической культуры.

С первых дней существования Центрального научно-иссле­довательского института физической культуры (ЦНИИФК), т.е. с первой четверти ХХ в., в нем работали психологи в рамках подразделений, изучающих влияние занятий физической культурой и спортом на здоровье трудящихся. Такие исследования велись в плане психотехнических подходов. В 1934 г. было принято решение о создании психологической лаборатории со штатом в 13 человек для того, чтобы обеспечить правильную постановку учета влияния физической культуры (на предприятиях, в школах, армии) на повышение производительности труда и на развитие специфических форм поведения трудящихся в связи с физической культурой. Иными словами, партия и правительство в 20-е и 30-е гг. ХХ в. в основном ориентировали спортивных психологов на развитие прикладных, как сейчас бы сказали, разделов теории и методики физического воспитания. Деятельность этой первой лаборатории так и не была развернута: те же партия и правительство закрыли ее, когда началась борьба с «педологическими извращениями в системе наркомпросов» и тестами, которыми пользовались многие психологи.

Послевоенный период характеризуется усиленным восстановлением и расширением материально-технической базы физкультурного движения: восстанавливаются стадионы и строятся новые, возрастает число институтов физической культуры, улучшается качество, растет количество специалистов по физической культуре, более действенной становится пропаганда в этой области. В связи с тем, что многие специалисты не вернулись с войны, возникает необходимость пополнения кадров. В этих условиях важно было сохранить и обеспечить определенную преемственность того, что было достигнуто в предвоенный период. В последующий период в результате решения этих задач был не только достигнут уровень знаний предвоенного времени, но и произошел важнейший качественный теоретический сдвиг в осознании роли психологической подготовки.

В 1947 г. по инициативе директора ЦНИИФКа И.А.Крячко открылся кабинет психологии спорта, которым руководил известный специалист в области психологии труда С.Г.Геллер­штейн. Этот сектор просуществовал до 1952 г. После печально знаменитой юбилейной Павловской сессии Академии наук СССР 1952 г. началась официально инспирированная кампания против психологов и других специалистов в области антропологичесих наук, якобы игнорирующих условно-рефлекторное учение И.П.Павлова. Особенно досталось таким «идеалистам», как Н.А.Бернштейн, А.Д.Новиков, В.С.Фарфель, С.Г.Геллерштейн. Последний был вынужден покинуть ЦНИИФК, кабинет психологии спорта был закрыт.

В послевоенное время сотрудниками кафедры психологии ГЦОЛИФК опубликован первый в мировой практике учебник по психологии для институтов физической культуры, а также специальный учебник для средних физкультурных учебных заведений. Написаны учебники на базе экспериментальных работ, опубликованных кафедрой. В целом, начиная с 50-х гг. ХХ в., сотрудниками кафедры подготовлено и издано шесть поколений учебников, четыре из них — под редакцией П.А.Рудика.

В 1952 г. А.Ц.Пуни была защищена первая докторская диссертация по психологии спорта. С 50-х гг. ХХ в. становятся традиционными Всесоюзные совещания (потом — Всесоюзные конференции) по проблемам психологии физической культуры и спорта. Первое такое совещание прошло в 1956 г. в ГДОИФКе (Ленинград). Последние годы роль всероссийских совещаний выполняет международная научно-практическая конференция «Рудиковские чтения», организованная кафедрой психологии РГУФКСиТ.

В 50-е гг. ХХ в. начинается выделение в качестве нового направления спортивной психологии проблемы психологической подготовки. Вопрос о психологической подготовке спортсмена впервые ставится А.А.Лалаяном на I Всесоюзном совещании по психологии спорта. Следует отметить, что термин «психологическая подготовка спортсмена» впервые был употреблен основателем олимпийского движения П. де Кубертеном. По его инициативе в 1913 г. состоялся первый международный конгресс спортивных психологов.

В 50-е гг. ХХ в. в советской психологии спорта психологическая подготовка спортсмена рассматривалась как комплексный педагогический процесс, направленный на разностороннее развитие волевых качеств спортсмена, с тем чтобы он мог с неослабевающей энергией до конца бороться за лучший результат, невзирая на всегда могущие иметь место в соревнованиях неожиданности и случайности.

Вслед за этим начинается теоретическая разработка указанной проблемы. Под воздействием запросов практики закладываются основы теории психологической подготовки. На первый план выдвигается формирование волевых свойств и чувства высокой ответственности перед обществом. Исходя из этого, советскими психологами А.Ц.Пуни, П.А.Рудиком и другими была предложена концепция, которая основывалась прежде всего на морально-волевой подготовке.

В 1960 г. на II Всесоюзном совещании по психологии спорта Г.М.Гагаева выдвинула проблему психологической подготовки как средствах формировании у спортсмена наибольшей готовности к максимальным напряжениям воли для преодоления всех трудностей, возникших в процессе соревновательной борьбы, для наиболее полного использования всех своих сил и возможностей. В этот же период в ЦНИИФКе открывается практически первая в стране специализированная лаборатория психологии спорта. Руководил этой профессиональной психологической лабораторией известный шахматист В.А.Алаторцев. А.В.Алексеев обращался к нему с предложением о совместной работе в области психической мобилизации. Известный шахматист ответил, что психиатр в спорте столь же противоестественен, как и врач-гинеколог в мужской футбольной команде.

Анализ, проведенный П.А.Рудиком в 1969 г., раскрыл сущность психологической подготовки в рамках психологии спорта. Исследователь считал, что до разработки проблемы психологической подготовки спортсмена психология спорта изучала лишь влияние систематических занятий тем или иным видом спорта на развитие различных психологических функций. По его мнению, психологическая подготовка дает новое направление, основанное на изучении степени развития конкретных психических функций спортсмена с целью достижения больших успехов в определенном виде спорта, на изучении психических состояний и особенностей личности спортсмена соответственно требованиям избранного вида спорта. Поэтому предметом психологической подготовки для спортивных психологов становится целенаправленное совершенствование психических процессов, состояний и особенностей личности спортсмена. А.Ц.Пуни, рассматривая состояние готовности как целостное проявление личности, выделял в нем следующее: 1) уверенность человека в своих силах; 2) стремление к борьбе, к проявлению всех своих сил и достижению победы; 3) оптимальную степень эмоционального возбуждения; 4) высокую помехоустойчивость; 5) способность управлять своим поведением (действиями, чувствами и т.д.) в борьбе. Такого рода стартовые (или, как еще их иногда называют, предстартовые) состояния, как установка, по принципу условного рефлекса, на повышенную психофизиологическую нагрузку определяются вегетативными сдвигами, а также изменениями эмоционально-воле­вой сферы, а вместе с этим — изменениями почти всех психических процессов. Отсюда ясно, что психология спорта сделала определенный шаг вперед — она перешла с эмпирического уровня исследования на теоретический, ограничивая свою предметную область и заполняя ее определенным содержанием. При этом она по-прежнему оставалась в рамках классической методологии психологии, если рассматривать ее более широко.

В связи с этим в 70-е гг. ХХ в. ученые пришли к пониманию того факта, что волевая подготовка — часть психологической подготовки, рассматриваемая как целостная реакция и как составная часть тренировочного процесса, не охватывает всего многообразия психических функций. Неполнота этой реакции по своему охвату, ее отнесенность педагогами к тренировочному процессу, осознание необходимости учета разнообразных компонентов психики приводят к выделению психологической подготовки как особого образования в рамках именно подготовки, а не тренировочного процесса. Иными словами, именно и только в рамках собственно подготовки психология формирования качеств, необходимых спортсмену, может получить свою определенность, а следовательно, и самостоятельность, выступая как тренировочный процесс, направленный на формирование тех или иных качеств, функций, процессов. Между тем психологическая подготовка осуществляется лишь путем «совершенствования» (П.А.Рудик) либо путем «воздействия» (А.А.Лалаян), направленных на обес­печение определенного состояния спортивной формы (или тренированности).

В области подготовки психологическая часть была представлена лишь социально-культурными мероприятиями (кинофильмы на этические и другие темы, беседы и встречи с ветеранами спорта и т.д.), а в плоскости тренировочного процесса она была представлена лишь системой физических упражнений, где специализированных по своей направленности психологических приемов практически не существовало. При этом известно, что ни одно психологическое образование не возникает без движения, а точнее — без действия, которое только и предполагает смысл этого действия (осмысленное движение). Физические упражнения (или более узко — движения) проходят только педагогическую обработку, психологическая же часть по-прежнему остается стихийно формируемой и нецеленаправленной — она происходит сама собой, в силу естественного процесса. Следовательно, и получаемый результат не прогнозируем, не стабилен, не устойчив, не надежен и т.д.

С середины 70-х гг. ХХ в. роль психической нагрузки в спорте заметно начинает осознаваться всеми: стресс, фрустрации, мотивация движения, внутригрупповые конфликты, эмоциональные срывы — вот неполный перечень трудностей, с которыми столк­нулись лица, «обслуживающие» спортивные соревнования. На первом плане оказалась проблема, связанная с эмоциональной неустойчивостью, что привело к стремлению непосредственно воздействовать на спортсмена с помощью аутогенных и гетерогенных приемов. Эти приемы были заимствованы из клиники и психотерапевтически ориентированной психологии. Применение этих приемов сразу же показало, что эффект их влияния зависит от систематической тренировки и от контроля за объективными показателями, известными в психологии.

Практическая потребность комплектования спортивных коллективов, управления этими коллективами, формирования межличностных отношений ставит тренеров в весьма затруднительную ситуацию. Здравого смысла и педагогического мастерства уже явно не хватает, требуется знание психологических законов и закономерностей формирования личности и коллектива. Это привело к принятию разных практических мер. К коллективам, в частности, подключают второго тренера, других специалистов. Смыслом этих мер является повышение качества социальной заботы об отдельном спортсмене и коллективе в целом. Ситуация конфликтов достаточно известна практически всем, кто имеет дело с коллективом, независимо от того, спортивный он или нет. Подключение же психологов к работе в связи с этими практическими проблемами (причем кратковременное и реализуемое порой неспециалистами) привносит в подготовку спортсменов целый комплекс методик, социально-психологических приемов диагностики и формирования межличностных отношений.

В психологии спорта есть периоды подъема, спада и стагнации. Она развивается прежде всего вместе со страной вообще и ее спортивным движением в частности. Конечно, бывает так, что направленность и темпы развития общества и отдельных его подсистем не совпадают. Первый крупный успех советских спортсменов на Олимпиаде 1956 г. в Мельбурне практически не был подкреплен практической деятельностью спортивных психологов. А относительная неудача наших олимпийцев в 1968 г. в Мехико совпала по времени с бурным развитием отечественной психологии спорта.

К середине 70-х гг. ХХ в. достигла расцвета лаборатория ВНИИФК, руководимая Л.Д.Гиссеном. В этот период в ней был разработан и унифицирован комплекс методов психодиагностики особенностей личности спортсмена, причем в этот комплекс входили анкетные, прожективные и психомоторные методы, которые с должным эффектом внедрялись практически во все сборные команды страны. Впервые стала использоваться компьютерная (с помощью ЭВМ, как тогда говорили) обработка данных психодиагностики, что значительно упростило технологию составления психологических характеристик спортсменов. Помимо этого, изучались связи между динамикой психического состояния и личностными особенностями спортсменов. Проводилась дальнейшая работа по совершенствованию средств и методов психической регуляции в спорте. А.В.Алексеев усовершенствовал собственный метод психорегулирующей тренировки. Новый вариант — метод психомышечной тренировки — был ценен тем, что с успехом мог использоваться совсем юными спортсменами. Это было особенно важно, учитывая тенденцию к «омолаживанию» спорта высших достижений, которая тогда достигла пика.

Конец 70-х гг. ХХ в. характеризуется притоком молодых спорт­сменов, порой еще с неоформленным и несформировавшимся характером, не воспитавших в себе устойчивых моральных, волевых качеств. В связи с этим наметился разрыв между чисто спортивной подготовкой и воспитанием личности, результатом чего явилось противоречие между двигательными и личностными возможностями молодых спортсменов. Возникает необходимость активизировать процесс воспитания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного воспитания, но и все средства и методы современной психологии. Необходимо обобщить полученный экспериментальный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область психологической подготовки.

В 70-е гг. ХХ в. П.А.Рудик поставил вопрос об унификации методов психологического исследования спортсменов. Вопрос очень важный, так как к тому времени психологи применяли самые разнообразные методики и аппаратуру, что создавало трудности для сравнения полученных результатов при разработке стандартов. П.А.Рудик предложил унифицировать методы психодиагностики таким образом, чтобы они были простыми и доступными не только для специалистов-психологов, но и для спортсменов и тренеров. По его мнению, необходимо унифицировать не только методы сбора и обработки соответствующих материалов, но и аппаратуру, изготовлять ее по единым стандартам. Для решения поставленных задач при кафедре психологии ГЦОЛИФК была организована учебно-научная лаборатория.

В этот период происходит разработка новых приемов и процедур диагностики состояния готовности, устойчивости, надежности и т.д.

Значительный вклад в изучение индивидуальных факторов формирования стресса в спортивной деятельности внесли Б.А.Вяткин и другие представители пермской психологической школы. Были сформулированы следующие методические положения:

1) соревновательный стресс имеет место у всех соревнующихся спортсменов, его возникновение не обусловлено типологическими свойствами нервной системы и темперамента;

2) соревновательный стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность спортсменов и уровень их достижений;

3) одна и та же степень стресса оказывает различное влияние в зависимости от силы нервной системы, тревожности и эмоцио­нальной возбудимости, так как эти свойства определяют оптимум и пессимум стресса;

4) при относительно высоком уровне стресса слабость нервной системы относительно возбуждения, высокая тревожность и эмоциональная возбудимость не позволяют спортсмену добиваться своих лучших результатов, показанных накануне на тренировке.

Следовательно, индивидуально-психологические особенности спортсмена являются тем фактором, который определяет индивидуальные пороги чувствительности к соревновательному стрессу, направление и степень его влияния на уровень спортивных достижений.

Сегодня стало ясно, что в середине 80-х гг. ХХ в. эффективность работы спортивных психологов была наивысшей. А в те годы руководство Спорткомитета СССР было крайне недовольно такой работой, постоянно принимались меры «к дальнейшему совершенствованию» деятельности психологических служб. Стало понятно, что психологические модельные характеристики представителей видов спорта — это не путь к решению проблем психологической подготовки. Психодиагностические методики так и не были полностью унифицированы, методы психорегуляции в основном были кустарными и ненадежными.

Первая половина 90-х гг. ХХ в. — не лучшие времена для психологической науки. Работа психологов в сборных командах почти не финансировалась, многие специалисты ушли, другие без соответствующей поддержки исчерпали свой научный потенциал. Но и тогда психологическая работа не стояла на месте. Выручали в основном аспиранты. Именно в этот период во ВНИИФКе были разработаны интересные компьютеризованные программы для психодиагностики, коррекции психического состояния и развития тактических навыков спортсменов. Одна группа исследователей (Е.А.Калинин, М.П.Нилопец) разрабатывала комплексные компьютеризованные методики диагностики особенностей личности, другая (А.В.Родионов, Б.В.Турецкий, В.Г.Сивицкий) — комплексные компьютеризованные методики оценки и развития специальных способностей спортсменов. Был опубликован целый ряд интересных научно-практических работ, которые сразу внедрялись в спортивных командах.

В начале ХХ в. ситуация значительно улучшилась. Увеличивается удельный вес исследований в области психофизиологии спорта, которая за продолжительное время развития накопила богатый эмпирический и экспериментальный материал. Отдельная ветвь психофизиологии спорта развивается в направлении описания психологических профилей, психологических моделей. Однако в некоторых случаях стала складываться такая ситуация, когда поиски моделей (прежде всего для отбора) приводят к вульгаризации самой идеи, к попыткам определить какие-то наборы психических качеств в их количественных характеристиках, якобы присущих представителям данного вида спорта. При этом нередко не учитываются условия деятельности и особенности личности, а главное — возможности компенсации недостатков. Возникла необходимость активизировать процесс воспитания личности, используя при этом не только педагогические средства индивидуального и коллективного воспитания, но и все средства и методы современной психологии. Специалисты стали более углубленно обобщать полученный экспериментальный и теоретический материал и уже на этой основе строить методологически обоснованную предметную область психологической подготовки.

Перечисленные задачи решаются на кафедрах психологии специализированных вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Красно­дара, Челябинска, Омска. Если учитывать, что современная психология представляет собой сочетание различных подходов к своему объекту—человеку, становится понятной огромная ответственность психолога в психологической подготовке и психологическом обеспечении спортивной деятельности.

К настоящему времени у специалистов, работающих в области спорта, сложилось убеждение, что психолог должен не только владеть знаниями и навыками, используемыми в других видах психологического анализа: в социальной психологии, структурной психолингвистике, эргономике, психологии труда и т.д., работая на материале спорта, не только вычленять свою предметную область и план анализа, но и уметь соотносить эту область с соседними, не отрываясь от них, т.е. быть и методологом и логиком, используя эти знания для обобщения различных сторон научного предмета.

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите основные этапы становления отечественной психологии физической культуры и спорта.

2. Какие основные школы характеризуют отечественную психологию физической культуры и спорта?

3. Как процесс развития психологии спорта связан с отдельными этапами совершенствования системы подготовки отечественных спорт­сменов?

4. Опишите, как психология спорта связана с другими науками о человеке.

5. Назовите основные, ключевые проблемы психологии спорта.

Рекомендуемая литература

Алексеев А.В. Психагогика. Союз практической гигиены и психологии. (Серия «Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте»). — Ростов н/Д, 2004.

Бальсевич В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание: взаимосвязи и ассоциации // Теория и практика физической культуры. — 1996. — № 10. — С. 2—8.

Волков И.П. и др. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов. — СПб., 2002.

Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. — М., 1981.

Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. — М., 1990.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2006.

Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. — СПб., 2005.

Лалаян А.А. Психологическая подготовка спортсмена. — Ереван, 1985.

Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. — Махачкала, 2002.

Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к максимальному спортивному результату. — Самара, 1999.

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Продукты природы — то, что свободно произрастает из земли.

Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту.

Противоположностью природе в этом смысле является культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно уже существовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности.

Г.Риккерт

Два обстоятельства определили содержание данного раздела учебника.

Первое обстоятельство связано с бурным развитием спорта, происшедшим во второй половине ХХ в., что в целом привело к вытеснению физической культуры на периферию общественного сознания и как результат — к снижению как уровня, так и количества занимающихся. Следствием такого процесса явились потеря интереса к занятиям и изменение социального значения физической культуры.

Второе обстоятельство связано с социально-экономическими изменениями в стране, которые привели к размыванию ценностей, а порой и к потере ценностных ориентаций в отношении физической культуры у подрастающего поколения и большинства населения страны.

Исходя из вышесказанного, в данном разделе определим общее понятие культуры, затем — понятие физической культуры, после чего вкратце охарактеризуем предметное поле научной психологии, что позволит выделить предмет психологии физической культуры.

Глава 1

Предмет психологии физической культуры и воспитания

1.1. Общее понятие культуры

Существует огромное количество определений термина «культура». Об этом понятии написано множество исследований. Разные авторы вкладывают в него самый различный смысл. Американские этнографы А.Кребер (1876—1960) и К.К.Мэбен Клакхон (1905—1960) в книге «Культура: Критический обзор понятий и определений» (1952) привели более 150 определений культуры, встречающихся в литературе. Спустя почти два десятилетия французский ученый А.Моль в работе «Социодина­мика культуры» (1973) перечислял свыше 250 определений культуры. Только для рассмотрения всех этих и появившихся за прошедшие более двадцати лет трактовок термина «культура» потребовалась бы целая книга. Желающим подробнее ознакомиться с этой темой можно порекомендовать работу нашего отечественного исследователя Ю.А.Муравьева «Истина. Культура. Идеал» (М., 1955), в которой дан квалифицированный анализ основных существующих точек зрения на культуру. Поэтому мы не ставим перед собой цель исследовать или создать свое собственное понимание культуры. Задача данного подраздела заключается в обобщении различных значений понятия «культура» и конкретизации его смысла.

В эмпирическом плане термин «культура» используется для обозначения совокупности продуктов духовного и материального творчества людей. В этом легко убедиться, ознакомившись с любой книгой по истории культуры. Однако указанное значение термина «культура» не является единственным. Термин «культура» обозначает такие представления об опыте: «передачу культуры», «овладение культурой», «приобщении к культуре», «усвоение культуры», «культурный», «некультурный». Но представления не о всяком опыте, а лишь о том, который был передан и который предполагает успешную деятельность или успешное поведение. Поэтому культура есть обобщенный опыт, содержанием которого является деятельность людей в отношении определенных объектов, имеющая в конечном счете жизненное значение для данного сообщества в целом. В противном случае опыт не передавался бы из поколения в поколение, от человека к человеку, и, естественно, не воспроизводился бы в жизнедеятельности другого человека. По мнению Ю.И.Семенова, этот социально значимый или общезначимый опыт жизнедеятельности людей закрепляется в системе языка, в структурах и образах мышления, в различных текстах (легендах, пословицах, сказках, романах и т.п.), различного рода приемах и способах действий, нормах поведения, и наконец, в созданных человеком материальных вещах (орудиях, сооружениях и т.п.) и произведениях искусства (картинах, скульптурах и др.).

Таким образом, термин культура имеет два основных значения: первое — общезначимый опыт жизнедеятельности людей; второе — совокупность всех явлений, в которых воплощен и закреплен этот социально значимый опыт (разнообразные предметы культуры — от игрушек до произведений искусства, в том числе и учебные предметы). Первая трактовка выражает суть культуры, вторая — ее содержательное наполнение. Эти два определения понятия «культура» неразрывно связаны, но полностью не совпадают.

Когда то или иное явление характеризуется как культурное, то это означает, что оно рассматривается в строго определенном аспекте, а именно, в качестве воплощения социально значимого опыта. Но у него обязательно имеется и множество других сторон, зачастую более важных. Машина, например, представляет собой не только явление культуры, но и средство труда. И последняя ее характеристика для конкретной жизнедеятельности людей может быть более важной, чем первая. Философия, мораль, искусство, религия — суть не только явления культуры, но и формы общественного сознания или практики. В этом смысле можно говорить и об аксиологическом значении культуры. Культурным является человек, который в достаточной степени усвоил накопленный предшествующим и его собственным поколением общественно значимый опыт, некультурным — тот, который к нему не приобщился. При этом важно подчеркнуть, что овладение культурой означает приобретение не только и не столько знаний, сколько умений. Мало, например, знать,как нужно вести себя, нужно уметь вести себя соответствующим образом.

Именно вследствие этого, по мнению Ю.И.Смирнова, культура обладает рядом особенностей. Она, например, включает в себя программудеятельности и поведения. Главный смысл социально значимого опыта в том, что он, с одной стороны, выступает для каждого конкретного человека, овладевшего им, в качестве руководства к действию, т.е. в качестве нормированной программы. С другой стороны, данный опыт всегда требует освоения каждым индивидом и каждым поколением в целом. В силу этого культура характеризуется преемственностью и через освоение транслируется от одного социально-исторического субъекта к другому. Конечно, культура не сводится к преемственности. Она не только передается, но и обогащается и развивается, так как любой опыт применяется в новых исторических ситуациях. Культура всегда включает в себя опыт, полученный от предшествующих поколений, т.е. традиции,и собственный опыт нового поколения, т.е. инновации. В этом — еще одна ее особенность. Культура и процессуально и содержательно аккумулируется (накапливается) и в каком то смысле представляет собой некое подобие матрешки. Иными словами, при меняющихся условиях предшествующий опыт не отбрасывается и не забывается, а сохраняется как некие нормы для реализации в конкретных ситуациях.

В соответствии с вышесказанным можно выделить особенности культуры человека.

1. Культура человека социальна, она является не только продуктом взаимодействия с объективным миром, но и продуктом межличностных взаимоотношений. И в этом смысле культура — не столько частный опыт отдельного индивида, сколько обобщенный опыт отдельно взятой социальной группы.

2. Культура человека исторична, т.е. изменяется вместе с изменением общества, всей системы общественных отношений, и обладает определенными закономерностями развития и динамики.

3. Культура деятельностна по своей природе и содержанию, т.е. социокультурное пространство включается в индивидуальный мир культуры индивида через творческую деятельность человека. Иными словами, культура для своего освоения требует не столько обучения и воспитания, сколько более общей системы — социализации. В силу этого объективный мир культуры является сутью каждого отдельного человека, его жизнью, богатством, наслаждением; по формам проявления он уникален.

4. Культура человека коммуникативна, т.е. проявляется лишь через общение с другими культурными мирами, через диалог, разнообразные знаковые системы (движения, письмо, рисунок и т.д.).

5. Культура символична, т.е. человек придает символическую форму вещам, идеям, чувствам, ценностям и нормам, и в этом смысле она объективна, так как существует независимо от конкретного индивида, но требует от него особой познавательной деятельности (понимания).

1.2. Физическая культура

Охарактеризовав понятие культуры в целом, отметим, что среди множества существующих в настоящий момент культур: политическая, интеллектуальная, производственная, образовательная и т.д. — особое место занимает такая культура, как физическая. Физическая культура — часть общей культуры, поэтому для нее характерны все перечисленные особенности последней. В то же время необходимо выделить и отличающие ее признаки. Иными словами, физическая культура, являясь частью общей культуры, вместе с тем представляет собой специфическую сферу социальной деятельности, обособленной от физического труда, которая возникла около 8 тыс. лет назад. При этом отметим, что в зарождении физических упражненийважную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная активность является естественной потребностью человека.

О превращении физических упражнений в самостоятельный предмет изучения и освоения можно говорить лишь тогда, когда они были отделены от трудовой деятельности и стали представлять самостоятельную ценность для общества в целом и для определенной социальной группы. Занятия физической культурой отличаются от других видов деятельности (в том числе и трудовой) прежде всего тем, что они направлены на развитие физического потенциала человека, т.е. движений, двигательных умений, физических качеств, функциональных возможностей и т.п. При этом отметим, что физический труд направлен на преобразование природы, конечная цель которого — изготовление определенного продукта, необходимого человеку как члену определенного социума. Конечно, многие трудовые операции воздействуют на физическое состояние человека, но это влияние в значительной степени зависит от особенностей содержания и условий труда (или производства) и может быть самым различным (в том числе и отрицательным).

Отметим еще два обстоятельства. Во-первых, физическая культура направлена на преобразование биологически заданных движений, что обусловлено не столько естественной потребностью, сколько нормами и ценностями, т.е. тем социальным значением, которое имеет этот вид культуры в современном обществе. Понятно, что расхожее мнение об ориентации физкультурных занятий на такую ценность, как здоровье, не является мотивом для большинства здоровых детей и молодежи. Подрастающее поколение занимается физической культурой либо для того, чтобы быть сильным, либо для того, чтобы внешне походить на известного киноактера, либо подражая родителям и т.д. Таким образом, при освоении физических упражнений собственная деятельность субъекта ориентирована «на других». Иными словами, основу физической деятельности составляет не спонтанные и не стихийные проявления индивида, а вполне объективные причины и закономерности формирования двигательных действий, а также постоянное их воспроизводство по законам и нормам соответствующей социокультурной эпохи. Вместе с тем укажем, что так как человек имеет целостную «тройственную» суть, воплощающую в себе единство биологических, психических и социальных структур, то только в рамках научного исследования возможно абстрагирование физических действий и изучение их зависимости от физиологических или биологических потреб­ностей.

Во-вторых, физическая культура является не только средством и способом «оздоровления» нации, но и средством и способом социализации подрастающего поколения. Многие дети, например, учатся в специализированных детско-юношеских школах, многие студенты занимаются массовой физической культурой, а спортсмены являются студентами различных институтов и университетов. Физическая культура как часть общей культуры все­гда обеспечивала процесс становления личности человека, формируя вполне определенные личностные качества, и посредством ее освоения и присвоения — процесс складывания социально значимого опыта.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни в обществе, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации (7).

Е.Н.Гогунов и Б.И.Мартьянов отмечают, что физическое воспитание — многолетний непрерывный процесс, распространя­ющийся на все периоды жизни каждого человека, начиная с рождения, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей, закономерностей, свойственных возрастным периодам развития человека. Эти законо­мерности начинают проявляться в зависимости от реального взаимодействия с социокультурным окружением и субъектами этого пространства. Исходя из этого, социализация включает в себя не только процессы обучения и воспитания, но и другие формы осознанного взаимодействия индивида с культурно-историческими субъектами и социокультурными институтами (семья, школа, секции и т.д.), например, тренировку. Посредством социализации, познавая общественное значение и осваивая учебные предметы (например, в школе), или назначение и содержание предметов культуры, индивид посредством других открывает их смысл, и тем самым вступает в новые социальные отношения и взаимоотношения с этими предметами, обогащая содержание собственной личности.

Таким образом, в самом широком смысле физическая культура — это один из способов социализации человека, а в узком — это деятельность человека по преобразованию естественных движений и совершенствованию двигательной активности в соответствии с нормами и ценностями общества. Наши предки при­шли к пониманию того, что, совершенствуя свои двигательные возможности, можно не только успешнее трудиться, охотиться, воевать и пр., но и физически развивать самого себя. Данное обстоятельство было существенным толчком к возникновению физической культуры и в дальнейшем привело к оформлению ее в самостоятельную область человеческой практики.

1.3. Психология физической культуры

Психология (от греч. psychз — душа и logos — слово, учение) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Исторически психология с момента возникновения занималась исследованием психики, которая в целом представлена двумя формами — сознанием и бессознательным (А.Н.Леонтьев). Вместе с тем по мере развития психологической науки объектом ее изучения стала не сама душа, а ее проявления — психические явления. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы — это психические явления в их динамике, становлении и развитии во времени. Психические процессы называют также психическими функциями. С их помощью осуществляется познание окружающего мира, усвоение знаний и навыков, обучение и деятельность. Но все же необходимо отметить различие.

О психических процессах говорят тогда, когда выделяют динамический аспект психической активности человека, а функции отражают действенный характер, направленный либо на изменение в психической организации человека, либо на изменения внешних явлений.

Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции) и волю, которые группируются в три основных класса — познавательные, эмоциональные и волевые процессы. В совокупности психические процессы составляют психику человека.

Психические свойства — это индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы.

Психические состояния —одна из форм психофизиологической активности, проявляющейся в деятельности, общении и поведении человека. Психические состояния в целом характеризуют временную динамику психической деятельности.

Психические состояния — важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения, деятельность и поведение. Среди многообразия состояний выделяют эмоциональные (фрустрация, стресс, аффект и т.д.) и функциональные (утомление, напряжение, монотония и т.д.).

Все психические явления тесно взаимосвязаны. Так, психические процессы всегда протекают на фоне определенных психических состояний и вместе с тем отражаются в разнообразных состояниях, а индивидуальные различия в психических процессах и состояниях выступают в качестве характеристик психических свойств.

Работы психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Ру­бинштейна и А.В.Запорожца свидетельствуют, что ни одно из качеств человеческой психики как высших психических функций (воля, память, мышление, творчество и др.) не дано ребенку от рождения в готовом виде. Эти качества формируются как результат усвоения детьми опыта, накопленного предшествующими поколениями. Не передаются по наследству и жизненно важные двигательные действия и движения.

Предоставленный самому себе, ребенок никогда не встанет на ноги и не пойдет: как известно, даже этому его приходится учить. От рождения движения не являются свойствами человеческой личности, человеческой жизнедеятельности. Они могут стать таковыми только в процессе их социального, культурно-исторического способа использования. По мере того как органы тела индивида превращаются в органы человеческой жизнедеятельности, возникает и личность как индивидуальная совокупность социально-функциональных органов. В этом смысле возникновение личности представляет собой процесс преобразования биологически заданного мате­риала силами социальной действительности, существующей вовне и совершенно независимо от этого материала (А.В.За­порожец).

Человек как биосоциальное существо — единственное живое создание, познающее и преобразующее не только окружающую среду, но и самого себя. Специфичность условий, заданных занятиями физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способом виґдения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями, умениями целенаправленно перемещать свое тело во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью он развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость) и вместе с тем совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности.

Таким образом, психология физического воспитания и спорта — это область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека посредством освоения физической культуры в условиях учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Перед специалистами в области психологии физической культуры стоят две основные цели, которые и порождают многообразие исследовательских и практических задач. Первая — изучение воздействия занятий при освоении физической культуры на психическое развитие и формирование личности. Вторая — изучение влияния психологических факторов на физическую активность, развитие и физическое здоровье занимающихся.

Эти цели предполагают решение ряда задач в сфере физической культуры, которые можно разделить на теоретико-методологи­ческие, экспериментальные и практические. Обобщим и выделим основные задачи, которые, с точки зрения большинства исследований, являются сквозными.

Итак к задачам физической культуры относятся:

1) повышение эффективности и оптимизация процесса физического воспитания как неотъемлемой части физической культуры и социализации личности человека;

2) совершенствование двигательных способностей человека и изучение их влияния на психическое развитие занимающихся;

3) определение закономерностей динамики психических процессов (состояний, качеств, функций) в процессе освоения и совершенствования двигательных способностей;

4) выявление и позитивное изменение мотивационно-потреб­ностной сферы личности человека в отношении физической культуры на всех этапах его развития;

5) совершенствование средств и методов диагностики и формирования личностных структур (процессов, состояний, Я -кон­цепции) в социокультурном пространстве физической культуры.

Естественно, что эти задачи на современном этапе осознания роли физической культуры и спорта в жизни общества с необходимостью приводят к переосмыслению деятельности учителя по физической культуре. Основным содержанием и направлением деятельности педагога (инструктора) по физической культуре является ориентация на формирование личности занимающихся. В данном случае присвоение физической культуры — не цель, а средство развития психики и личностного роста человека в различные периоды жизнедеятельности. Эта смена практических установок приводит к осознанию и соответственно к обогащению содержания деятельности учителя на современном этапе физкультурного образования, ко все большему включению психологических знаний и умений в арсенал способов и средств работы специалистов, занятых в сфере физической культуры.

1.4. Подходы и принципы психологии физической культуры

Как отмечают Р.С.Уэйнберг и Д.Гоулд, современные специалисты в области психологии спорта и физической культуры в своей работе могут использовать бихевиористический, психофизиологический и когнитивно-бихевиористический подходы.

Бихевиористический подход. Сторонники данного подхода считают основными детерминантами поведения спортсмена или человека, занимающегося физической культурой, внешние факторы, главным образом — поощрение и наказание. Относительно небольшое значение отводится мыслительным процессам, восприятию и личности занимающегося. В.Л.Хьювард, к примеру, обнаружил, что профессиональные бейсболисты низшей лиги, которым платили по 10 долларов за удар, значительно улучшили качество ударов в течение сезона. Л.Д.Аллен и Б.А.Иуата выявили возможность увеличения продолжительности выполнения упражнений детьми с замедленным развитием, пообещав им поиграть в любимые игры. Эти два примера иллюстрируют изменение поведения посредством систематического воздействия внешних факторов.

Психофизиологический подход. Психологи, специализирующиеся в области психофизиологии спорта и физической культуры, считают, что лучшим способом изучения поведения в спорте и во время занятий физической культурой является изучение физиологических процессов головного мозга и их связи с двигательной активностью.

Специалисты в этой области обычно определяют частоту сердечных сокращений, активность головного мозга, потенциалы действия мышц, а также изучают взаимосвязь между этими психофизиологическими параметрами и поведением спортсменов и людей, занимающихся физической культурой. Примером может служить использование техники обратной связи в процессе тренировки сильнейших стрелков, когда выстрел производится в период между сердечными сокращениями, что позволяет значительно повысить точность (Ландерс, 1985). Они изучают поведение, исходя из психофизиологических процессов, происходящих в головном мозге.

Когнитивно-бихевиористический подход. По мнению сторонников данного подхода, поведение определяется влиянием внешних и когнитивных факторов, а также тем, как человек интерпретирует внешние факторы. Главное внимание уделяется познавательным способностям спортсмена или человека, занимающегося физической культурой, поскольку считается, что именно мышление — главный фактор, обусловливающий поведение. Представители этого направления разрабатывают специальные анкеты, которые позволяют оценить степень уверенности в своих силах, уровень тревожности, целеустремленность, внутреннюю мотивацию и т.п. Полученные данные затем сопоставляются с изменениями в поведении спортсмена или занимающегося. Например, борцов — учащихся колледжей попросили дифференцировать источники стресса, проявляющегося во время соревнований (озабоченность по поводу недостаточно хорошего ведения поединка, беспокойство по поводу того, что может подумать или сказать тренер, и др.). Как оказалось, борцы-неудачники чаще всего тревожатся по поводу оценки тренера, поражения и совершения ошибок (Д.Гоулд, Р.С.Уэйнберг). Таким образом, осуществляется анализ взаимосвязи между мыслями спортсменов и их поведением (победа или поражение). В соответствие с этим, по мнению представителей когнитивно-бихевиористического подхода, поведение спортсменов зависит от внешних факторов, мыслей спортсмена и их интерпретации.

Как видим, зарубежная психология физической культуры и спорта основывается на развитых теориях, принятых в американской психологической науке. Они односторонне представляют детерминацию поведения человека, вырывая спортсмена из контекста многообразных взаимодействий. В противовес этому отечественная психология основывается на принципе деятельности, разрабатывавшейся в школе Л.С.Выготского—А.Н.Леонтьева, а следовательно, и принципа системности в исследовании. Отечественные психологи ориентированы на изучение личности деятеля (спортсмена) во всем многообразии отношений, на деятельностном и личностном подходе. Согласно им, личность рассматривается как субъект культурно- и социально-исторического процесса, в ходе которого изменяются условия его жизнедеятельности, общие и конкретные средства и способы его физической деятельности, развивается, совершенствуется, изменяется его психика, создается психический тип и склад личности. Это деятельный процесс, в котором человек самостоятельно и активно участвует, изменяя ход социального и собственного развития.

Психология физического воспитания ориентирована на изучение деятельной и развивающейся личности. Иными словами, человек рассматривается как существо социальное, сознательное, действующее, познающее, общающееся, творящее, преобразующее, переживающее, управляющее собой, другими людьми и условиями деятельности.

Личностно-деятельностный подход базируется на принятых в отечественной психологии принципах единства сознания и деятельности, и историзма, и развития. Психология физического воспитания основывается на принципе единства теории и практики. В силу этого психология физической культуры и воспитания выступает не только как специальная область для теоретических исследований, но и как прикладная наука, строящая свою теорию на основании изучения практики. Психология физического воспитания, с


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: