Данный тип эффективен в том случае, когда цель абсолютно ясна, но в силу ряда причин точно оценить ситуацию и определить проблему не представляется возможным, Поэтому решение принимается в условиях неопределенности, а ситуация оценивается после принятия, иногда после реализации решения.
| ЦЕЛЬ |
| ситуация |
| проблема |
| решение |
Рисунок 10.3.5 Поисковый тип разработки управленческого решения
Например, производители самолета «Конкор» приняли решение о его выпуске не зная твердо о намерениях потенциальных покупателей этого типа лайнеров, ибо связывали свои решения с результатами испытаний и неизвестной реакции различных стран на пролет и использование этих типов самолетов. Таким образом, решение о производстве данного типа самолетов было принято лишь на основе цели – занять доминирующее положение на рынке без четкой оценки ситуации и определения проблемы. В результате самолет не был закуплен другими компаниями, а страна-производитель понесла финансовые убытки.
Основные методы разработки и принятия решений
Методы разработки и принятия решений можно рассматривать в двух плоскостях. Во-первых, это последовательность операций, необходимых для принятия решений. Во-вторых, это способы и приемы анализа, обработки информации, выбора альтернатив.
Строго говоря, специальных методов разработки и принятия управленческих решений нет и быть не может. Все приемы и методы, которые используются в процессе управления, являются инструментарием системного анализа. Собственно, искусство управления является частным случаем системного подхода и системного анализа в практическом применении к организационным системам. Поэтому методы принятия управленческих решений можем считать конкретными способами системного анализа, с помощью которых может быть решена возникшая или поставленная задача, проблема.
В соответствии с классификацией методов системного анализа, следует различать методы принятия управленческих решений на основе количественной информации (количественные методы), на основе психологических приемов (качественные или эвристические методы) и на основе наглядных графических способов анализа (графические методы). Некоторые из этих методов были рассмотрены в предыдущих главах (7, 8 т 9 главы настоящего электронного учебника). Здесь, в этом параграфе 10 главы, рассмотрим некоторые методы исходя из задач управления.
Таблица 10.4.1 Примеры применения методов системного анализа для решения некоторых управленческих задач
| Управленческие задачи | Методы решения |
| Организационно-управленческие задачи 1. Организация или улучшение работы основных управленческих и исполнительных подразделений, а также функциональных и линейных связей между ними. | · Метод наблюдения · Метод построения графической организационной структуры · И др. |
| 2. Оптимизация затрат. 3.Общая смета затрат на производство. | · Статистические методы · Экономические методы · Метод дерева целей · И др. |
| 4. И пр. | |
| Маркетинговые задачи 1. Определение «портрета» потенциального потребителя продукции (услуги) | · Метод наблюдения · Статистические методы · Экономические методы · И др. |
| 2. Емкость потребительского рынка. 3. Ценовой диапазон продукция (услуги) для того, чтобы быть приемлемым для потенциальных потребителей. 4. Объем реализации продукции (услуг) в стоимостном выражении за определенный период. | |
| 5. Конкурентоспособность товара/услуги. 6. Конкурентоспособность предприятия. | · Метод составления рейтинга (шкала порядка) · Метод построения многоугольника конкурентоспособности · SWOT-анализ · И др. |
| 7. Организация или оптимизация продвижения (рекламы) товаров (услуг). | · Метод сопоставления данных · Построения дерева возможностей и решений · Метод мозгового штурма · И др. |
| 8. И пр. | |
| Производственные задачи 1. Хозяйственно-экономические результаты работы всей организации или его подструктуры | · Статистические методы · Экономические методы · И др. |
| 2. Сырьевая база для производства продукции (услуги). 3. Оборудование необходимое для производства товара (услуги). | · Метод сопоставления данных поставщиков · Построения дерева возможностей и решений · Статистические методы · И др. |
| 4. Технологический процесс производства продукции (услуги). 5. Нормы расходов ресурсов по их видам, и общий объем ресурсов в натуральном и в стоимостном выражениях необходимый для производства запланированного количества продукции (услуг). | · Метод наблюдения · Метод составление технологических, схем, карт, рецептур и т.п. · Метод линейного программирования · Построения дерева возможностей и решений · Статистические методы · И др. |
| 6. Организация или оптимизация системы снабжения и сбыта в организации. 7. Организация или улучшение качества продукции (обслуживания). | · Опросные методы (анкетированеи) · Метод наблюдения · Метод сопоставления данных · Построения дерева целей · Метод мозгового штурма · И др. |
| 8. И пр. | |
| Кадровые задачи 1. Определение или оптимизация организации и условий оплаты труда 2. Организация повышения квалификации персонала | · Метод наблюдения · Метод сопоставления данных · Построения дерева целей · Метод совещания · И др. |
| 3. Решение локальных кадровых задач психологического характера. | · Метод наблюдения · Метод деловых игр · И др. |
| 4. И пр. | |
| Задачи развития предприятия в будущем 1. Стратегическое планирование бизнеса 2. Планирование выпуска новой продукции/услуги 3. Диверсификация производства 4. Открытие новых офисов, филиалов 5. Организация франчайзинговой сети 6. И пр. | · Метод аналогий · Экономические методы · Метод сценариев · Метод морфологического анализа · Метод дерева решений · И др. |
| Задачи выхода из кризисного (предкризисного) состояния 1. Формирование стратегии выхода (предотвращения) из кризисного (предкризисного) состояния 2. И пр. | · Статистические методы · Экономические методы · Метод сценариев · Метод совещания · Метод дерева решений · Имитационное моделирование · И др. |
Специалисты по практическому применению системного анализа рекомендуют при любых приемах и методах выполнять три простых правила:
ü Воздерживаться от скоропостижных суждений – любая идея может оказаться ценной и разумной (возможно стоит изменить ракурс рассмотрения).
ü Стремиться к свободной генерации идей (своих или поиск чужих и их модификация).
ü Комбинировать и сочетать различные методы, способы, идеи.






