Название стиля | Время | Основные черты | Примеры |
Романский | X-XII | Приземистость, толстые каменные стены из необработанного серого камня, поддерживающие выдолбленный из камня тяжелый свод. Храмы-крепости с узкими окнами и башнями. Украшены большеголовыми приземистыми скульптурами, мозаикой, капителями, рельефами. Обязательные атрибуты: изображение Христа-Пантократора, сцен страшного суда, жития святых, заполнение пространства (боязнь пустоты – обители дьявола). Строились братьями-монахами, позже – специальными артелями (вольными каменщиками) несколько сот лет. Храм, начатый в романском стиле нередко достраивался и украшался – в готическом (Собор Парижской Богоматери). | Доминиканский монастырь. |
Готический | XII-XIV | Ребристые своды (нервюры), аркбутаны, контрфорсы позволили уменьшить давление на стены, следовательно более тонкие стены, широкие окна – витражи, устремленность ввысь. Украшены вытянутыми скульптурными группами святых с миндалевидными глазами, обращенными к небу. Снаружи – каменным кружевом или скульптурами адского мира. Обязательные атрибуты: семь врат небесных и символ розы при входе, лабиринт на полу внутри храма. С XIV века на севере Европы появляется разновидность готического стиля (пламенная готика). Стены украшаются каменной резьбой, окна оформляются в виде пламени горящей свечи. | Кельнский или Миланский соборы. |
Изменения форм, символики в художественной подсистеме, изменение мировоззрения, зарождение новых идей, формирование новых ценностей в светской культуре бюргеров и феодалов привели к кризису средневековой культуры и к началу долгого переходного периода – к Ренессансу.
|
|
Культура эпохи Возрождения
Таблица № 12