Введение. Рабочая тетрадь по дисциплинеЭкол

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

По дисциплине

ЭКОЛОГИЯ

Фамилия И.О. студента (ки)………………………………

Группа………………………………………………………..

МОСКВА 2015

Рабочая тетрадь по дисциплине Экология / З.С. Артемьева, Е.Б. Таллер, Д.А. Постников, С.Л. Игнатьева, В.А. Раскатов

М.: Изд-во ООО”СпецПринт”. 2013. 30 с.

В рабочей тетради приведены тематические задания и основы теоретичес­кого курса по программе учебной дисциплины «Экология».

Предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению 110500.62 «Садоводство»

Рекомендовано к изданию учебно-методической комиссией

……………………………………………………………………………………….

Рецензент – Белопухов Сергей Леонидович, д.с.-х.н., профессор

© Артемьева З.С., Таллер Е.Б.,

Постников Д.А.,Игнатьева С.Л.,

Раскатов В.А. 2013

© ООО”СпецПринт”. 2013

Содержание

Введение…………………………………..…………………………………………..3

ЧАСТЬ 1. Предмет, цели и задачи общей экологии

Модуль 1. Основные этапы развития экологической науки ……………………4

Модуль 2. Среда и экологические факторы …………………………………..…5

Модуль 3. Популяции ……………………………………………………………..9

Модуль 4. Биоценозы (сообщества)………………………………………………10

Модуль 5. Экосистемы …………………...................................................................12

Модуль 6. Биосфера ………………………………………………………………14

Модуль 7. Человек в биосфере ………………………………………………......17

ЧАСТЬ 2. Лабораторные работы

Модуль 1. Определение качественных характеристик воды. Органолептические показатели качества воды и их определение. Цветность. Запах. Мутность. Пенистость. Прозрачность. ……………………………………………………...19

Модуль 2. Оценка состояния лесного фитоценоза …………………………….24

Модуль 7. Оценка величины флуктуирующей асимметрии растительных образцов как индикатора загрязнения ОС на примере листьев березы………………26

Библиографический список …………………………………………………….29

Введение

Цель изучения курса «Общая экология» заключается, во-первых, в формировании у студентов современных представлений о составе и строении биосферы как единого целого, о направлениях её эволюции, о целостности и гомеостазе экосистем, о взаимодействии организмов и среды, о взаимодействии процессов, происходящих в атмосфере, гидросфере и литосфере; во-вторых, в ознакомлении студентов с экологическими принципами охраны природы и рационального природопользования, с необходимостью и перспективами создания не разрушающих природу технологий с точки зрения единства биосферы, с новыми, в том числе и автоматизированными системами и средствами контроля и мониторинга окружающей среды; и, в-третьих, в воспитании у студентов ответственного отношения к природе и в формировании биоцентрического мировоззрения.

Правила заполнения студентами рабочей тетради

1. Все записи выполняются простым карандашом или шариковой ручкой.

2. Не допускается использование нестандартных сокращений экологических терминов и индексов.

3. При выполнении заданий по итоговым темам теоретического или практического разделов тетради преподаватель проверяет правильность выпол­нения каждого задания и ставит оценку в журнале.

4. По окончанию изучения основных тем дисциплины «Экология» на семинарс­ких и лабораторных занятиях преподаватель назначает сроки сдачи ра­бочих тетрадей на проверку с последующей аттестацией студента для выставле­ния итоговой оценки.

5. Аккуратно и правильно заполненная студентом рабочая тетрадь сдается на проверку преподавателю в период проведения учебной сессии с обязательной отметкой в журнале.

6. Студенты, выполнившие правильно задания и лабораторные работы, предусмотренные по рабочему плану, допускаются для сдачи зачета по дисцип­лине «Общая экология».

7. Пропущенные темы экологического практикума отрабатываются студентами индивидуально с 15 до 17 часов по согласованию с дежурным преподавате­лем.

ЧАСТЬ 1. Предмет, цели и задачи общей экологии

Модуль 1. Основные этапы развития экологической науки. Содержание, предмет и задачи экологии.

Экология — это наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей средой, или наука, изучающая условия существования живых ор­ганизмов, взаимосвязи в среде, в которой они обитают. В идеале она стремится раскрыть и познать все многообразие взаимосвязей между населяющими нашу планету животными, растениями и средой их обитания.

Огромный вклад в формирование экологических знаний внесли такие ученые, как Ж. Турнефор (1656-1708), К. Линней (1701-1778), Ж. Бюффон (1701-1788), С.П. Крашенинников (1711- 1755), И.И. Лепехин (1740-1802), П.С. Паллас (1741-1811), Ж.Б. Ламарк (1744-1829), А. Гумбольдт (1769-1859). Основоположник отечественной экологии – К.Ф. Рулье (1814-1858). Научные работы Рулье оказали значительное влияние на направление и характер исследований его учеников и последователей – Н.А. Северцева (1827-1885), А.Н. Бекетова (1825-1902). Огромный вклад в становлении зооэкологии, как науки, внес А. Ф. Миддендорф (1815-1894).

Выдающуюся роль в подготовке научного сообщества к восприятию в дальнейшем экологических идей и их дальнейшем развитии имели работы Ч. Дарвина (1809-1882), имеющие ярко выраженную эволюционно-экологическую направленность, прежде всего его теория естественного отбора как вектор поис­ка определенных взаимосвязей, позволившая понять суть разных “стратегий выживания”, используемых организмами в тех или иных условиях.

Основы биоценологии были заложены немецким гидробиологом К. Мебиусом (1825-1908), им же был введен термин биоценоз (1877).

Термин биосфера был предложен австрийским геологом Э. Зюссом (1831-1914), целостное учение о биосфере было создано нашим великим соотечест­венником академиком В.Н. Вернадским (1863-1945), большой вклад в развитие биогеоценологии внес академик В.Н. Сукачев (1880-1967), теоретиком в страте­гии развития экологии, несомненно, является профессор Н.Ф. Реймерс (1931-1993).

Термин «экология» впервые ввел немецкий биолог Э. Геккель (1834 –1919) в 1866 г., образовав его от двух греческих слов, означающих в переводе «наука о местообитании». По Э. Геккелю, экология представляет собой науку о «до­машнем быте» живых организмов и призвана исследовать «все те замкну­тые взаимоотношения, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за суще­ствование».

Современное определение экологии трактуется так – экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов между собой и с окружающей средой, а также исследующая структуру и функционирование биологичес­ких (надорганизменных) систем различного уровня. (Маврищев, 2011)

Ответьте письменно.

1. Основная цель экологии._________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Задачи и значение экологии в современном развитии общества.________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие уровни организации биологических систем изучает экология?

а)._________________________________________________________________

б)._________________________________________________________________

в)._________________________________________________________________

4. Какие подходы используются в экологии?

а)._________________________________________________________________

б)._________________________________________________________________

в)._________________________________________________________________

г). _________________________________________________________________

д). _________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: