double arrow

Структура и отличительные черты общих методов политического анализа

Основания методологического разнообразия политического анализа во многом предопределены, с одной стороны, его особенностями как прикладной дисциплины; а сдругой – спецификой политической проблематики как предмета анализа. Успешность применения тех или иных способов отображения ситуации в политическом анализе во многом зависит от их способности сохранять оперативность и инновационность; предлагать сравнительно простые действия, не требующие значительных временных, организационных и прочих затрат; быть достаточно гибкими, легко адаптируемыми к различным проблемным ситуациям; сочетать преимущества неформальной качественной аргументации с достоинствами формализованных количественных выкладок.*

* Patton C.V., Sawicki D.S. Basic Methods of Policy Analysis and Planning. Prentice-Hall, Englewood Cliffs, 1983. P. 14.

В целом можно выделить две группы методов политического анализа – общие и частные. Общие методы преопределяют направленность, ракурс и методологическое обеспечение всех этапов политического анализа. К ним можно отнести инвент-анализ, ситуационный анализ и некоторые другие.

К частным относятся стандартные методы, заимствованые из статистики, социологии, экономики и других дисциплин; их применение в различных комбинациях на отдельных стадиях (этапах) политического анализа определяется конкретной целесообразностью. К данной группе методов можно отнести выборочный метод, контент-анализ, математическое моделирование, анализ выгод и издержек и др.

Среди общих методов, помогающих формированию наиболее важных оценок и способов интерпритации ситуации, важнейшее значение имеет ивент-анализ, в рамках которого политический процесс представляется как событийный ряд, представленный, например, в виде выступлений политических лидеров, массовых демонстраций и т.д., каждое из которых оказывает то или иное воздействие на ситуацию в целом и за каждым из которых стоят конкретные действующие лица со своими интересами, и т.д. Тем самым данныйй метод позволяет упорядочить поток политических событий (в противоположность наложению готовой концептуальной схемы на ситуацию, что часто приводит к неадекватным результатам), предлагая методологический инструментарий, помогающий структурировать их таким образом, чтобы сквозь череду явлений проявились объективные тенденции, скрытые порой от самиж действующих лиц этого прорцесса. В результате появляется возможность выработать объективную оценку, сформулировать и обосновать прогноз развития событий.

Типовая схема этого метода анализа, в частности, предполагает:

Ø выявление участников политического процесса и неполитичес­ких субъектов, стоящих за каждым из участников или оказывающих влияние на процесс в целом;

Ø оценку уровней политического влияния и других ресурсов каж­дого из участников событий и поддерживающих его сил;

Ø установление стратегических целей и тактических задач участ­ников политического процесса, оценку расстановки политических сил и конфигурации интересов;

Ø выяснение возможных стратегических союзов и тактических ко­алиций, формирование сценариев развития событий и оценку харак­тера реакции участников и субъектов политического процесса на те или иные сценарии развития политической ситуации;

Ø формулирование альтернативных действий и оценку вероятно­сти их успеха;

Ø формирование целостной стратегии на основе оптимальных ва­риантов действий с учетом прогноза развития политической ситуа­ции, а также средств и ресурсов для их реализации.*

* Яковлев И.Г. Информационно-аналитические технологии и политическое консультирование // Полис. J998. № 2. С. 131.

Таким образом, метод ивент-анализа предполагает последователь­ное описание следующей схемы: политическая ситуация – события – среда – участники (их ресурсы, интересы, взаимосвязи) – ограни­чения деятельности – цели и задачи (критерии успеха/неуспеха) – альтернативные решения – сценарии и прогнозы – стратегия дей­ствий.

В качестве примера прикладного применения ивент-анализа мож­но упомянуть разработку, осуществленную Институтом анализа и уп­равления конфликтами и стабильностью (ИАУКС) в рамках проекта «Система управления конфликтами и стабильностью» (САУКС-Россия). Далее (в сокращенном и адаптированном виде) приведена базо­вая схема рубрикации для пособытийного ввода данных в систему.


Схема 1


Продолжение схемы 1


Внесение в базу данных записей в соответствии с приведенной рубрикацией позволяет построить гибкую систему индексов, которые отражали бы динамику событий и позволяли сделать обоснованные заключения относительно обозначившихся тенденций, отражающих общее состояние политической стабильности в том или ином регио­не, а также их пороговые значения.

Системы ситуационного анализа, подобные описанной, позволяют решать комплексные прикладные задачи, связанные с информацион­ным обеспечением процесса принятия политических решений. Задача-минимум – это мониторинг политической ситуации, отслеживание изменений ключевых параметров ситуации. Задача более высокого уров­ня – осуществление прогноза ее развития, построение и апробирова­ние сценариев. Наконец, задача-максимум – на основе мониторинга данных обеспечить автоматизированное генерирование комплексных стратегий управления политическим процессом как в его отдельных сег­ментах, так и в целом. И хотя сегодня удовлетворительных прикладных решений на уровне задачи-максимум еще не предложено, можно ожи­дать, что ускоряющийся с каждым днем прогресс в области компью­терных и нейронных технологий, искусственного интеллекта, матема­тического моделирования и системного анализа позволит в обозримом будущем выйти на уровень решения и этих сложнейших задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: