Тема 1 общая характеристика финансово-кредитной системы

1.1. Финансы и финансовый рынок

Финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Своеобразие экономических отношений, составляющих содержание финансов, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Основным материальным первоисточником фондов денежных средств, по поводу которых и возникают финансовые отношения, служит национальный доход страны. По своемуматериальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Сущность финансов в наибольшей степени проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда формируются основные или первичные доходы участников материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют фондов денежных средств, необходимых для реализации многообразных общественных потребностей. Поэтому происходит дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Такоеперераспределение вызывается: межотраслевым и территориальным перераспределением денежных средств в интересах наиболее эффективного использования первичных доходов; наличием непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление, оборона и т. д.) и необходимостью ее финансирования; перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Контрольная функция финансов проявляется в проверке распределения национального дохода, формирования и использования денежных доходов и фондов. Она основывается на способности финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, сигнализировать о неполадках и отклонениях, на проникновении финансов во все сферы и уровни хозяйствования.

Контрольная функция финансов направлена на повышение эффективности экономической деятельности, рациональное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, соблюдение финансового законодательства и выполнение финансовых обязательств.

Степень и глубина реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины. Финансовая дисциплина – это соблюдение обязательного для всех хозяйствующих субъектов порядка ведения финансов, установленных норм и правил, финансовых обязательств.

Распределительная и контрольная функции финансов реализуются черезфинансовый механизм. Он включает совокупность организационных форм финансовых отношений в существующей экономической системе (финансовые структуры), порядок формирования и использования фондов денежных средств, инструменты и методы управления финансами, финансовое законодательство.

Функционирование финансового механизма неразрывно связано с финансовым рынком. Как известно, в условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках. Рынок, на котором продаются и покупаются материальные ресурсы, получил название рынка реальных активов. Рынок, обеспечивающий движение денежных средств между участниками экономических отношений, называется финансовым рынком.

Финансовый рынок – это сфера денежных операций, где объектом сделки являются временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, государства и муниципальных образований.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Сплошь и рядом денежные средства есть в наличии у одних владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются частные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений непосредственно (индивидуально) либо через различные финансово-кредитные институты (коллективно). Пользователями денежных средств (инвесторами) являются субъекты хозяйствования, государственные и муниципальные органы, вкладывающие их в какое-либо предприятие, дело.

Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование.

Принимая во внимание различные формы, в которых денежные ресурсы обращаются на финансовом рынке, а также способы юридического оформления их перераспределения в составе финансового рынка принято выделять сегменты (составные части). Важнейшими из них являются:

· кредитный рынок,

· рынок ценных бумаг,

· страховой рынок,

· валютный рынок

На кредитном рынке перераспределение денежных средств происходит через отношения кредитования. Под кредитом понимаются отношения по предоставлению одним лицом (кредитором) другому (заемщику) денег или вещей на условиях срочности, возвратности и платности. Кредитные отношения весьма разнообразны – различают товарный, коммерческий, государственный и банковский кредиты. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение денежных средств и прав собственности путем совершения операций со специальными инструментами (ценными бумагами). На страховом рынке перераспределение осуществляется через отношения страхования. Под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов определенных лиц (страхователей) при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Существование валютного рынка вызвано наличием различных национальных валют и необходимостью их конвертации.

Рынок ценных бумаг и кредитный рынок – два основных сегмента финансового рынка – несмотря на различия тесно взаимосвязаны между собой. Кредитный рынок охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления банками кредитов на условиях возвратности, срочности и платности. Рынок ценных бумаг включает как отношения займа, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск ценных бумаг. На практике постоянно происходит взаимный перелив капитала из одной формы в другую: выпускаются долговые ценные бумаги под банковские гарантии, выдаются банковские кредиты под залог ценных бумаг, осуществляется кредитование ценными бумагами и т.п. Похожие взаимосвязи существуют с другими финансовыми рынками: страховые резервы инвестируются в ценные бумаги, ценные бумаги используются для страхования, ценные бумаги номинируются в иностранной валюте и т.д.

1.2. Структура финансово-кредитной системы

Эффективное функционирование финансового рынка во многом обуславливается степенью развития рыночной инфраструктуры. Инфраструктуру финансового рынка составляют многочисленные организации, которые обеспечивают реализацию его основных функций. Эти организации именуются финансово-кредитными институтами.

С институциональной точки зрения финансово-кредитная система представляет собой совокупность финансово-кредитных институтов, которые составляют инфраструктуру финансового рынка. Финансово-кредитные институты весьма разнообразны и могут быть проклассифицированы по различным признакам.

В зависимости от своей роли в функционировании финансового рынка финансово-кредитные институты можно разделить на первичные и вторичные. Первичные финансово-кредитные институты непосредственно осуществляют финансовое посредничество при перераспределении временно свободных денежных средств. К таковым относятся, например, банки и брокеры на рынке ценных бумаг. Вторичные институты выполняют функции по организационно-техническому и информационному обеспечению операций на финансовом рынке. В качестве примеров можно назвать – бюро кредитных историй, организации ведущие реестры владельцев ценных бумаг. Термин «вторичные» вовсе не означает подчиненной роли этих институтов в финансово-кредитной системе. Их значение в инфраструктуре развитых финансовых рынков весьма велико и имеет тенденцию к дальнейшему усилению.

По форме собственности финансово-кредитные институты подразделяются на государственные и частные. Поскольку в условиях рыночной экономики прямое государственное вмешательство в рыночный механизм весьма ограничено, то преобладающее положение занимают частные финансово-кредитные институты. Вместе с тем, государственные институты часто наделяются функциями регуляторов финансовых рынков и занимают в структуре финансово-кредитной системы особое положение. Среди наиболее значимых государственных финансово-кредитных институтов можно назвать Центральный банк Российской Федерации, Банка развития (Внешэкономбанк), Агентство по страхованию вкладов. Кроме того, они тесно связаны с государственными финансовыми институтами, которые действуют на нерыночных принципах и обеспечивают функционирование государственных финансов. Некоторые из них сочетают рыночные и нерыночные формы деятельности (например, Пенсионный фонд России).

Финансово-кредитные институты различаются по степени регулирования своей деятельности. Деятельность большинства институтов регламентирована законодательно. Существует развитая система нормативно-правового регулирования финансового рынка, которая закрепляет их правовое положение. При этом особо важные институты подлежат лицензированию (банки, страховые организации) или аккредитации (бюро кредитных историй), а другие действуют без специальных разрешений (лизинговые компании). Существуют также институты, деятельность которых в настоящее время не регламентируется специальными правовыми актами (факторинговые компании, кредитные брокеры). Изменение законодательства регулирующего финансовые рынки носит перманентный характер и, поэтому, ежегодно на рынке появляются новые финансово-кредитные институты.

Еще одним отличительным признаком финансово-кредитных институтов является сфера их деятельности. Сегментация финансового рынка неизбежно вызывает сегментацию финансово-кредитной системы. В ее составе выделяют ряд подчиненных систем (подсистем). В наиболее общем плане можно выделить три составные части финансово-кредитной системы – кредитно-банковская система, система страхования и система рынка ценных бумаг, которые соответствуют трем основным сегментам финансового рынка. Валютный рынок фактически не имеет самостоятельной инфраструктуры, поскольку неразрывно связан с банковской деятельностью. Поэтому малочисленные институты валютного рынка (валютные биржи) мы будем относить к кредитно-банковской системе.

К кредитно-банковской системе относятся институты, деятельность которых преимущественно связана с функционированием кредитного рынка. Основу этой системы составляют государственные и негосударственные банковские институты – Центральный банк Российской Федерации, Банк развития (Внешэкономбанк), банки и небанковские кредитные организации (инкассации, расчетные, депозитно-кредитные). К прочим кредитным институтам относятся – лизинговые и факторинговые компании, кредитные потребительские кооперативы граждан, ломбарды, ипотечные агенты. Вспомогательную роль в кредитно-банковской системе играют – бюро кредитных историй, кредитные брокеры, валютные биржи и организации, осуществляющие расчеты по коммунальным платежам. Кроме того, в определенных случаях роль финансово-кредитных институтов могут выполнять государственные финансовые органы (при отношениях государственного кредитования) и организации почтовой связи (при осуществлении почтовых переводов).

В систему страхования входят страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры, негосударственные пенсионные фонды. Из государственных институтов к системе страхования можно отнести Агентство по страхованию вкладов, хотя его деятельность тесно связана с банковской системой. В отдельных случаях роль финансово-кредитных институтов могут выполнять государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования).

В систему рынка ценных бумаг входят, прежде всего, профессиональные участники рынка ценных бумаг – брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии (кастодиальные, специализированные и расчетные), регистраторы, клиринговые организации (клиринговые центры) и организаторы торговли (фондовые биржи). Не менее важное значение имеют институты коллективного инвестирования, деятельность которых преимущественно связана с рынком ценных бумаг. К ним относятся – акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, управляющие ипотечным покрытием, жилищные накопительные кооперативы. Среди вспомогательным организаций рынка ценных бумаг можно назвать трансфер-агентов, рейтинговые и консультационные агентства.

Рассматривая составные части финансово-кредитной системы необходимо учитывать их тесную взаимосвязь между собой. Благодаря возможности совмещения различных видов деятельности, одна и та же организация может одновременно действовать в разных сегментах финансово-кредитной системы. Например, кредитные и страховые организации могут одновременно заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а негосударственные пенсионные фонды являются крупным инвесторами на рынке ценных бумаг.

1.3. Государственные финансы

В финансовой системе страны ведущее место занимают государственные финансы. Государственные финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции. Составными частями государственных финансов являются государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных организаций и учреждений. Последняя часть представляет собой децентрализованные финансы.

При функционировании государственных финансов возникают два взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использование на государственные нужды. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй — в государственных расходах. Совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государственных функций представляет собой финансовую политику государства.

Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов, решать государственные задачи.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства. В условиях рыночной экономикиосновными методами мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, привлечение займов и эмиссии.Соотношение между ними в разные исторические периоды неодинаково и определяется уровнем экономического развития, проводимой финансовой политикой, остротой социальных проблем и другими факторами.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальноезначение. Обеспечивая государство необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем, механизм исчисления налогов, их виды, размеры, применяемые налоговые льготы могут влиять на развитие производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, стимулирование тех или иных видов деятельности, т. е. иметь экономическое значение. С помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований социальной политики, освобождаются от налогов определенные лица и виды деятельности, затраты и т.п.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы. Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы. В период экономических кризисов займы могут даже превалировать над налогами, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы. Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: при формировании бюджетов различных уровней, при формировании внебюджетных фондов, в составе привлеченных средств государственных корпораций.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является денежно-кредитная эмиссия, которая выступает в двух видах – бумажно-денежной и кредитной. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Эмиссии, как бумажно-денежные, так и кредитные, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, являются негативными моментами, поскольку ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Страны с развитым рыночным хозяйством стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов.

Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной и другими. В рыночных условиях экономическая функция государства значительно сужается. Однако государственные расходы на экономику имеют очень важное значение. Они способствуют структурной перестройке производства, модернизации и техническому переоснащению предприятий. Кроме того, есть такие сферы экономики, финансировать которые, кроме государства, никто не в состоянии. Значительную долю в государственных расходах занимают расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.

Функционирование государственных расходов базируется на определенных принципах. К важнейшим принципам государственных расходов относятся:

- целевое направление средств,

- безвозвратность расходования государственных ресурсов,

- соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что госрасходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных расходов, не нуждаются в обязательном их возмещении. Такой режим расходования существенно отличается от использования кредитных средств. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления госрасходов отвечает такой принцип их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предлагает наиболее целесообразное их осуществление.

В системе государственных финансов ведущее место занимает государственный бюджет. Он воплощает главные доходы и расходы государства. Обычно, под государственным бюджетом понимается основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Так, государственный бюджет Российской Федерации оформляется в виде федерального закона. По своемуматериальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности –инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

- перераспределение национального дохода;

- государственное регулирование и стимулирование экономики;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей и поступлений в бюджет.

Главным источником доходов бюджета являются налоги (80 – 85 %). В налоговых доходах бюджета основную долю составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К ним относятся, например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. Наиболее значительными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. К налоговым доходам бюджета относятся также таможенные пошлины. Взимание в доход бюджета каких-либо налогов, сборов, пошлин производится только на основании закона.

К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования государственного имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения по использованию средств бюджета по различным направлениям. По разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета выделяются следующие группы расходов:

1. Государственное управление – включает финансирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие расходы на общегосударственное управление.

2. Международная деятельность – объединяет расходы по международному сотрудничеству, реализации межгосударственных договоров, экономической и гуманитарной помощи, миротворческой деятельности.

3. Национальная оборона – расходы на строительство и содержание Вооруженных Сил, военные программы, обеспечение мобилизационной подготовки, социальную защиту военнослужащих и членов их семей.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства включает расходы на органы внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пограничной службы, прокуратуры, юстиции, внутренние войска, уголовно-исполнительную систему и противопожарную службу.

5. Финансирование народного хозяйства включает расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, поддержку топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, транспорта и связи, охрану окружающей природной среды и природных ресурсов.

6. Финансирование социально-культурной сферы – это расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.

7. Обслуживание государственного долга – расходы по выплате процентов и основного долга по внешним и внутренним заимствованиям государства.

Прочие расходы включают резервные фонды Президента и Правительства Российской Федерации, бюджетные ссуды, проведение выборов и другие расходы.

Кроме функциональной классификации расходов, в бюджете расписывается ведомственная структура расходов. По каждому министерству, федеральной службе и агентству указывается общий объем финансирования и конкретные направления расходов. Дополнительно, помимо указанных групп расходов, в федеральном бюджете выделяются затраты на финансирование федеральных целевых программ.

Государственный бюджет строится на основе балансового метода, т. е. исходя из предполагаемых доходов определяются расходы. Формирование и расходование средств федерального бюджета осуществляется через Федеральное казначейство, контроль за исполнением федерального бюджета возложен на Счетную палату Российской Федерации.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих строго целевое назначение. Создание их является одним из методов перераспределения национального дохода для финансирования целевых мероприятий.

В зависимости от целевого назначения могут формироваться социальные, экономические, природоохранные и другие внебюджетные фонды. Порядок образования и использования средств этих фондов определяется законодательством. Основными источниками доходов этих фондов выступают специальные налоги и сборы, а также средства из бюджета и займы. В настоящее время большинство специальных фондов, за исключением социального назначения, консолидировано в бюджете с сохранением целевого характера их использования.

К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. В общем объеме государственных финансов эти фонды занимают значительное место. По своим размерам в совокупности они сопоставимы с государственным бюджетом.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, либо кредитора, либо гаранта.

Государственный кредит как экономическая категория объединяет в себе финансовые и кредитные отношения. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.Фискальная функция государственного кредита состоит в формировании централизованных денежных фондов государства путем займа. Взятые взаймы денежные средства поступают на финансирование государственных расходов (в том числе, при необходимости, и на покрытие дефицита бюджета).

Реализация фискальной функции госкредита ведет к образованию государственного долга. Он подразделяется на капитальный и текущий.Капитальныйгосударственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты.Текущийгосударственный долг составляют суммы погашения обязательств, срок оплаты которых наступил, и начисленные проценты.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется путем воздействия на денежное обращение, уровень ставок на финансовом рынке, на другие макроэкономические показатели экономики. Размещая займы среди различных групп инвесторов, государство тем самым сжимает их платеже­способный спрос, отвлекает денежные средства с других сегментов финансового рынка.

Выступая в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и, соответственно, растет цена кредита. Выбрасывая на финансовый рынок денежные средства в виде ссуд, государство также влияет на денежную массу в обращении, на платежеспособный спрос и другие экономические индикаторы.

Государственный кредит может выступать в различных формах: наиболее распространенными являются: государственные займы, безоблигационные займы и кредиты, бюджетные ссуды и кредиты, гарантированные займы.

Государственный займ представляет собой заимствование средств юридических и физических лиц путем выпуска облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков. По эмитентам они делятся на федеральные, субъектов федерации и муниципальные. В зависимости от сферы размещения можно выделитьвнутренние и внешние займы. С точки зрения характера обращения на рынке существуютрыночные и нерыночные займы. Инструменты рыночных займов свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, а на нерыночные накладываются определенные ограничения. По признаку держателей заемных инструментов государственные займы делятся на размещаемые только среди физических лиц или только среди юридических лиц и на универсальные.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Если первые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, то безоблигационные кредиты – оформляются соглашениями, договорами, выдачей особых свидетельств без выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетные ссуды и кредиты выражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности. В отличие от банковских кредитов, бюджетные ссуды не преследуют коммерческих целей, выдаются на льготных условиях для решения общественно значимых задач.

Еще одной формой государственного кредита являются гарантированные ссуды. Они представляют собой ссуды субъектам федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и другим экономическим структурам со стороны внешних и внутренних кредиторов под гарантию государственных или муниципальных органов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: