1 – линейный тип УР
Данный тип характеризуется неизменной последовательностью этапов. Он используется когда есть четкая определенность целей, ситуации, проблемы и условия принятия решений.
Рисунок 10.3.2 Линейный тип разработки управленческого решения
Используется в типовых, повторяющихся ситуациях (бюрократический аппарат).
Корректируемый тип УР
Характеризуется необходимостью корректировки предыдущих этапов каждого или некоторых. Например, сформулирована определенная цель, в результате оценки ситуации установлено, что достигнуть эту цель невозможно В этом случае придется скорректировать цель.
Рисунок 10.3.2 Корректируемый тип разработки управленческого решения
Разветвленный тип УР
Этот тип используется в случае возникновения сложных комплексных проблем, требующих детальной проработки различных аспектов и принятия серии решений, взаимосвязанных между собой. Например, в организации поставлена цель – освоить выпуск нового продукта. Очевидно, в этом случае необходима информация по следующим ресурсам и параметрам: тип продукции; поставщиков сырья и материалов; технологию; оборудование; финансовые источники; квалифицированные кадры; систему сбыта и т. д..
Рисунок 10.3.3 Разветвленный тип разработки управленческого решения
По каждому из этих направлений предстоит принять соответствующие решения
Ситуационный тип УР
За основу управления принято понятие «ситуация» как основной объект описания, анализа и принятия решений. Следовательно, необходимы соответствующие средства - описания, классификации, обучения и трансформации ситуаций в соответствии с принимаемыми решениями.
Рисунок 10.3.4 Ситуационный тип разработки управленческого решения
Классификации ситуаций обосновывается существованием на каждом уровне управления множества ситуаций (исходя из анализа структуры задач управления в больших системах). Число ситуаций может быть несоизмеримо велико по сравнению с множеством возможных решений по управлению. Задача принятия решений тогда будет трактоваться как задача поиска такого разбиения множества ситуаций на классы – упрощение ситуации и решение ее на более простом уровне.
Данный тип используется в том случае, когда цель существует априори, а принять решение необходимо исходя только из сложившейся ситуации. Например, ч исло жалоб на качество обслуживания со стороны клиентов организации увеличилось. Лица, принимающие решения должны определить причину этого и принять соответствующее решение, ибо цель организации – обеспечить высокое качество обслуживания клиентов.