double arrow

Раздел III. История государства и права нового времени


Начало первому этапу новой истории государства и права положили две крупнейшие буржуазные революции - английская революция XVII в. и Великая Французская революция XVIII в.

Процесс становления буржуазного государства и права шел разными путями и неодинаковыми темпами в зависимости от конкретно - исторических особенностей отдельных стран. Становление буржуазного государства и права означало большой исторический прогресс, приводило к воплощению идеи конституционализма и народного суверенитета. Это выразилось в установлении республиканского строя или замене абсолютной монархии на конституционную.

Идея народного представительства нашла свое отражение в выборности парламента и его верховенстве в системе государственных органов. Концепция естественных прав человека, воплощенная в конституциях, означала признание равенства всех граждан перед законом, провозглашение важных политических и гражданских прав и свобод: свободы слова, печати, совести, гарантий неприкосновенности личности и имущества и т.д.

Буржуазное государство и право Англии появляются в ходе буржуазной революции XVII в., когда английская буржуазия в союзе с "новым дворянством", связанным с рынком, выступает против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви, тормозивших развитие капиталистических отношений. На первом этапе революции (1640 - 1648 гг.) власть захватила и удерживала крупная торгово - финансовая буржуазия и верхушка джентри, стремившиеся к установлению конституционной монархии. На рубеже 1648 - 1649 гг. политическое господство перешло в руки средних дворянско - буржуазных слоев, которые, опираясь на революционную армию, упразднили монархию и удерживали власть вплоть до возвращения на трон в 1660 г. династии Стюартов. Второй этап революции (1649 - 1660 гг.), в течение которого буржуазно - аристократическая республика переродилась в военную диктатуру Кромвеля (1653 - 1659 гг.), в итоге привел к реставрации монархии.




Союз буржуазии с дворянством обусловил незавершенность английской революции. В экономической сфере это выразилось в сохранении крупного землевладения английских лендлордов. В политической - в разделении власти между буржуазией и аристократией, в образовании конституционной монархии, которая наряду с представительными органами сохранила феодальные учреждения, в том числе сильную королевскую власть, палату лордов, тайный совет. Последовавшие в XVIII и XIX вв. аграрная и промышленная революции обеспечили господствующее положение капиталистическим производственным отношениям и лидерство промышленной буржуазии в осуществлении политической власти. Политическая система Британии медленно и постепенно превращалась в буржуазно - демократическую.



В преддверии и в ходе революции сложился лагерь противников абсолютизма, получивший название "пуритане". Они выступали за буржуазные преобразования под знаменем "очищения" английской церкви, завершения реформации и создания новой церкви, независимой от королевской власти. Пуритане делились на три течения.

Пресвитериане - объединяли верхушку джентри и крупную буржуазию. Выступали за ограничение королевской власти, реформирование церкви, утверждение во главе церковно - административных округов лиц из наиболее состоятельных граждан.

Индепенденты (лидер О.Кромвель) - состояли из представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Добивались в рамках конституционной монархии признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных, прежде всего свободы совести и свободы слова. Выдвигали идею упразднения централизованной церкви и создания независимых от административного аппарата местных религиозных общин.

Левелеры, представлявшие интересы ремесленников и крестьян, выдвигали идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего мужского избирательного права, возврата огороженных земель в руки общин и т.д.

Наиболее радикальную часть левелеров составляли диггеры, представлявшие беднейшие слои города и села. Они требовали уничтожения частной собственности на землю и предметы потребления.



Подготовка изменений в форме государства началась в годы перед революцией. В Петиции о праве 1628 г. парламент, ссылаясь на Великую хартию вольностей, просил короля, чтобы: 1) никто впредь не принуждался платить налоги и сборы в королевскую казну без согласия парламента; 2) ни один человек не заключался в тюрьму за отказ платить незаконные налоги; 3) никакие люди не наделялись особыми полномочиями, которые могут служить предлогом для предания смерти "противно законам", вольностям страны и т.д.

Таким образом, были поставлены вопросы об ограничении власти короля и неприкосновенности частной собственности.

Созданный в 1640 г. т.н. Долгий парламент (1640 - 1652), в котором господствовали пресвитериане, добился от короля ряда уступок, в том числе права импичмента высших должностных лиц. Согласно трехгодичному акту 16 февраля 1641 г. парламент должен был созываться по крайней мере один раз в три года, а при несогласии короля мог быть созван другим лицом или собираться постоянно. Запрещалось вмешиваться в деятельность парламента, который добился увеличения своих полномочий, провозглашения неприкосновенности имущества подданных. Программным документом революции была принятая 1 декабря 1641 г. Великая Ремонстрация, излагавшая требования политической ответственности должностных лиц перед парламентом. Акты парламента 1641 г. были направлены на ограничение абсолютной власти короля.

Нежелание короля поступиться полномочиями привело к гражданской войне между королем и парламентом (1642 - 1647 и 1648 - 1649 гг.). В ходе войны парламент, соединивший на контролируемой территории в своих руках законодательную и исполнительную власть, издал ряд законов и ордонансов, предусматривающих реформу военной системы (Ордонанс о новой модели 1645 г.), церковную реформу. В 1643 г. был упразднен епископат и введено пресвитерианское устройство церкви. Земли епископов и реалистов - сторонников короля конфисковывались государством и были пущены в распродажу. В 1646 г. была отменена система феодальных рыцарских держаний. Земля превращается в частную собственность.

После установления контроля в парламенте индепенденты упразднили в марте 1649 г. королевское звание и верхнюю палату. 19 мая 1649 г. была провозглашена республика.

В условиях роста недовольства народных масс армейское командование провело в конце 1653 г. акт под названием "Орудие управления", передавший власть фактически в руки лорда - протектора.

При изучении процесса утверждения конституционной монархии и ее эволюции в XVIII и XIX вв. следует обратить внимание на то, что после смерти Кромвеля в 1660 г. произошла реставрация монархии, стремившейся к восстановлению абсолютизма. В парламенте образовались две политические группировки. Аристократия и духовенство, ориентирующиеся на Стюартов, составили партию тори. Оппозиция - купцы, финансовая буржуазия, верхушка джентри, которых поддерживала промышленная буржуазия, - образовала партию виги. Оппозиция боролась за ограничение королевской власти.

В 1679 г. был принят Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями. (Hebeas Corpus Amendmend Act). Он упростил процедуру получения судебного приказа о доставке арестованного в суд. Любой подданный, задержанный за "уголовное и считаемое уголовным" деяние (исключая государственную измену и тяжкое уголовное преступление), имел право лично или через представителей обратиться в суд с письменной просьбой выдать приказ "hebeas corpus". Никто не мог быть арестованным без решения суда. Судья до суда должен был под денежный залог и поручительство освободить арестованного до судебного разбирательства. Запрещалось переводить заключенного из одной тюрьмы в другую или содержать без суда и следствия в тюрьмах заморских владений Англии.

Акт воплощал в себе требования презумпции невиновности, соблюдения законности при содержании, быстрого и оперативного суда, совершаемого с надлежащей процедурой и по месту совершения преступления. В 1688 г. произошли т.н. "Славная революция", лишившая власти Стюартов, и установление в Англии конституционной монархии, получившие закрепление в двух актах парламента: Билле о правах 1689 г. и Акте об устроении 1707 г.

Билль о правах определил положение парламента в системе государственных органов. Он утверждал верховенство парламента в области законодательной власти и финансовой политики. Билль запретил: 1) приостановление действия законов или их использование без согласия парламента; 2) взимать налоги и сборы в пользу короны без согласия парламента. Билль устанавливал свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных к королю. Акт об устроении, или Закон о престолонаследии устанавливал порядок престолонаследия и содержал уточнение прерогатив законодательной и исполнительной власти. Акт предусматривал уменьшение зависимости судей от короля (отстранение от должности только решением обеих палат парламента). Все акты исполнительной власти, помимо подписи короля, нуждались в подписи королевского министра (контрассигнатора). Важным установлением было лишение короля права помилования своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента.

Главным направлением эволюции британской монархии было дальнейшее ограничение королевской власти. Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно стал превращаться фактически в номинального главу исполнительной власти. Правительство приобрело самостоятельность от короля, возросла его независимость от парламента.

Дальнейшая демократизация государственного строя произошла в ходе реформ избирательной системы XIX в. В результате реформ 1832 и 1862 гг. увеличилось количество лиц, имевших право голоса. Произошло также уменьшение доли мест в парламенте сельских округов, контролируемых крупными землевладельцами, и увеличение доли городских округов. Это способствовало увеличению доли промышленной буржуазии. В этот период произошло оформление политических партий. В 1867 - 1868 гг. был основан Национальный союз консерваторов (тори), выражавший интересы земледельческой аристократии и финансовой верхушки. В 1877 г. возникла Национальная федерация лейбористов (виги), выражавшая интересы промышленной буржуазии, отстаивающей принципы либерализма. Партия, победившая на выборах, формировала правительство.

При изучении изменений в политической системе в конце XIX – начале XX вв. надо учитывать, что в конце XIX в. претерпела значительные изменения партийная система. Консервативная партия стала превращаться в партию крупных промышленных и финансовых собственников. Либеральная партия лишилась социальной базы. Ее политические позиции заняла лейбористская партия, созданная на базе Комитета рабочего представительства, включавшая в себя на правах коллективного членства тред - юнионы, общество фабианцев и другие организации. Главной задачей партии была борьба за обеспечение рабочего представительства в парламенте.

В результате законов 70 - 80 - х гг. вводилось всеобщее тайное голосование, проведено перераспределение округов, чтобы от 50 - 54 тыс. жителей избирался один депутат.

В 1911 г. принят Акт о парламенте, ограничивавший полномочия палаты лордов в утверждении законопроектов.

В XIX в. произошло реформирование системы местного самоуправления. По закону 1835 г. управление городами переходило к выборным городским советам. По реформе 1888 г. были созданы однотипные представительные органы - советы для городов и графств. Наиболее крупные города выделялись в самостоятельные графства. Советам графств были переданы функции мировых судей. Для решения нецерковных дел в приходах создавались приходские собрания, которые избирали приходские советы.

В конце XIX в. была проведена судебная реформа, упразднившая сложившееся в феодальную эпоху разделение высших судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости".

К концу XIX в. сложилась крупнейшая британская колониальная империя, включавшая в себя Ирландию, Гибралтар и Мальту в Европе, Индию, Цейлон, Бирму, Малайзию в Азии, Канаду в Америке, Австралию, Новую Зеландию, территории в Южной Америке. Английские власти использовали систему косвенного управления, опираясь на местную верхушку. Управляло колониями созданное в 1854 г. министерство колоний.

Колонии делились на "завоеванные" и "переселенческие". Завоеванные колонии управлялись от имени короны через органы метрополии. Переселенческие колонии, населенные выходцами из Европы (Североамериканские колонии, Австралия, Новая Зеландия, Канская земля), постепенно приобрели политическую автономию. В них создавались представительные органы. Переселенческие колонии получили статусы доминионов. В них получила распространение система английского права. В завоеванных колониях нормы английского права сочетались с традиционными институтами местного права. В отношении английских поселенцев действовало английское право.

Одной из наиболее важных тем данного раздела является Великая Французская буржуазная революция и образование буржуазного государства во Франции.

Революция 1789 - 1794 гг. являлась следствием противоречия между капиталистическим способом производства и препятствовавшей его развитию системой феодальных отношений (исключительное право феодалов на землю, сословно - корпоративные ограничения и т.п.). Главной помехой на пути прогрессивных социальных преобразований был абсолютизм, превратившийся в оплот феодальной реакции. Добившаяся значительных экономических позиций французская буржуазия выступила против политического бесправия и сословной неполноправности.

Революционная ситуация сложилась в конце 80 - х годов в связи с торгово - промышленным кризисом, неурожайными годами, "голодными бунтами", а также финансовым банкротством государства. В мае 1789 г. делегаты третьего сословия Генеральных штатов, к которым примкнула часть делегатов других сословий (дворянства и духовенства), рассматривая себя в качестве представителей всей нации, организовали сначала Национальные собрания, а затем (9 июля 1789 г.) Учредительное собрание, поставившее перед собой революционную цель - определить для Франции основы нового конституционного строя.

В ответ на попытки короля Людовика XVI разогнать Учредительное собрание 14 июля 1789 г. поднялось восстание в Париже, которое явилось началом революции. В ее развитии, а соответственно и становлении буржуазной государственности, во Франции выделяются несколько основных этапа.

На первом этапе (14 июля 1789 г. - 10 августа 1789 г.) преобладавшие в Учредительном собрании представители либерального дворянства и крупной буржуазии проводят ряд важных антифеодальных мероприятий, в результате которых устанавливается конституционная монархия.

В период революции были приняты важные документы, определившие принципы организации новой государственной власти. 26 августа 1789 г. была провозглашена "Декларация прав человека и гражданина", провозгласившая основные права и свободы человека. Государственная власть объявлялась выражением национального суверенитета. Провозглашалась идея законности, означавшая неприкосновенность личности и презумпцию невиновности.

Декретами Учредительного собрания уничтожалась значительная часть феодальных повинностей, национализировались земли духовенства, отменялся сословный строй и др.

3 сентября 1791 г. была принята конституция, конкретизировавшая положения Декларации 1789 г. Конституция сохраняла конституционную монархию. Король сохранял значительные полномочия. Он единолично назначал и увольнял министров, имел право отлагательного вето.

Законодательная власть осуществлялась Национальным собранием, избираемым на два года. Граждане делились на пассивных и активных, лишь за активными признавалось право участия в выборах государственных органов. Выборы были двухстепенными.

В ответ на угрозу реакционного заговора в Париже началось восстание, приведшее к власти более радикальные круги торгово - промышленной буржуазии (жирондистов). На втором этапе революции (10 августа 1792 г. - 2 июня 1793 г.) вновь избранный национальный Учредительный конвент 11 сентября 1792 г. упразднил королевскую власть. 22 сентября Франция была объявлена республикой. Были проведены более глубокие антифеодальные мероприятия: отмена выкупа крестьянами феодальных повинностей, раздел конфискованных земель и т.п.

Третий период революции (2 июня 1793 г. - 27 июля 1794 г.) начался с народного восстания, приведшего к власти наиболее решительную часть буржуазии и мелкобуржуазных революционеров - якобинцев. Используя революционные, плебейские органы борьбы, якобинцы сокрушили остатки феодального строя, создали прочную основу для развития капиталистических отношений и буржуазной государственности. В аграрной сфере было принято решение о продаже в рассрочку мелких участков земель, конфискованных у эмигрантов, общинам возвращалась захваченная дворянством земля. Был принят декрет "Об окончательном упразднении феодальных прав", где признавалась отмена всех феодальных повинностей.

Были приняты новая декларация прав человека и гражданина и конституция 1793 г., которые расширяли права и свободы граждан, исходили из идеи не национального, а народного суверенитета. Упразднив деление граждан на активных и пассивных, конституция узаконила всеобщее избирательное право для мужчин (с 21 года).

Предусмотренная конституцией система государственных органов не была создана. Установился режим революционной диктатуры. Правительственную власть осуществлял Комитет общественного спасения. На места направлялись комиссары, часто бравшие на себя полноту власти на местах.

Активную роль играл Революционный трибунал, который, применяя упрощенную и быструю процедуру, превратился в орудие революционного террора. Лидеры якобинцев с помощью террора стремились укрепить свое положение. Были упразднены элементарные демократические основы судопроизводства. Обвиняемый не имел права на защитника. Вместо закона действовала "совесть присяжных". Было введено понятие "враг народа", позволившее вести террор против всех неугодных.

Якобинцы также отходили от принципа свободного предпринимательства и незыблемой частной собственности. Все это вызвало недовольство самых различных слоев общества. 27 июля 1794 г. (9 термидора по республиканскому календарю) произошел переворот. К власти пришли круги французской буржуазии, получившие название термидорианцы. Была принята III конституция. Лидеры термидорианцев использовали свое положение для обогащения. Стоящая у власти Директория из 5 человек проводила непоследовательную политику и утратила доверие крупной буржуазии и зажиточного крестьянства, заинтересованных в стабильности. 9 ноября 1799 г. (18 брюмера) генерал Наполеон Бонапарт совершил переворот, опираясь на армию. Бонапартистский режим пользовался поддержкой крупной буржуазии, а также собственнического, консервативного крестьянства, опасавшегося, с одной стороны, феодальной реставрации, а с другой - сельской бедноты.

13 декабря 1799 г. была принята конституция, гарантировавшая буржуазии и крестьянству собственность, полученную в годы революции. Был отменен имущественный ценз. Однако вводилась сложная система выборов, ликвидировавшая фактически выборность государственных органов. Власть формально вручалась коллегии из трех консулов. Фактически она была сконцентрирована в руках первого консула Наполеона Бонапарта. В 1803 г. Наполеон в результате плебисцита был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. получил титул императора. Республика вновь превратилась в монархию. В период первой империи сложился строго централизованный, бюрократически организованный государственный аппарат. Администрация на местах - префекты в департаментах, субпрефекты и мэры в округах и общинах назначались правительством. Существовало 12 министров. Церковь была включена в систему государственного аппарата, а священники превратились в чиновников, получающих жалование и присягавших императору. Была создана мощная военная организация (с 1800 по 1815 г. были призваны на службу 3 153 тыс. французов) и полицейская система.

При изучении Франции после установления режима реставрации династии Бурбонов в 1814 г. следует обратить внимание, что государственная организация легитимной монархии была определена в хартии 1814 г. Хартия предусматривала возвращение титулов дворянству, но не затрагивала сложившуюся в годы революции систему буржуазной собственности, сохраняла основные права и свободы революционного периода. Глава государства - король - получал широкие полномочия: право объявлять войну, издавать законы. Законодательная власть осуществлялась совместно королем, назначаемой им палатой пэров и палатой депутатов, избираемой на 5 лет ограниченной избирательной системой. Право предлагать законопроекты предоставлялось королю, а палаты могли лишь просить рассмотреть их мнение о желательности тех или иных законов.

Реакционная политика роялистов пришла в противоречие с интересами буржуазии и всего народа. В июле 1830 г. вспыхнуло восстание в Париже, приведшее к смене династии. Луи Филипп (представитель Орлеанской династии) издал конституционную хартию (1830 г.), носившую более демократический характер, чем хартия 1814 г.: палаты получили право законодательной инициативы, был понижен возрастной и имущественный ценз. Июльская монархия выражала интересы буржуазии, прежде всего финансовой.

Недовольство рабочего класса, мелкой и промышленной буржуазии привело к революции 1848 г. и установлению Второй республики. По конституции, принятой 4 ноября 1848 г., главой государства становился избираемый на 4 года президент, наделявшийся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, помилования и т.д.

Законодательная власть принадлежала Национальному собранию, избираемому на 3 года тайным голосованием и без имущественного ценза французами старше 21 года. Но оно не имело реальных возможностей воздействовать на политику исполнительного аппарата. Позиции парламента ослаблялись также наличием назначаемого Национальным собранием на 6 лет и имевшего большие полномочия Государственного совета.

Слабость демократических институтов создала условия для установления режима личной власти Луи Бонапарта, который 2 декабря 1852 г. был провозглашен императором. Государственный строй Второй империи носил авторитарный характер. Император имел широкие полномочия, практически не ограниченные Сенатом и Законодательным собранием.

Поражение во франко - прусской войне привело к революции 4 сентября 1870 г. и установлению республиканского строя. В результате восстания 18 марта 1871 г. власть перешла в руки рабочего класса и мелкой буржуазии. Установился режим, получивший название "Парижская Коммуна", представляющий собой особый тип государства, характер которого нашел отражение в Декларации Коммуны "К французскому народу" от 19 апреля 1871 г. Предусматривалось образование государства в форме федерации автономных коммун страны. Высшим органом Парижской Коммуны был Совет Коммуны, состоящий из выбранных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Совет Коммуны выбирал из своего состава 10 комиссий, ведавших различными отраслями управления. Совет Коммуны совмещал законодательные и исполнительные функции.

Вместо постоянной армии и полиции создавалась Национальная гвардия из населения. Реорганизовывалась судебная система на принципах равенства суда для всех, выборности судей, свободы защиты. Обвиняемым предоставлялись широкие права. Вместе с тем, Декретом от 5 апреля 1871 г. предусматривалось создание обвинительного жюри по делам версальцев, которое должно было выносить приговоры в течение 48 часов в отношении лиц, уличенных в сообществе с находившимся в Версале буржуазным правительством. Все задержанные по приговору обвинительного жюри считались заложниками парижского народа. За каждого казненного версальцами должна была последовать казнь трех заложников.

Парижская Коммуна не признавала нерушимости частной собственности, что проявилось в реквизиции значительного количества крупных мастерских, регламентации деятельности частных предприятий.

После падения Коммуны, просуществовавшей 72 дня, утвердилась Третья республика. Конституция 1875 г. создавала государственный строй, приближающийся к монархии. Избираемый на 7 лет президент обладал широкими полномочиями: он имел право законодательной инициативы, промульгировать законы и следить за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней), руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности.

Парламент состоял из избираемой на 4 года всеобщим голосованием Палаты депутатов и Сената, состоявшего из 75 пожизненных сенаторов, избираемых косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам. Правительство - Совет министров - было ответственно перед парламентом.

Во время Третьей республики произошло образование французской колониальной империи (в Африке, Индокитае и т.д.) с территорией 10,6 млн. кв. км., населением 55,5 млн. человек. Так называемые старые колонии (Гвиана, Маврикий, Сенегал и др.) рассматривались как составная часть Франции, в них, а также в Алжире действовало законодательство метрополии. В остальных колониях действовала система так называемого прямого управления - колонии управлялись назначаемыми метрополией и имевшими полную власть губернаторами. Представители местной знати назначались лишь в низшие звенья администрации. Население колоний делилось на три группы. Первую составляли французские граждане, главным образом европейцы. Во вторую входили "развивающиеся именитые жители" колоний, на которых не распространялись привилегии первой группы. Третья группа состояла из французских подданных, которые "не были подготовлены" для получения французского гражданства.

Своеобразием отличался процесс формирования буржуазного государства и права в Германии.

После распада существовавшей более 800 лет Священной Римской империи германское государство в процессе объединения прошло ряд стадий. Под давлением Франции в 1805 г. была создана Германская конфедерация, а затем Рейнский союз (39 государств), протектором которого был "император французов" Наполеон. Рейнский союз представлял собой конфедерацию.

В 1815 г. создан Германский союз - конфедерация без центральных органов управления. Союзный сейм состоял из чиновников, назначаемых правительствами отдельных государств. В отдельных государствах Германии появились первые конституции, не затронувшие абсолютизм. В 1850 г. была утверждена конституция Пруссии. Она провозглашала равенство всех пруссаков перед законом, неприкосновенность личности, жилища и ряд других демократических положений, но без гарантий их осуществления. Глава государства - король - обладал обширнейшей компетенцией. Ему принадлежало право законодательной власти (совместно с ландтагом), назначения и отзыва министров, верховного командования и т.д. Судебная власть осуществлялась от имени короля назначаемыми им судьями. Ландтаг состоял из двух палат: палаты господ, формируемой королем, и палаты депутатов, избираемой на основе трехклассной избирательной системы. Избиратели делились на три курии соответственно сумме уплачиваемых ими налогов. Каждая курия избирала треть палаты. Один голос избирателей I курии приравнивался в разные годы от пяти до восемнадцати голосам избирателей III курии.

После победы над Францией была образована Германская империя. По конституции 1871 г. империя представляла собой федерацию, состоящую из 25 земель, 22 монархий и 3 вольных городов с республиканским устройством. Полнотой суверенных прав обладала империя в целом. Ей принадлежало право управления важнейшими областями жизнедеятельности: ведение внешних дел, руководство вооруженными силами, чеканка монеты и управление финансовой и хозяйственной деятельностью, правовое регулирование, организация судопроизводства и т.д.

Остальные сферы управления находились в полномочиях земель, каждая из которых имела свою конституцию. Решающую роль играла Пруссия, что объяснялось ее ролью в процессе объединения, экономике и доле в населении империи. Лишь прусский король мог быть императором; изменения в конституции не могли произойти без согласия Пруссии.

Главой государства был император, обладавший широкими полномочиями. Он имел право объявлять войну и заключать мир, заключать договоры, созывать и закрывать заседания представительных органов - Союзного совета и Рейхстага. Государственными делами империи непосредственно управлял назначаемый императором и ответственный перед ним имперский канцлер (рейхсканцлер), который был одновременно и прусским министром - президентом.

Союзный совет (бундесрат) состоял из представителей входящих в империю земель, имел права верхней палаты парламента. Он наделялся широкими полномочиями, в том числе функциями арбитра в конфликтах между входящими в империю государствами.

Рейхстаг олицетворял народное представительство объединенной Германии. Заседания Рейхстага носили гласный характер, что превращало его в яркую политическую трибуну. Действовало право интерпелляции, т.е. право парламентского запроса. Рейхстаг обладал правом разработки и принятия законов, утверждения имперского бюджета.

Изучая государственно – правовые явления в Соединенных Штатах Америки следует подчеркнуть особенности процесса образования здесь государства и права в новое время.

Соединенные штаты Америки в процессе образования прошли несколько стадий. На первой стадии существовали 13 английских колоний, которые по своему правовому положению делились на три группы. Род - Айленд и Коннектикут, имевшие хартии самоуправляющихся, органы управления избирали. Пенсильвания, Делавэр и Мериленд принадлежали частным владельцам. Остальные восемь являлись владениями британской короны и управлялись губернаторами и двухпалатными законодательными собраниями. Колонисты обладали теми же правами, что и жители метрополии.

Власти метрополии искусственно сдерживали развитие капиталистических отношений, ограничивали экономическую активность буржуазии, чтобы сохранить колонии в качестве рынка сбыта промышленных товаров и как источник дешевого сырья. Это привело к росту недовольства, вылившегося в национально - освободительную революцию.

По инициативе законодательного собрания Вирджинии 5 сентября 1774 г. в Филадельфии собрался первый континентальный конгресс, принявший решения, которые вели к разрыву с британской метрополией. В апреле 1775 г. произошло сражение при Ленсигноте, положившее начало национально - освободительной войне. Второй континентальный конгресс, собравшийся 10 мая 1775 г., принял декларацию причин и необходимости взяться за оружие, а также решение об объединении войск колоний и назначении Дж. Вашингтона главнокомандующим.

Третий континентальный конгресс принял написанную Т. Джефферсоном Декларацию независимости 1776 г. Она провозглашала бывшие английские колонии свободными и независимыми штатами, а также равенство всех людей, обладающих "определенными неотъемлемыми правами" - на жизнь, свободу, стремление к счастью. Согласно декларации государство основывается на общественном договоре между людьми. Народ имеет право изменять или свергать неугодное ему правительство. Декларация независимости не была юридическим документом и не входит в корпус действующего американского права, но ее предписания оказали большое влияние на весь ход развития американского конституционализма, на политическое и правовое сознание американского народа.

Штаты, ставшие независимыми государствами, приняли свои конституции, в которых закреплялись основные права и свободы. Необходимость объединения усилий в борьбе за независимость способствовала созданию конфедерации, представлявшей собой союз независимых государств, чье устройство определяли Статьи Конфедерации 1777 г. В рамках конфедерации были заложены некоторые экономические, политические и психологические основы американской государственности. Во главе конфедерации стоял конгресс, состоящий из делегатов от штатов. Конгресс, в основном, имел полномочия во внешнеполитической сфере.

Экономические, политические обстоятельства, в частности угроза гражданской войны, требовали создания единого государства. Филадельфийский конвент, созванный по решению конгресса, принял конституцию 1787 г., которая затем была ратифицирована конвентами, избранными в каждом штате.

Конституция состоит из преамбулы, 7 статей, 4 из которых разбиты на разделы. Для своего времени американская конституция имела большое прогрессивное значение. Это была первая в истории писанная конституция буржуазного государства. Она оказала огромное влияние на развитие конституционализма во многих странах мира.

В основу организации, компетенции и взаимодействия высших органов власти республики был положен американский вариант принципа разделения властей на законодательную как главную, исполнительную и судебную.

Законодательную власть осуществляет Конгресс, состоящий из верхней палаты - Сената и нижней - Палаты представителей. Сенат избирался легислатурами штатов, по два представителя от штата, независимо от численности населения. Каждый год переизбирается треть сената. Палата представителей избирается прямым голосованием по избирательным округам с равной численностью населения.

Компетенция Конгресса по сравнению со "статьями конфедерации" значительно расширилась. Он получил право издавать законы по регулированию внешней и внутренней торговли, чеканке монет, работе почтовых ведомств, набору и содержанию армии, милиции, объявлению войны; устанавливать единицы мер и весов и т.д.

Исполнительная власть вручалась президенту США, избираемому двухстепенными выборами сроком на 4 года. Избиратели в каждом штате избирают выборщиков в количестве, равном общему числу представителей этого штата в обеих палатах Конгресса. Выборы происходят в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года. Президент является главой правительства, главнокомандующим армией и флотом, может отсрочить исполнение приговора. Он призван обеспечивать точное соблюдение федеральных законов.

Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената пожизненно. Это гарантирует их независимость. Федеральные судьи могут быть отстранены лишь в процедуре импичмента. Верховный суд следит за соответствием конституции всех законодательных актов.

Для предупреждения чрезмерного усиления одной из ветвей власти конституция содержит систему "сдержек и противовесов".

Во - первых, все ветви власти имеют различные источники формирования. Во - вторых, все органы государственной власти имеют различные сроки полномочий. В третьих, в конституции предусмотрен механизм, в рамках которого каждая ветвь власти может нейтрализовать возможные узурпаторские поползновения другой. В соответствии с этим по конституции президент не имеет право досрочного роспуска конгресса. Последний имеет право отклонять любые законопредложения президента, принимает законы, которые должны исполняться; он обладает исключительным правом принятия бюджета, установления налогов, может учреждать расследовательские комитеты. Кроме того, сенат утверждает высших должностных лиц страны, назначаемых президентом, включая министров и судей Верховного Суда, разрешает президенту ратифицировать международные договоры. Конгресс может предать суду (палата представителей) и судить (сенат) президента, вице - президента и других должностных лиц США в порядке импичмента.

Юридическим средством воздействия президента на конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается президентом в конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой из палат. В арсенале президента есть также "карманное вето" - разновидность обычного. Свое неодобрение акта конгресса президент выражает не письменным запрещением, а оставляя неподписанным законопроект до перерыва сессии конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения предусмотренного конституцией 10 - дневного срока подписания акта президентом. В этом случае конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии.

Важным средством воздействия на конгресс являются сформулированные президентом "Послания о состоянии Союза". Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти и рассматриваются как программа законодательной деятельности. Система "сдержек и противовесов" должна обеспечить стабильность и непрерывность функционирования государственной власти.

Конституция закрепила федеративную форму государственного устройства страны: в настоящее время США состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия с особым статусом, на территории которого находится столица страны - город Вашингтон. В конституции нет специального определения федерализма. Она определяет компетенции центральных органов, оставляя другие в ведении штатов. Конституция закрепляет принцип верховенства федерального права по отношению к правовым установлениям штатов.

Поскольку текст конституции не содержал в себе статей о правах человека, имевшихся в конституциях штатов, последние потребовали дополнить конституцию. Были внесены 10 поправок, составивших так называемый Билль о правах. В нем гарантируется недопустимость ограничения прав граждан, прямо не упомянутых в конституции, вводилась свобода совести. Граждане могли носить оружие. Закон закреплял принцип суда присяжных. Запрещались чрезмерные налоги и штрафы, жестокие и необычные наказания. Никто не мог быть арестован, подвергнут обыску без соответствующего ордера. В уголовных делах запрещалось принуждать давать показания против самого себя. Постои солдат допускались только с согласия владельцев дома. Школа отделялась от церкви, устанавливались дополнительные гарантии автономии штатов.

В Билль о правах было внесено положение о неприкосновенности частной собственности. В конце пятой поправки записано: "Никакая частная собственность не должна отбираться для общей пользы без справедливого вознаграждения". Арест имущества не разрешалось производить без соответствующего ордера.

Принятие Билля о правах имело большое прогрессивное значение. Оно обеспечивало широкие демократические права и права американских граждан. Принятие конституции делало США самой демократичной страной своего времени. Конституция 1787 г., дополненная 26 поправками действует до настоящего времени.

После принятия конституции в США сформировался федеральный государственный аппарат. На рубеже XVIII - XIX вв. создаются зародыши политических партий - федералисты, выражающие интересы промышленного Севера, и демократические республиканцы Т.Джефферсона, опирающиеся прежде всего на рабовладельческие штаты Юга.

В 20 - 30 гг. XIX в. происходит изменение партийной системы. Вместо республиканских демократов образуется Демократическая партия, а вместо федералистов - партия вигов. При партиях образуются национальные партийные конвенты, возникает система ротадит (система добычи). согласно которой смена партийной принадлежности президента сопровождается заменой федерального аппарата по партийному признаку. В этот период времени партии еще не имели своего стабильного электората. Партийная система была неустойчивой. В 1854 г. была создана республиканская партия, выступившая с критикой системы рабовладения.

Одной из наиболее важных тем истории США в конце XIX – начале XX вв. является Гражданская война Севера и Юга

В первой половине XIX в. территория США увеличилась в несколько раз за счет покупок и прямой агрессии. Территория США оказалась поделенной между свободными штатами и рабовладельческими, которые вели борьбу за влияние в федерации. Буржуазия промышленного Севера добивалась установления высоких таможенных пошлин на ввозимые промышленные товары, рабовладельцы выступали против этого. Борьба также шла за контроль над новыми территориями.

После избрания в 1860 г. на пост президента видного сторонника отмены рабства А. Линкольна правящие круги 13 южных рабовладельческих штатов пошли на сецессию, т.е. выход из федерации и провозглашение в феврале 1861 г. Конфедеративных штатов Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на территорию всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. гражданскую войну. Война длилась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г. победой Севера, что означало и окончательную победу капиталистических отношений.

Гражданская война привела к серьезным изменениям в политической и правовой системе США. Были приняты поправки к конституции, которые запретили штатам ущемлять, ограничивать права граждан, лишать их жизни, свободы собственности без надлежащего судопроизводства. Была укреплена федерация. Штатам категорически запрещалось покидать Союз. Они не могли игнорировать законы конгресса. В 1865 г. была принята поправка об отмене рабства, в 1866 г. каждый, кто родился в США и был натурализован, признавался гражданином США и того штата, где он проживал. Она не распространялась только на индейцев, не уплачивающих налоги.

После периода реконструкции (1865 - 1877 гг.) южные штаты были интегрированы в союз. На Юге начинается бурное развитие капитализма. Социально и экономически оба региона становятся все более одинаковыми. К концу XIX в. США превращаются в крупнейшую промышленную державу мира. Они захватили Гавайские и Филиппинские острова, Пуэрто - Рико, Гуам, навязали неравноправный договор Панаме, взяли под контроль зону Панамского канала, Кубу, Доминиканскую республику.

Рост экономического и политического могущества сопровождался существенными изменениями во всех подразделениях политической системы. Эти изменения не всегда находили выражение в правовой системе. Большей частью они носили фактический характер и были инкорпорированы не в юридическую, а фактическую конституцию. Изменения были направлены в целом на расширение функций центральных органов власти, что объяснялось возрастанием вмешательства государства в экономику, в отношения между трудом и капиталом. в эпоху империализма. Во имя совокупного интереса американского капитализма государство, в лице увеличивших свои полномочия президентов, начинает принимать меры для обуздания отдельных зарвавшихся монополий. Были приняты законы, смягчающие условия детского труда, регулирующие деятельность железных дорог.

Перед первой мировой войной была совершена попытка преодоления двухпартийной системы. К существующим демократической и республиканской партиям добавилась Прогрессивная партия. Но она не стала стабильной третьей партией.

Изучая государство и право в странах Азии в новое время необходимо более подробно остановиться на Японии, в частности, на событиях связанных с революцией Мейдзи и буржуазными реформами 70 – 80 - х гг. XIX в.

К середине XIX в. в Японии сложилась революционная ситуация. В стране начали складываться капиталистические отношения, существовало развитое ремесленное производство, домашняя и мануфактурная промышленность. Важную роль в экономике играла торгово - ростовщическая буржуазия. Становилось все заметнее углубляющееся разложение феодальных отношений, что проявлялось в разрушении натурального сельского хозяйства; разорение дайме, превращение их в должников богатых рисоторговцев (что приводило в свою очередь к лишению самураев традиционных источников существования - рисовых пайков), массовое обнищание крестьян.

Необходимы были перемены. Препятствием являлась старая политическая система. В государственно - правовом отношении Япония формально являлась монархией, но фактически власть принадлежала наследственным военачальникам - сегунам, державшим Японию в положении искусственной изоляции. Общество было разделено на сословия, причем крупные феодалы и самураи пользовались большими привилегиями. Занятие торговлей считалось позорным.

Кризис тогукавского сегуната стал заметным на рубеже XVIII - XIX вв., но особенно явственным - с 30 - х годов. Все чаще вспыхивали крестьянские восстания. В оппозиции режиму находилась буржуазия и низшие слои самурайства, а также крупные феодалы юго - западных княжеств, где капиталистические отношения пустили наиболее глубокие корни. Сильный удар по авторитету сегуна нанесло насильственное "открытие Японии" США и европейскими державами в середине ХIХ в. Антииностранное и антисегунское движение слилось воедино. Центром притяжения всех мятежных сил стал императорский дворец в Киото. Император превратился в национально - патриотический символ. Это проявилось и в религиозной окраске антибакуфской идеологии. Так как буддизм был религией сегуната ему противопоставлялась древняя религия японцев - синто, обожествлявшая японского императора. Императора поддержали князья и самураи из южных районов Тесю и Сацума, из некоторых других княжеств. За него выступали стекавшиеся к его двору странствующие самураи - ронины.

Победа антибакуфских сил привела к ликвидации режима сегуната и восстановлению власти императора. Это событие получило в исторической литературе название переворота или реставрации Мэйдзи. (Мэйдзи - официальное наименование годов японского императора Муцухито - 1868 - 1912 гг.). События 1868 г. стали началом революционного процесса, расчистившего путь для развития капиталистических отношений в Японии, для становления буржуазного государства.

Муцухито и действовавшие от его имени советники радикально реформировали систему социальных связей в стране. В 1871 г. были ликвидированы феодальные уделы и наследственные привилегии князей - дайме. Япония была разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемыми из центра чиновниками. Это способствовало централизации Японии.

Были официально отменены сословные различия, разрешены смешанные браки. Был введен закон о всеобщей воинской повинности, подорвавшей монополию самураев на воинскую службу.

В 1872 - 1873 гг. были проведены радикальные аграрные реформы, которые привели к ликвидации всех феодальных прав на землю. Земля превращалась в отчуждаемую капиталистическую собственность, облагаемую единым государственным налогом в пользу государственной казны. Земля, законодательно признанная собственностью тех, кто ею реально владеет, была закреплена за крестьянами. При этом значительная часть землевладельцев теряли свои земли, не будучи в силах выплатить выкуп за землю и налоги, переходили в разряд арендаторов и батраков, либо переселялись в город. Эта реформа способствовала развитию капитализма в сельском хозяйстве. Одной из главных целей реформ было получение государственной казной средств, необходимых для превращения Японии в "современное" государство, для модернизации промышленности и укрепления армии. Князья получили денежную компенсацию в виде правительственных процентных облигаций, с помощью которых японская знать становится обладательницей значительной доли финансового капитала страны. Вместе с тем реформа не ликвидировала помещичье землевладение, что обусловило особенности японского капитализма.

Капиталистическому развитию страны способствовала ликвидация всех ограничений на развитие торговли, феодальных цехов и гильдий, таможенных барьеров между провинциями, упорядочение денежной системы. В 1871 г. введено свободное передвижение по стране, а также свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям было разрешено заниматься ремеслом и торговлей. Кроме того, государство всемерно стимулировало развитие капиталистической промышленности, взяв на себя строительство крупных и экономически неэффективных предприятий (арсеналы, металлургические заводы, верфи и т.п.), а затем за бесценок продав их в руки наиболее крупных и умело действующих торгово - промышленных компаний, таких как Мицуи, Мицубиси, Фурукава и др. Предприниматели получали от государства займы, субсидии, налоговые льготы и т.п.

Изучая Японию в новое время следует остановиться на некоторых проявлениях демократизации политического строя. Реформы 70 - х годов привели к трансформации японского общества. Пробудившиеся новые социальные и экономические силы требовали создания более оптимальных условий для своей деятельности. На общем фоне широкого народного движения усиливаются оппозиционные настроения среди торгово - промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступавших против засилья в государственном аппарате приближенной к императору знати.

С начала 80 - х годов в стране развернулось движение за конституцию, объединившее все оппозиционные течения в широкое либерально - буржуазное движение за свободу и народные права. В 80 - е годы создаются первые политические партии - либеральная партия (Дзюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии, и партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев буржуазии, интеллигенции.

Во исполнение своих обещаний император в 1889 г. даровал своим подданным конституцию, созданную по образу конституции Пруссии 1859 г. Конституция закрепила монархический режим. Император был носителем государственного суверенитета. Особа императора объявлялась "священной и неприкосновенной". Император как глава государства имел право объявлять войну и заключать мир, назначать должностных лиц, созывать и распускать парламент, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть принадлежала императору и парламенту. Император утверждал законы. Создавалась конституционная монархия с большими правами монарха.

Парламент контролировал финансы, однако в случае отклонения бюджета правительство руководствовалось бюджетом прошлого года. Правительство было ответственно перед парламентом. Парламент не имел права обсуждать вопросы, касающиеся изменения статуса императорского дома. Парламент был двухпалатным. Верхняя палата пэров состояла из: 1) принцев императорской фамилии; 2) титулованной аристократии: всех князей и маркизов и представителей от графов, виконтов и баронов; 3) депутатов, назначаемых императором "за заслуги перед государством"; 4) представителей императорской академии наук; 5) выборных представителей, избираемых лицами, платящими высший прямой поземельный налог или высшие торговые и поземельные пошлины. Депутаты нижней палаты - палаты представителей - избирались на основе высокого возрастного, имущественного ценза. В первых выборах участвовал 1 % населения, что следует считать нормальным для общества, еще не подготовленного к демократическим процедурам.

Конституция провозглашала широкие демократические права и свободы - свободу выбора места жительства, перемещения; свободу от произвольных арестов; свободу слова, печати, вероисповедания, собраний, петиций, союзов. Конституция способствовала становлению переходной формы государства от абсолютной к дуалистической монархии, в рамках которой происходило стремительное развитие капитализма.

В 90 - е годы происходит создание буржуазной судебной системы. Она состояла из местных, окружных, апелляционных судов и Верховного суда. Судьи назначались пожизненно из лиц, имевших юридические знания и профессиональный опыт. Создавалась прокуратура и адвокатура, находившаяся под контролем министра юстиции. По европейскому образцу создаются кабинет министров, новые титулы знатности: князья, маркизы, графы, виконты, бароны.

Таким образом, к началу ХХ в. японцы практически без всякого заметного вмешательства извне, но с привлечением необходимых для модернизации страны заимствований добились существенных нововведений в политических институтах, правовых нормах и т.д.

Китай, Иран, Турция при определенных отличиях имели ряд общих черт. Являясь формально независимыми государствами, управляемыми абсолютными монархами, фактически были полуколониями крупнейших капиталистических государств. Полуколониальный статус проявлялся в том, что они вынуждены были подписать неравноправные договоры, предоставившие иностранцам большие льготы: низкие таможенные пошлины на ввозимые товары, право экстерриториальности и т.д. Во многих портовых городах Китая были образованы сеттельменты - районы, населенные иностранцами, фактически автономные по отношению к властям Китая.

В Турции англо - французский Оттоманский банк, а в Иране контролируемый английским капиталом Шахиншахский банк имеют статус государственных банков. В начале ХХ в. в этих странах произошли буржуазные революции (Турция - 1908 г., Иран - 1905 - 1911 гг., Китай - 1911 г.). В Турции и Иране была установлена конституционная монархия, но при сохранении сильных феодальных пережитков. В Китае после свержения маньчжурской династии Цинь была установлена республика. Фактически Китай оказался поделенным на самостоятельные территории, контролируемые милитаристическими группировками или отдельными милитаристами.

Особое значение в разделе посвященном истории государства и права нового времени имеет изучения истории права

Буржуазные революции ХVIII - XIX вв. привели к формированию нового правового порядка. Изменения затронули, прежде всего, ту часть существующего права, которая противоречила социальному прогрессу, экономическим и политическим интересам предбуржуазии. Утверждение права буржуазного типа означало ликвидацию феодальной собственности, сословного деления людей, упразднения средневековых ограничений в области собственности, производства, торговли, политики, что создавало предпосылки для роста производительных сил, раскрепощения личной инициативы.

Буржуазное право в противовес феодальному рождалось в виде национальных правовых систем. Оно базировалось на позициях индивидуализма, раскрепощало личность, которая была поставлена в центре буржуазных правовых систем. Поэтому права человека провозглашались как неотчуждаемые и священные, подкреплялись целой совокупностью прав в публичной и частнособственнической сферах.

Буржуазное право основано на принципах свободы, законности как обязательных условиях функционирования капиталистической системы.

В первую очередь произошло становление английского буржуазного права. Для него был характерен эволюционный путь развития, преемственность судебных прецедентов, постепенное приспособление традиционных правовых норм к условиям капиталистической действительности.

В конце XIX в. в ходе судебной реформы 1873 - 1875 гг. произошло объединение общей системы королевских судов с судами лорд - канцлера в единый Высокий суд, который мог в равной мере применять нормы как общего права, так и права справедливости. После избирательных реформ была начата модернизация английского статутного права. Была произведена частичная реформа уголовного и гражданского права путем принятия консолидированных правовых актов в конце XIX - начале ХХ в., которые привели к объединению массы старых актов в более ограниченное число законов.

Были проведены определенные кодификационные работы по отдельным институтам права. Была принята серия так называемых кодификационных актов: Акт о продаже товаров 1893 г., Акт о лжесвидетельстве 1911 г. и т.д. Но в целом английское право не было систематизировано, не знало деления на публичное и частное право.

Французская революция привела к более радикальным изменениям в правовой сфере. Для французского права было характерно первенство закона, а не прецедента, как в Англии. Была проведена кодификация законов. В период власти Наполеона было создано пять кодексов, охвативших все основные для того времени отрасли права - гражданское, торговое, уголовное, гражданско - процессуальное, уголовно - процессуальное.

На базе английского и французского права возникли две мировые системы буржуазного права - англо - саксонская и континентальная (романо - германская). Их образование было связано с появлением колониальной системы. Во всех английских колониях для англичан действовали нормы английского права (т.е. прецедентного права).

Важным фактором, способствовавшим укреплению англосаксонской системы права, стало то, что английское право сохраняло свои позиции в США.

Континентальная система буржуазного права складывалась под влиянием кодексов Наполеона. Она получила распространение в странах западной Европы (кроме Англии) и их колониях. Для континентальной системы права характерно верховенство законов. Судебный прецедент не признавался источником права.

Следует обратиться также к изучению особенностей гражданского права в новое время.

Английское гражданское право складывалось путем приспособления старых законов к условиям капитализма, например: в XIXв. сохранялось деление собственности на реальную (земля, родовые недвижимости и титулы) и личную. Постепенно в гражданское право внедрялись буржуазные принципы, более соответствовавшие потребностям капиталистического развития. В XVIII - XIX вв. получила распространение доверительная собственность (траст), создавшая условия для организации инвестиционных банков.

В 1875 г. был издан закон, устанавливающий специальные правила для сделок по недвижимости. Он ввел обязательную регистрацию прав на них. Принятый в 1882 г. закон о переводных векселях урегулировал вексельное право. Акт о продаже, изданный в 1893 г., определил взаимные права и претензии продавца и покупателя, установил время перехода собственности на приобретенные товары и т.д. Однако в английском гражданском праве отсутствовала стройность, действовали прецеденты, относящиеся к разным эпохам.

Во Франции гражданское право нашло свое классическое выражение в кодексе Наполеона. Он отличался стройностью изложения, точностью, сжатостью юридических формулировок (дефиниций), определенностью и четкостью трактовки основных понятий и институтов гражданского права. Гражданский кодекс Наполеона состоял из трех книг, отразивших схему построения институций римского права: лица, вещи, обязательства.

Первая книга ("О лицах") переводила общие признаки буржуазного права на конкретный язык гражданско - правовых норм. Она посвящена правовому положению физических лиц, брачно - семейным отношениям. В кодексе отсутствует понятие юридического лица. Вторая книга ("Об имуществах и различных видоизменениях собственности") вмещает нормы имущественного права. Центральное место в ней занимает институт собственности. Третья книга ("О различных способах, которыми приобретается собственность") содержит предписания о способах приобретения и распоряжения собственностью (договорное, наследственное право, имущественные отношения супругов и др.). Всего кодекс содержит 2281 статью. Он исходит из деления частного права на гражданское и торговое, дает собственнику полное и неограниченное право распоряжения имуществом. "Собственность есть право пользоваться и распоряжаться вещами наиболее абсолютным образом. Ограничение этому может сделать только закон", - отмечается в кодексе.

Самое широкое толкование прав частной собственности открыло простор для предпринимательской деятельности. Кодекс подчеркивал незыблемость договора, обязательность его осуществления его сторонами.

Кодекс оказал огромное воздействие на гражданское законодательство разных стран. Его главными достоинствами были: всемерная защита института частной собственности и провозглашение свободы договорных отношений, невмешательство государства в трудовые отношения рабочего и предпринимателя.

На рубеже XIX - XX вв. в кодекс были внесены изменения, связанные с тем, что государство в интересах сохранения стабильности начинает регулировать отношения между трудом и капиталом.

В Германии свод гражданского права вступил в силу в 1900 г. Германское гражданское уложение (ГГУ) было построено на пандектной системе. Рассмотрению отдельных институтов в нем предшествовала общая часть. ГГУ состоит из пяти книг. Первая посвящена общим вопросам права, она определяет основные гражданско - правовые институты по всем разделам уложения. Вторая книга посвящена обязательствам, третья - вещному праву, четвертая - брачно - семейному.

ГГУ отвечает нуждам капиталистического развития, в ряде положений делает шаг вперед по сравнению с кодексом Наполеона, так как оно признает не только физическое, но и юридическое лицо.

Гражданский кодекс Японии (1898 г.) закрепил важнейшие принципы буржуазно - гражданского права: незыблемость частной собственности, формальное равенство лиц и т.д., но сохранил некоторые традиционные нормы, относящиеся, в частности, к семейному праву, положению женщин (недееспособность жены и т.д.).

Изучение развития основных институтов уголовного права в новое время предусматривает знакомство с основными правовыми источниками европейских стран.

В Англиидо реформы 1832 г. действовали уголовно - правовые нормы, восходящие к феодализму. Сохранились жесткие наказания. За 220 составов преступления была предусмотрена смертная казнь, трупы казненных могли быть рассечены и т.д.

По мере развития капитализма происходил процесс "консолидации законов", сопровождавшийся смягчением наказаний. Происходил процесс демократизации процедуры рассмотрения уголовных дел - обвиняемый получил право пользоваться услугами адвоката, знакомиться с материалами дела, отказываться давать показания в суде.

Во Франции перестройка уголовного права по буржуазному типу происходила более радикально. Уже в 1791 г. Учредительным собранием был принят уголовный кодекс. Стройное и законченное выражение уголовно - правовая программа буржуазии получила в уголовном кодексе 1810 г. В ней отразились многие передовые по тому времени идеи о преступлениях и наказаниях. Зафиксировано положение о том, что "нет преступления, не указанного в законе, что закон не имеет обратной силы". УК 1810 г. ввел трехчленную классификацию преступных действий, которые в зависимости от характера наказаний делились на три группы. Наиболее тяжкие деяния - преступления, которые карались мучительными или позорными наказаниями. Вторую группу составляли проступки, наказываемые исправительными мерами. Для третьей группы - полицейские нарушения - были предусмотрены наказания полицейского характера. Сурово наказывались имущественные преступления.

Близок по духу к УК 1810 г. и Уголовно - процессуальный кодекс (УПК) 1808 г. В нем закреплялась состязательная форма процесса, гласность и равенство сторон. Предусматривалось разграничение следствия и обвинения, которые на суде поддерживал прокурор. Вводился суд присяжных, которые выносили вердикт о виновности или невиновности (под влиянием английской буржуазной системы). Судебная система строилась по восходящему и централизованному началу: мировой судья - трибуналы (по гражданским и уголовным делам) - апелляционные суды - высший кассационный суд.

В мае 1871 г. вступило в силу уголовное уложение Германской империи, в котором заметно влияние УК Франции. Уложение состояло из трех частей, первые две посвящены вопросам уголовного права: разграничению преступлений, проступков и полицейских нарушений, уголовной ответственности, принципам наказания и т.д. Третья часть посвящена конкретным видам преступлений и наказаний. В уложении установлены суровые наказания за политические преступления.

Первый УК Японии был принят в 1880 г. и построен по французскому образцу. В 1907 г. было принято уголовное уложение Японии, составленное по образцу Германского уложения 1871 г. В нем использованы новые идеи, частности, уголовное осуждение и уголовное освобождение. Для уложения характерны широта судейского усмотрения, усиленное наказание для рецидивистов, жестокость карательных санкций.

Не менее важным является история законодательства о труде.В начале нового времени в Англии законы о труде являлись продолжением "кровавого законодательства" периода первоначального накопления капитала. По мере развития капитализма государственная регламентация трудовых отношений сменилась невмешательством государства в хозяйственную жизнь. В 20 - е годы XIX в. был отменен запрет на союзы рабочих, что дало толчок росту профессиональных союзов - тред - юнионов. В июне 1871 г. был принят закон о рабочих союзах, где цели тред - юнионов в принципе признавались правомерными и запрещалось судебное преследование рабочих за участие в профсоюзной деятельности. В конце XIX - начале XX в. были приняты законы, оправдывающие участников экономических стачек.

Параллельно государство вводило законодательное огранич







Сейчас читают про: