double arrow

Христианизация Руси и изменения в государственном управлении

Государственное управление в удельный период (XII — ХШ вв.)

Древнерусское государство — крупнейшая держава средневе­ковой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополити­ческое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, вос­точно-христианской Византийской империей, иудейским Хазар­ским каганатом, кочевниками-язычниками.

История государственности и государственного управления на Руси IX—XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерус­ской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произ­ведениях общественно-политической мысли Древней Руси, жи­тийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны госу­дарственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках.

В дореволюционной историографии Древнерусское государ­ство изучалось в русле или под влиянием «государственной шко­лы», которая рассматривала Киевскую Русь как самобытное об­щество и государство, развивавшееся иным, чем Европа, путем (исключение составляли Н.П. Павлов-Сильванский и незначитель­ный круг его последователей, доказывавших развитие в Киевс­кой Руси феодализма). Советская историография была ограниче­на догматизированной вариацией теории общественно-экономи­ческих формаций. М.Н. Покровский первоначально развивал при­менительно к этой эпохе идею торгового капитализма. С конца 30-х гг. после работ Б.Д. Грекова в официальной историографии утвердились представления о Древнерусском государстве как раннефеодальной монархии. В то же время С.В. Юшков в большей степени склонялся к термину «дофеодальное государство», бело­русская школа историков (А.П. Пьянков, В.И. Горемыкина) вслед за С. В. Бахрушиным отстаивала рабовладельческий характер об­щественных отношений. И.Я. Фроянов и его школа (С.-Петер­бург) обосновывают теорию патриархального характера Древней Руси. С этой точки зрения, Киевская Русь не государство, а ги­гантский суперсоюз племен, в составе которого складываются го­рода-государства. На наш взгляд, все эти концепции строятся на основе аналогий с европейским историческим процессом и ис­кусственно подгоняют факты под теорию общественно-экономи­ческих формаций. По нашему мнению, становление государствен­ного управления на Руси целесообразно рассмотреть в контексте цивилизационного (культурно-исторического) подхода с учетом геоэтнокультурогенеза, духовных процессов и геополитических факторов, определявших развитие древнерусской государствен­ности в условиях смены преобладающих типов общественного развития.

Становление государственной власти


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: