Основные принципы построения и функционирования системы государственной

Службы

Указанные принципы государственной службы закрепле­ны в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкрети­зированы в федеральных законах, а также в конституциях, ус­тавах и законах субъектов РФ.

Основные принципы построения и функционирования си­стемы государственной службы конкретизированы в ФЗ о сис­теме государственной службы, в котором они сформулирова­ны без расшифровки содержания, с принципиальной оговор­кой, что их реализация обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы, которыми могут быть пре­дусмотрены также другие принципы построения и функцио­нирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Закон о системе государственной службы закрепляет сле­дующие принципы:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы госу­дарственной службы и соблюдение конституционного разгра­ничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Данный принцип получил свое выраже­ние в системе федеральной государственной службы, в делении государственной гражданской службы на федеральную и субъ­ектов РФ, а также в разграничении ее правового регулирования между РФ и ее субъектами. Правовое регулирование и органи­зация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ — в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация — в ведении субъекта РФ.

2. Законность. Для государственной службы принцип за­конности имеет особое значение, поскольку именно государ­ственная служба предопределяет характер отношений между го­сударством и гражданами, обществом в целом, авторитет и эф­фективность государственной власти. Законность предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания пуб­личных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государ­ством и обществом.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их не­посредственное действие, обязанность их признания, соблюде­ния и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе, ис­ключающий какую-либо их дискриминацию. Требования к кандидату на государственную должность обусловливаются характером должностных обязанностей. Правоограничения при поступлении на государственную службу вытекают из факта осуществления государственными служащими властных полно­мочий по руководству деятельностью людей и специфике конк­ретных служебных функций, характерных для тех или иных категорий государственных служащих.

Гражданину, претендующему на государственную долж­ность, надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых данной должностью.

5. Единство правовых и организационных основ государ­ственной службы, предполагающее законодательное закрепле­ние единого подхода к организации государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной службы и муниципаль­ной службы. Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности пуб­личной службы, цели которых во многом совпадают. Без их вза­имодействия могут возникнуть трудности в решении общих за­дач социально-экономического развития, стоящих перед ними.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование об­щества о деятельности государственных служащих. Этот прин­цип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с дру­гой, опираться государственным служащим в своей деятельно­сти на общественное мнение, улучшать свою работу, правиль­но определять ее ориентиры.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физи­ческих и юридических лиц. Это обеспечивает уверенность в ра­боте, стимулирует инициативу и повышает ответственность го­сударственных служащих за результаты своей деятельности.

Любопытно, что отмененный ФЗ от 5 июля 1995 г. об ос­новах государственной службы относил также к принципам службы ответственность государственных служащих за подго­тавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо не­надлежащее исполнение должностных обязанностей; внепар- тийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства; социальная защищенность госу­дарственных служащих; стабильность кадров государственной службы.

Содержание, пределы и механизм реализации каждого из указанных принципов имеют соответствующее правовое обес­печение. Например, принцип открытости государственной служ­бы не может подменить государственную служебную тайну, ко­торая также охраняется законом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: