double arrow

Система государственной службы. 1. ФЗ о системе государственной службы РФ наряду с оп­ределением государственной службы РФ закрепляет ее систе­му


1. ФЗ о системе государственной службы РФ наряду с оп­ределением государственной службы РФ закрепляет ее систе­му, включая в нее в качестве разновидностей государственной службы: а) государственную гражданскую службу; б) военную службу; в) правоохранительную службу, раскрывая сущность каждого ее вида. В упомянутом ФЗ в качестве особого выделя­ется понятие федеральной государственной службы, состоя­щей в профессиональной служебной деятельности граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ, а также полномо­чий федеральных государственных органов и лиц, замещаю­щих государственные должности РФ. Видами федеральной го­сударственной службы являются федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба.

Понятие видов государственной службы дается в сочета­нии общего представления о государственной службе как про­фессиональной служебной деятельности граждан по обеспече­нию исполнения полномочий, указанных в законе с выделением особых признаков, свойственных данному ее виду. Особенно­сти соотносятся с видами должностей и обусловленных ими функций. Для государственной гражданской службы характер­ным является служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению испол­нения полномочий государственных органов и лиц, замещаю­щих должности РФ и ее субъектов; военной — на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинс­ких (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Специфика данной службы специально подчеркивается тем, что гражданам, занимающим воинские должности, присваивают­ся воинские звания; правоохранительной — на должностях правоохранительной службы в государственных органах, служ­бах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступ­ностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.




Гражданам, занимающим воинские должности, присваи­ваются воинские звания, а правоохранительной службы — спе­циальные звания и чины.

Следовательно, государственную службу осуществляет юри­дически ограниченный круг граждан: только те граждане, ко­торые замещают должности государственной службы.

2. Государственная служба может быть подразделена на виды в зависимости от федеративного устройства РФ, принци­па разделения властей, особенностей отраслей и сфер государ­ственной деятельности.

В соответствии с принципом федерализма различаются: а) федеральная государственная служба, находящаяся в ведении РФ (п. «т» ст. 71 Конституции РФ); б) государственная служба субъекта РФ, находящаяся в ведении субъекта РФ.



Конституция РФ в прямой форме не затрагивает вопроса о государственной службе субъектов РФ. Но, относя к ведению РФ лишь федеральную государственную службу, тем самым предрешает, что государственная служба субъектов РФ нахо­дится в их ведении. Конституция РФ не относит также в пря­мой форме государственную службу к совместному ведению РФ и ее субъектов. Однако государственная служба здесь осу­ществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральны­ми законами и иными правовыми актами федеральных органов государственной власти. Конституция РФ не исключает регу­лирование отдельных вопросов государственной службы в субъ­ектах РФ актами федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции. В частности, это обусловлено тем, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится уста­новление общих принципов организации органов государствен­ной власти субъектов РФ, которому могут сопутствовать регу­лирование отдельных вопросов государственной службы в со­ответствующих органах. Следовательно, к совместному ведению РФ и ее субъектов относятся не только кадры судебных и пра­воохранительных органов (п. «л» ст. 72 Конституции РФ), что имеет прямое отношение к государственной службе, но и кад­ры других государственных органов.

ФЗ о системе государственной службы содержит по опре­деленным вопросам нормы, которые должны соблюдаться при построении и функционировании государственной службы так­же в субъектах РФ. Например, понятие государственной служ­бы, государственного служащего, принципы государственной службы и т. д.



Однако с точки зрения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий, по общему правилу, государ­ственная служба субъектов РФ находится в их ведении. При этом принципиально важно, что ФЗ о системе государственной службы на федеральную службу и службу субъектов РФ под­разделяет лишь государственную гражданскую службу (п. 2 ст. 2), а военную и правоохранительную относит лишь к видам фе­деральной государственной службы (хотя с конституционной точки зрения такое решение вопроса относительно правоохра­нительной службы небесспорно, поскольку кадры правоохра­нительных органов составляют предмет совместного ведения РФ и ее субъектов). Необходимо иметь в виду, что закон допус­кает возможность установления иных видов федеральной госу­дарственной службы.

В зависимости от принципа разделения властей различает­ся государственная служба в органах законодательной, испол­нительной и судебной власти. За этими рамками остается служ­ба в органах прокуратуры, избирательных комиссиях и неко­торых других органах, которая также является государственной.

Государственная служба организуется и осуществляется с непременным учетом многообразия и специфики сфер государ­ственной деятельности, государственных задач. В специальном смысле к государственной относится служба в различных спе­циализированных отраслях и сферах — служба в таможенных органах, налоговых органах и др. Характерным для регулирова­ния этих и подобных им видов службы является то, что оно обычно является системным, охватывающим службу в органах всех уровней или отрасли (сферы) в целом.







Сейчас читают про: