double arrow

Изучение оперативно-тактических особенностей отдельных объектов, зданий и сооружений


Начальствующий состав обязан изучить пожарную опасность технологических процессов производства, применяемых и изготавливаемых веществ и материалов, строительные конструкции зданий и сооружений системы водоснабжения и пожарной автоматики и другие особенности объектов, расположенных в районе выезда.

Сотрудники территориальных органов МЧС России обязаны изучить наиболее важные и пожароопасные объекты, расположенные в республиканских, краевых, областных центрах, на которые предусмотрен выезд по повышенным номерам вызова.

Занятия по оперативно-тактическому изучению объектов, как правило, проводят в составе группы в следующей последовательности:

изучение общих данных о противопожарном состоянии объекта;

изучение конструктивных и объемно-планировочных особенностей зданий и сооружений, пожарной опасности отдельных цехов и установок.

В ходе изучения объекта, здания или сооружения рассматриваются такие вопросы, как:

наличие стационарных установок тушения, автоматических средств обнаружения и извещения о пожаре;

характеристика системы внутреннего противопожарного водоснабжения объекта, трассировку и диаметр внутренних сетей, расположение на них пожарных кранов, емкостей приспособленных для целей пожаротушения, возможность их использования при тушении пожара;




пожарная опасность технологического процесса производства;

характеристика жилья, полуфабрикатов, готовой продукции;

наличие и характер средств связи;

организация и состояние местной пожарной охраны;

случаи пожаров на объекте, их особенности, характер развития и тушения;

информация по вопросам тушения пожаров на подобных объектах.

Изучение территории и планировки объекта проводится на местности и включает рассмотрение следующих вопросов:

внешние границы объекта;

оперативно-тактические особенности прилегающих к объекту участков, улиц, рельефа местности;

расположение въездов и выездов;

возможности преодоления ограждений на случай прокладки рукавных линий и доставки к месту пожара пожарного оборудования;

вид, характеристика, состояние и тактические возможности противопожарного водоснабжения на территории объекта, размещение пожарных гидрантов, водоемов и других источников водоснабжения;

способы повышения давления в водопроводной сети и пополнения пожарных водоемов;

целесообразные места установки пожарных автомобилей на водоисточники;

пути и способы прокладки рукавных линий к зданиям (сооружениям, установкам);

необходимость организации подачи воды в перекачку на случай пожара или подвоза ее автоцистернами;

размещение и назначение отдельных зданий, сооружений, установок на территории объекта, их внешняя характеристика (высота, разрывы, наличие стационарных пожарных лестниц, состояние и вид кровли, наличие пустот и слуховых окон, фонарей и др.);



наличие опасности распространения огня при пожаре с одного здания (сооружения, установки) на другое, способы защиты зданий, (сооружений установок) от огня;

трассировка технологических коммуникаций, транспортирующих газ, нефтепродукты и другие пожаро- и взрывоопасные вещества, порядок их отключения при возникновении опасных ситуаций.

После изучения общих вопросов по той же схеме изучаются отдельные здания, сооружения, наиболее пожароопасные цехи и участки.

Изучение характеристики зданий, сооружений, установок необходимо проводить по поточности технологического процесса производства. Если отведенное по расписанию время не позволяет изучить в полном объеме объект, то он изучается по частям, на нескольких занятиях. При отсутствии такой необходимости групповым методом изучаются основные, наиболее характерные в оперативно-тактическом отношении здания, сооружения и установки.

На данном этапе занятия с начальствующим составом необходимо изучить:

внутреннюю планировку помещений (этажей, подвалов, чердаков);

конструктивные особенности и огнестойкость стен, перегородок, перекрытий и покрытий, наличие пустот в конструкциях, проемов в стенах и перекрытиях, вентиляционных систем, внутри цеховых транспортных устройств и других возможных путей распространения пожара, особенности технологических коммуникаций и электрооборудования, порядок их отключения на случай пожара или аварии;



общую характеристику технологического процесса производства, пожароопасные свойства веществ и материалов, обращающихся в технологическом процессе, их токсичность в нормальных условиях и при термическом разложении; особенности технологических аппаратов и оборудования, параметры их работы, размещение перекрывающих устройств и порядок приведения их в действие (к ознакомлению с этим вопросом целесообразно привлекать инженерно-технический персонал объектов);

возможность обрушения строительных конструкций и оборудования, взрывом различных веществ, сосудов под давлением, аппаратов с легковоспламеняющимися жидкостями и газами, расплавления и растекания горящих веществ и материалов;

случаи производственных аварий и способы их предупреждения, возможную обстановку и последствия пожара, аварии или взрыва, действия обслуживающего персонала, добровольных пожарных дружин и пожарных работников при ликвидации пожара, аварии или взрыва;

наличие и характеристику местных средств тушения, состояние и порядок приведения в действие стационарных установок тушения пожара, наличие, состояние и возможность использования на случай пожара местных средств связи и извещения;

пути развертывания сил и средств пожарных частей при тушении пожаров.

При оперативно-тактическом изучении объекта, здания или сооружения руководитель занятий в методическом плане предусматривает решение тактических задач (без вызова сил и средств). При этом отрабатывается правильность оценки обстановки на пожаре по его внешним признакам, определение решающего направления действий по тушению пожара, определение потребного количества сил и средств для тушения, принятие решения на развертывание сил и средств (расстановка пожарных автомобилей, определение путей и приемов прокладке рукавных линий), организация участков тушения пожара и др.

При индивидуальном изучении сам изучающий должен мысленно представить обстановку на возможном пожаре, оценить ее и определить последовательность и содержание тактических действий, ставя себя в роль РТП.

Задачи решаются в следующей последовательности:

руководитель на заранее намеченном участке объявляет начальствующему составу часть эпизода пожара. По объявленной обстановке участники занятия готовят решения на тушение пожара, после чего руководитель занятия заслушивает решения 2-3 человек, отмечает наиболее правильное решение и переходит к отработке других учебных вопросов.

В ходе решения тактических задач производятся ориентировочные расчеты потребного числа пожарных автомобилей для передачи воды в перекачку или подвозом автоцистернами, времени работы пожарных автомобилей от водоемов; определяются возможные схемы радио- и проводной связи между руководителем тушения пожара, участками тушения пожара и тылом, количеством необходимых огнетушащих веществ и т.д.

Для более глубокого изучения пожарной опасности технологических процессов производства, особенно вновь внедряемых, а также особенностей водоснабжения, энергоснабжения, сырьевых и других общеобъектовых технологических коммуникаций, систем связи и сигнализации проводят групповые занятия с привлечением в качестве преподавателей инженерно-технических работников цехов и руководителей служб объекта (главного энергетика, главного технолога, начальника цеха контрольно-измерительных приборов и т.п.).

Практическая работа № 26







Сейчас читают про: