ПРИЧИнЫ самобытности русской культуры
| Особенности русской культуры
|
I.1. Природно-демографические условия:
Огромные пространства + полное отсутствие гор + большое количество рек.
|
Пульсирующий ритм развития. «Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев).Уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство).Особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда).
|
1. Разнообразие природных регионов: от тундры на севере, лесной и лесостепной полосы в центре до степи на юге.
| Эта особенность оформила полицентризм + многовариантность путей культурно-исторического развития. Перемещение культурного из одного региона в другой (Киев®Владимир®Москва®С.-Пб.). Сохранение традиций + обогащение за счет новых культурно-исторических воздействий.
|
2. Пограничность – в XIII веке Россия располагалась на территории и Европы и Азии.
|
| Евразийский
Универсум, свободолюбие
|
3. Близость Степи (всегда была архетипом враждебности).
| Деспотические черты государственно-политического устройства, иррационализм.
|
|
II. Многообразие этнического материала: территорию, на которой образовалось русское государство, населяло более 150 племен.
| Пластичность, синтетичность, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения), как следствие соборность русской культуры, ее «всечеловечность», внеграничный характер.
|
III. Специфика климата и хозяйственного уклада
| Экстенсивный путь развития, динамичность русской культуры, восприимчивость ко всему новому, колонизация, выступающая гарантом выживания («колонизация – основная черта русской истории» (Ключевский).
|
IV. Постоянная военная опасность (набеги кочевников, попытки католизации России с Запада, татаро-монгольское иго).
| Высокая адаптивность русской культуры: расцвет вследствие полилога, несмотря на тяжелые общественно-исторические условия (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков.
|
V. Ярко выраженная государственная доминанта, что связано с особенностями механизмов национально-государственной и культурной консолидации и малой энергоемкостью.
| «Дихотомичный» характер русской культуры (бинарность, двойственность, взрывоопасность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени. Проявление коллективизма, пассивности, жертвенности, антиномичности, патернализма, централизма, бунтарства.
|