Чаще всего сферу услуг подразделяют на два условных подсектора:
· Производство материальных услуг – транспорт, торговля и пр., те услуги, производство которых связано с использованием материальных объектов.
· Производство нематериальных услуг – здравоохранение, образование, социальное обслуживание, шоу-бизнес и пр.. Здесь производство имеет большую обособленность от материальных объектов.
Условность такой классификации и прирастающая обширность направлений деятельности сферы услуг, порождает то, что до сих пор среди специалистов нет общего единства на отраслевой состав сферы услуг. Например, туристическую услугу можно одновременно отнести в оба подсектора: материальная услуга связана с транспортом, проживанием в отеле, и нематериальная услуга, заключающаяся в экскурсионном обслуживании. Такое положение дел порождает другие подходы классификации. Например, на три сектора:
- третичный (или инфраструктурным), включающем три подсектора: транспорт, связь и передачу тепла и электричества.
|
|
- четвертичный (или распределительно-обменный), также включающим три подсектора: торговля, страхование и финансы.
- пятеричный (или социально-управленческий), объединяющем пять подсектора: управление, наука, образование, здравоохранение, искусство.
Такая структуризация продолжает и развивает утвердившуюся классификацию производства материальных благ: первичный сектор – промышленность и вторичный сектор – сельское хозяйство. Классификация сервисной деятельности по отраслевому принципу подразделяет эту сферу на ряд крупных секторов экономики: торговлю, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, финансы, наука, управление и образование.
Рисунок 5.2.3 Классификация сферы сервиса по отраслевому признаку