double arrow

Государственного управления

Павел I пытался «исправить» все, что, по его мнению, было приведено в беспорядок матерью, действуя в том же русле аб­солютистского управления. Он стремился укрепить и возвысить принцип самодержавия, единоличную власть по прусским госу­дарственным образцам, внедрить в российское управление идеи почитаемого им родственника — короля Пруссии Фридриха: 1. Актом 5 апреля 1797 г. был установлен порядок престоло­наследия от отца к старшему сыну по закону, гарантирую­щий престол от случайной узурпации и воцарения женской особы; учреждавший императорскую фамилию и право им­ператора определять супружеские браки ее членов, что закрепило на российском престоле династическую линию потом­ков голштин-готторпских герцогов[114].

2. Укрепил самодержавную власть, ослабил значение Сената, но усилил надзор генерал-прокурора Сената за органами цен­трального управления и местных прокуроров за губернатора­ми, другими чиновниками. Учредил военные губернаторства в столице и Москве. Упразднил ряд наместничеств, где гене­рал-губернаторы проявляли самостоятельность.

3. По линии централизации управления он воссоздал Мануфак­тур-, Камер-, Берг- и некоторые другие коллегии, поставил во главе их директоров, наделил правом личного доклада царю, самостоятельностью действий от членов коллегий. Главу Коммерц-коллегии В.А. Гагарина именовал мини­стром. Казначею А.И. Васильеву подчинил казначейские эк­спедиции Сената, выделенные из ведения генерал-прокуро­ра. В самостоятельное центральное учреждение выделен из Сената Почтовый департамент. Самостоятельным стал и Де­партамент водяных коммуникаций. Для управления земля­ми и крестьянами царской фамилии создано центральное ве­домство во главе с департаментом уделов, который возгла­вил министр Уделов. Павел I составил записку «Об устрой­стве разных частей государственного управления», где содер­жался план учреждения министерств вместо коллегий.

4. Павел отказался от курса матери с ее опорой на «просвещен­ное» дворянство, приостановил действие многих статей жа­лованной грамоты дворянства, ограничил дворянские приви­легии, права и льготы, решил восстановить «блеск самодер­жавия», уменьшить влияние дворян на царское управление, обязал их вновь служить, восстановил для них телесные наказания, ввел сборы с дворян на содержание губернской ад­министрации, упразднил губернские и ограничил уездные дво­рянские собрания, расширил сферу вмешательства губерна­тора в дворянские выборы, сократил впятеро количество дворян-избирателей.

5. В стремлении оградить Россию от влияния Французской ре­волюции ужесточил цензуру, запретил частные типографии, употребление слов «граждане», «отчество», «общество» и др., поездки во Францию, импорт французской литературы, пользование французским языком и т.д.

6.Перетряхнул местное управление, перекроил губернское, уезд­ное деление[115], уменьшил число губерний и соответственно их учреждений, закрыл приказы общественного призрения, воз­вратил окраинам прежние структуры и формы управления.

7. Изменил радикально городское управление на немецкий ма­нер, объединил с полицейскими органами слабое сословное управление в городах. Упразднил в губернских городах думы, управы благочиния, учредил ратгаузы во главе с назначен­ными императором президентами, которые контролировались губернаторами и Сенатом, имели в своем составе чиновни­ков, как назначаемых Сенатом, так и избираемых горожана­ми и утверждаемых императором. Объединены администра­тивные, полицейские, финансовые, хозяйственные и частич­но судебные функции. Ратгаузам подчинены магистраты, ратуши. Уменьшено число сословных судебных структур. В 1799 г. в губернских и уездных городах созданы ордонансгаузы во главе с полицмейстером, городничим или комендан­том. Новые военно-полицейские органы ведали и военным судом, тюрьмами.

8. Проявил стремление опереться на бюрократию, увеличил число чиновников в центральном и местном аппарате, про­вел ряд мер по укреплению служебной дисциплины. Павел I централизовал до крайности управление, усилил его деспотическую форму, вмешивался лично во все детали управле­ния через собственную канцелярию, Сенат, Синод, коллегии, укреплял единоначалие, роль бюрократии, углубляя кризисное состояние системы абсолютистского правления, которая не смог­ла избавить Россию от нового обострения противоречий, анти­крепостнических выступлений на рубеже XVIII—XIX вв., крова­вой смены верховной власти весной 1801 г.

* * *

Государственное управление во второй половине XVIII в. было направлено на укрепление власти абсолютного монарха, еще бо­лее централизовано и бюрократизировано.

Умножены и укреплены органы на местах, которым переда­ны некоторые функции центрального управления; широкие пол­номочия предоставлены губернаторам и генерал-губернаторам, возвышен институт губернаторства. Учреждены наместничества.

Усовершенствовано общественное сословное управление. Дво­рянству, городам жалованы права самоуправления, корпоративной организации, функционирования на основе законов империи, под контролем царской администрации. Изменено, ужесточено государ­ственное управление духовенством, крестьянством, казачеством.

Осуществлена полицеизация управления, особенно местно­го, уездного, во главе которого поставлены полицейские чины, созданы специальные полицейские управы благочиния.

Система государственного управления реформирована чисто императорско-административными методами. Проигнорированы прогрессивные идеи западных и отечественных мыслителей-про­светителей, депутатов Уложенной комиссии, зарубежный опыт организации управления, движения к гражданскому обществу, конституции, всесословному представительному управлению.

Реформы управления не ослабили остроты внутренних соци­альных противоречий, не обеспечили любезных монархам тиши­ны и спокойствия, не избавили империю от потрясений, вызван­ных разложением средневековых институтов и стремлением спа­сти их, не останавливающимся перед применением исполнитель­но-деспотического давления, превратившего Россию в «царство страха», в условиях которого стал возможен еще один кровавый дворцовый переворот. Павловская контрперестройка обнаружила неустойчивость самодержавно-абсолютистского государственно­го управления, чередование в нем «просвещенных» и деспотичес­ких начал, организационную слабость его звеньев, усиление край­ней бюрократической централизации, вмешательство монарха во все сферы, уровни, детали управления, жесткую регламентацию в организации и деятельности управленческих структур.

Усилия Екатерины II и Павла I в сфере управления носили ярко выраженный охранительно-традиционалистский характер, укрепляли феодальные устои, консерватизм системы государствен­ного управления, отдаляли Россию от Запада, где распространя­лись и утверждались реформистскими и революционными спосо­бами демократические процессы; создавали предпосылки для даль­нейшего отставания страны, неадекватно отражали назревавшие объективные потребности XVIII в. На эти процессы, на Француз­скую революцию Екатерина II отреагировала жестко. Преследова­лось свободомыслие, были сурово наказаны российские просвети­тели, активизирован полицейский сыск, ужесточены наказания за преступления. Забыты либеральные высказывания, сброшена маска просвещенной императрицы, «просвещенный» абсолютизм заме­нен режимом «военной и полицейской диктатуры»[116]. По свидетельству В.О. Ключевского, иностранцы, путешествующие по России в 1790-е гг. с целью ознакомления на месте с итогами екатеринин­ского правления, пророчили, что рано или поздно эти преобразо­вания непременно приведут к великой революции в России.

Вопросы для самопроверки

1. Предпосылки и условия изменения государственного управления во второй половине XVIII в.

2. Реорганизация функций, органов высшего и центрального управления в 60—90-е гг.

3. Реформа местного управления на основе «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» 7 ноября 1775 г.

4. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (21 апреля 1785 г.) и формирование сословного дворянского управления.

5. Становление государственного и общественного управления в соответствии с грамотой на права и выгоды городам Российской импе­рии (21 апреля 1785 г.).

6. Усиление государственных начал в церковном, крестьянском, казачьем управлении.

7. Социальная направленность, основные черты и уроки реформирования государственного управления во второй половине XVIII в.

Рекомендуемая литература

Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII — в первой половине XIX века. М., 1994.

Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства. 21.04.1785 г. // Политическая история России. Хресто­матия. М., 1996.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России. М., 1994.

Наказ императрицы Екатерины II, данный комиссии о сочинении проекта нового уложения. // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1999. № 3.

Наставление губернаторам. 21.04.1764 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Нижний Новгород, 1994.

Об учреждении в Сенате, в Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел. Манифест 15.12.1763 г. // Учреждения государственного управления в России: опыт формирования и эволюция. Документы повествуют... Нижний Новгород, 1994.

Отечественная история с древнейших времен до 1917 г. Энциклопе­дия. А-Д. М., 1994.

Платонов С.Ф. Учебник русской истории. СПб., 1993.

Российская государственность: исторический аспект. М., 1995.

Учреждение для управления губерний... 7.11.1755 г. // Политичес­кая история России. Хрестоматия. М., 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: