double arrow

Внешняя политика СССР в 1920-е годы 8 страница

2.Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития (1954-1965 гг.). В 1965–1985 гг. экономика СССР оказалась неспособной перейти на интенсивный путь развития, невосприимчивой к достижениям научно-технического прогресса. В сентябре 1965 г. в промышленности начинается реформа, которая несла в себе неразрешимые противоречия. С одной стороны, ликвидировались совнархозы и возрождались министерства, с другой – расширялись права предприятий, часть прибыли оставалась в их распоряжении (на решение социальных вопросов, техническое перевооружение). Показателем работы завода, фабрики становился объем не валовой (произведенной продукции), а реализованной, что должно было повысить заинтересованность коллективов в изготовлении товаров, пользующихся спросом. Оптовые цены назначались с учетом затрат предприятий, чтобы обеспечить их функционирование на началах хозрасчета (а не предельно низкие, как было раньше). Вскоре преобразования были свернуты. Причиной их неудач были: сопротивление самой административно-бюрократической системы; ей были чужды экономические методы управления; возрожденные министерства стали регламентировать всю деятельность заводов, фабрик и т. д. Отказ от реформы 1965 г. был обусловлен и тем, что объективно она усиливала позиции профессионалов-хозяйственников (технократов) и ущемляла власть партийной номенклатуры. Реформа 1965 г. дала временный позитивный эффект, показатели выполнения 8-й пятилетки (1966–1970 гг.) были хорошими. Однако в 1972–1973 гг. произошла смена приоритетов. Л. И. Брежнев выступил за развитие тяжелых и добывающих отраслей, оборонного комплекса, сельского хозяйства, освоения Сибири. О легкой и пищевой промышленности «забыли». Мы были «впереди планеты всей» по выплавке стали, чугуна, кокса, добыче угля, железной руды и т. д. Устаревшие технологии требовали огромных ресурсов, электроэнергии, металла. Лишь небольшую часть экономики составляли производства высоких технологий, работавшие на оборонные заказы. Научно-технические решения сосредоточивались в ведущих отраслях ВПК, особенно ракетно-космической. В общем объеме продукции машиностроения выпуск военной техники составлял более 60 %. По данным зарубежных аналитиков в 80-х гг. СССР в год выпускал танков в 4,5 раза больше, чем США, БТР – в 5, артиллерии – в 9, атомных подводных лодок – в 3 раза. При этом в оборонной промышленности США работало 2,2 млн человек, а в советской – 5,8 млн человек. Министерства предпочитали строить новые предприятия, а не переоснащать действующие. Вследствие такой практики ручным и малоквалифицированным трудом было занято половина работников материального производства, то есть свыше 50 млн человек. В 9-й пятилетке (1971–1975 гг.) экономический рост фактически прекратился. Видимость благополучия поддерживалась за счет «нефтяного допинга». Экспорт нефти (цены на которую на мировом рынке выросли в 20 раз) позволял стране жить, решать продовольственную и космическую программы, осваивать восточные регионы, развивать крупные хозяйственные комплексы: Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились ВАЗ и КАМАЗ, новые нефтехимические заводы, предприятия «оборонки». Только за 70-е гг. СССР получил около 170 млрд «нефтедолларов». В этот период были возможны другие варианты развития страны. Однако «пражская весна» всерьез напугала советское руководство. Даже Председатель Совета Министров А. Н. Косыгин не был склонен к проведению каких-либо радикальных мер (тем более. сменивший его на этом посту в 1980 г. Н. А. Тихонов). Поэтому вместо преобразований осуществлялись эксперименты с расширением хозрасчета на предприятиях. Но и здесь не были использованы возможности интенсификации производства за счет внедрения прогрессивных форм организации труда: бригадный подряд Н. Злобина в строительстве, метод Щекинского химкомбината «Азот». Без увеличения фонда зарплаты эти коллективы выполняли плановые задания меньшим числом людей, самостоятельно распределяли работу и оплачивали ее в зависимости от вклада каждого. Внедрению этого эксперимента мешали сами же руководители. Предоставление самостоятельности не вмещалось в общую систему централизованного распределения сырья, энергии. Чиновники не знали, как поступать с освобождающимися людьми (создавать безработицу было запрещено). Был и психологический барьер: самим рабочим, привыкшим к уравнительному распределению, невозможно было отрешиться от этого принципа. Со второй половины 70-х гг. предпринимается попытка структурной перестройки в народном хозяйстве. Появились производственные (научно-производственные) объединения (ПО, НПО). Однако они только усилили монополизм, бюрократическую неразбериху, и фактически слияния науки с производством не получилось. В это время быстро шел процесс сращивания официальной экономики с теневой, доходы которой исчислялись миллиардами рублей. Сельское хозяйство в 1965–1985 гг. продолжало отставать, хотя его положение изменилось. Из сферы, служившей для перекачки ресурсов в промышленность, оно превратилось в приоритетную, получавшую большие финансовые средства и льготы. В марте 1965 г. в очередной раз с колхозов были списаны долги, повышены цены на сдаваемую продукцию (вводилось 50 % надбавки за поставки сверх плана), установлен твердый план ее закупок на 5 лет. Были отменены ограничения на подсобные хозяйства, увеличены размеры приусадебных участков, разрешено держать неограниченное количество скота, свободно торговать на рынке. Частник стал давать до 25–30 % плодов, овощей, мяса, молока и т. д. Однако заметных сдвигов в деревне не было видно. Ежегодно аграрный сектор получал в экономику 20–27 % инвестиций от всего бюджета. Но большая часть этих денег уходила на оплату техники и удобрений, реализацию многих амбициозных программ (подъем Нечерноземья (1974), мелиорацию и химизацию (1979), улучшение кормовой базы животноводства (начало 80-х гг.)). Общая сумма за 25 лет (1960-1985) составила около 600 млрд. рублей, а продукции получили на 280 млрд рублей (на каждый вложенный рубль имели отдачу 50 копеек). Наблюдались огромные потери при уборке, транспортировке и хранении зерна, овощей и других культур (от 20 до 40 %). В мае 1982 г. была обнародована продовольственная программа. Поднять эффективность деревни намечалось за счет приближения переработки сырья к месту его производства и создания агропромышленных объединений разного уровня. Но и эта кампания не привела к увеличению продуктов питания. В 1985 г., отставая от США по производству зерна в 1,5 раза, СССР опережал их по выпуску тракторов в 6,4 раза, зерноуборочных комбайнов – в 16 раз. Чтобы иметь столько комбайнов, сколько стояло в хозяйствах неисправными, вся американская промышленность должна была работать 70 лет. В то же время импорт зерна вырос с 2,2 млн т в 1970 г. до 44,2 млн т в 1985 г. На его покупку практически шли все доходы от экспорта нефти. Советская экономика, фактически отказавшись от интенсификации за счет структурной перестройки, внедрения новейших технологий, изменения организации труда, неуклонно двигалась к кризису. Проявлением этого стало ухудшение всех ее показателей. Приведем пример: если в 8-й пятилетке (1966–1970 гг.) прирост национального дохода составил 41 %, то в 11-й (1981–1985 гг.) – 17 %. Это предвещало полный провал в хозяйственной области. В 70-е гг. несколько повысился жизненный уровень населения. Увеличилась зарплата трудящихся (прежде всего низкооплачиваемых): в 1970 г. она составляла в среднем около 100 рублей, а в 1985 г. – 190 рублей (однако из каждого заработанного рубля человек получал только 13 копеек). Началось денежное авансирование колхозников (в счет будущих поставок государству), росли пенсии и стипендии, существовала система бесплатных услуг (здравоохранение, образование, детские учреждения, спортивные, творческие и т. д.), устанавливались льготы для инвалидов, участников Великой Отечественной войны. Это коснулось десятков миллионов человек. Продолжалось жилищное строительство. Однако и в социальной сфере накапливались противоречия. Нарастала апатия людей, различные почины, соцсоревнование превращались в показуху. Уравниловка в оплате труда приводила к теневой экономике, «левым» приработкам, хищениям на предприятиях. Недовольство вызывали очереди в магазинах, отсутствие нужных товаров. Низкое качество продукции заставляло «гоняться» за импортом, что порождало спекуляцию. Росли необеспеченные товарами и услугами денежные сбережения населения в сберкассах (и не только в них). Серьезные нарекания были на работу транспорта, учреждений быта, медицинское обслуживание, на длительное ожидание квартиры и т. д. Образованные молодые люди слабо продвигались по службе. В начале 80-х гг. социальные проблемы еще более усугубились. Это было связано с недееспособностью руководства, а также с внешней ситуацией (снижение спроса и цен на нефть на мировом рынке, провалы во внешней политике, рост военных расходов). По потреблению алкогольных напитков на душу населения СССР вышел на первое место в мире. В провинции была фактически введена карточная система на основные продукты питания (мясо, масло, сахар). Сократилась продолжительность жизни, увеличилась детская смертность, наметилось снижение материального положения трудящихся.   ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 20 1. Становление индустриального общества в России: общее и особенное (конец XIX –начало XX в.). 2. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. 1.Становление индустриального общества в России: общее и особенное (конец XIX –начало XX в.). Важным явлением в промышленном развитии России стало начало в 30-50-е гг. XIX в. промышленной революции, то есть переход к индустриальному способу производства, использующему машинную технику и вольнонаемный труд. Применение машин с 1826 по 1860 г. в масштабах России выросло в 86 раз, однако преобладающим машинное производство стало только в некоторых отраслях легкой и обрабатывающей промышленности, таких как текстильная (хлопчатобумажная) и винокуренная, ориентированных на продукцию массового спроса. Благодаря применению машин производительность труда в промышленности 50-х гг. выросла в 3 раза. Вместе с тем для России первой половины XIX в. было характерно преобладание мелкого, в основном кустарного, производства, крестьянских промыслов, дававших 2/3 продукции обрабатывающей промышленности. В условиях крепостного права и дешевизны вольнонаемного труда крестьян-отходников применение дорогостоящих машин было невыгодным для владельцев промышленных предприятий. Отмена в 1861 г. крепостного права и формирование рынка свободного вольнонаемного труда коренным образом изменили ситуацию. В 70-90-е гг. XIX в. во всех отраслях промышленности в основном завершился промышленный переворот и утвердился индустриальный способ производства. Этому способствовали и такие факторы, как завершение первоначального накопление капиталов (в основном в сфере торговли); развитие внутреннего рынка и путей сообщения; протекционистская политика правительства и технический опыт передовых стран Запада, которые уже вступили на путь индустриального развития. За 40 лет, с 1860 по 1900 г., объем промышленного производства в России увеличился более чем в 7 раз (в то время как в Англии — только в 2 раза). В конце века по темпам роста российская промышленность отставала только от США. Особенно бурным был экономический подъем 90-х гг.: только за это десятилетие промышленное производство в России увеличилось более чем в 2 раза, было построено 40% действовавших к 1900 г. предприятий. К концу века легкая промышленность все еще давала более половины объема производства, но тяжелая промышленность развивалась ускоренными темпами. Именно здесь использовалась современная техника, привлекались специалисты и вкладывались основные капиталы (в том числе иностранные). Добыча угля за 25 лет увеличилась в 25 раз, а нефти — в 226 раз. Однако по общему уровню развития Россия еще сильно отставала от Запада. Так, в пересчете на одного жителя, в России чугуна выплавлялось в 13 раз меньше, чем в Англии. Характерной особенностью развития российской промышленности была ее высокая концентрация. На крупных фабриках и заводах было занято 3/4 всех работающих. Развернувшееся в пореформенный период широкомасштабное строительство железных дорог на десятилетие обеспечило промышленности устойчивый рынок сбыта и тем самым форсировало процесс индустриализации. К постройке железных дорог привлекались государственные и частные капиталы, акционерам гарантировалась устойчивая ежегодная прибыль. В 90-е гг. было построено 22 тысячи верст железных дорог из 56 тысяч верст имевшихся в стране на 1901 г. При этом государство вложило в это строительство около 3,5 млрд руб. В пореформенный период сформировалась финансовая система России. В 1860 г. был создан Государственный банк, в 1882 г. — Крестьянский поземельный банк, а в 1885 г. — Дворянский поземельный. К 1879 г. возникло 39 акционерных коммерческих и 235 городских общественных банков. Правительство стремилось осуществлять жесткую финансовую политику, для пополнения государственного бюджета использовались винная монополия, а также займы за границей. С 1888 г. бюджет России стал носить бездефицитный характер. Благодаря развитию промышленности увеличивался внутренний рынок, в который втягивалась и деревня, предъявлявшая спрос на фабричные ткани, более совершенные орудия труда и машины. Во внешней торговле сохранялся активный торговый баланс (превышение вывоза над ввозом), за 40 пореформенных лет внешнеторговые обороты увеличились в 3 раза, хотя в основном Россия продолжала экспортировать сельскохозяйственную продукцию (47% экспорта составляло зерно). Экономическое развитие сказалось и на изменениях в социальной структуре. По переписи 1897 г., население России составляло 125,6 млн чел. Производительное население составляло 94,5% (занятые в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и на транспорте). Набирал силу процесс урбанизации населения: на 1863 г. в городах проживало 9,94% населения, а на 1897 г. — 12,76%. Россия отличалась высокой рождаемостью (на 1 тыс. жителей — 48,7 чел.) и высокой смертностью населения (на 1 тыс. жителей — 38,2 чел.). В пореформенный период завершается процесс образования новых социальных групп, характерных для капитализма. Промышленный пролетариат, по данным переписи, составлял 5,2 млн чел. Формировался он в основном за счет выходцев из деревни, а также городских жителей (в первую очередь ремесленников). Большинство рабочих по своему сословному положению являлись крестьянами. В деревне за ними сохранялся надел, там же часто проживала и их семья. Постепенно пролетариат становился кадровым: к концу века 55% рабочих были потомственными (детьми рабочих). Промышленная буржуазия складывалась из торговцев, дворян, мещан, но одним из основных источников ее пополнения являлись предприниматели из крестьян. Крупнейшие промышленные династии (Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гучковы, Коноваловы) были основаны выходцами из крестьянского сословия. Объективная потребность индустриальной модернизации России После поражения в Крымской войне 1853-1856 гг. Россия оказалась перед суровой альтернативой. Либо она в кратчайшие сроки ликвидирует свою экономическую и социальную отсталость и сохранит статус великой мировой державы, либо будет и дальше уступать свои позиции, превращаясь в придаток, а быть может, и в колонию развитых стран мира. Данная альтернатива поставила перед правящей элитой российского государства задачу приступить к индустриальной модернизации страны. Проведенные в 60-70-х гг. XIX в. реформы дали мощный толчок развитию промышленности, способствовали утверждению в России буржуазных отношений. В 70-90-е гг. XIX в. во всех отраслях промышленности завершился промышленный переворот. За 40 лет, с 1860 по 1900 г., объем промышленного производства в России увеличился более чем в 7 раз. Особенно бурным был экономический подъем 90-х гг.: только за 10 лет промышленное производство в России увеличилось более чем в 2 раза, было построено 40% действовавших в 1900 г. предприятий. В этот период Россия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста. В начале XX в. кризис 1900-1903 гг. и депрессия 1904- 1908 гг. сменились новым промышленным подъемом, продолжавшимся с 1909 г. до начала Первой мировой войны. В этот период производство увеличилось в 1,5 раза, а среднегодовые темпы прироста производства составляли 8,8% и вновь стали самыми высокими в мире. Ускоренными темпами развивалась тяжелая промышленность. Новым явлением в промышленном развитии России в конце XIX — начале XX в. стало возникновение крупных промышленных объединений, не являвшихся, однако, загнивающими изнутри монополиями, как утверждали исследователи-марксисты. Россия в этот период была достаточно глубоко интегрирована в мировой рынок промышленных товаров, и производитель уже не мог произвольно устанавливать цены на свой товар, игнорируя мировую конъюнктуру. Возникновение синдикатов, трестов и концернов свидетельствовало лишь о поиске новых, более совершенных форм управления производством и сбытом, а также об интеграции России в мировую экономику. К 1913 г. Россия по объему продукции тяжелой промышленности вышла на 4-5-е место в мире. Российское машиностроение уже удовлетворяло спрос на станки и оборудование на 65%. Она заняла 2-е место в мире по общей протяженности железных дорог и 1-е — по добыче нефти. Однако и в этот период страна еще сильно отставала от передовых стран Запада по уровню производительности труда и, особенно, по производству промышленной продукции на душу населения. Индустриальная модернизация не была завершена в связи с началом Первой мировой войны и социальными потрясениями внутри страны. 2.СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Хозяйственная реформа, разработанная при Хрущеве и осуществленная 1965-67 гг. дала импульс для ускорения темпов развития эк-ки. Но уже в начале 70х гг. темпы роста упали. Административно-командная система оказалась не восприимчивой к новым реформам и свела на нет позитивные стороны реформы. Шло сокращение кол-ва строящихся крупных предприятий, возникли новые отрасли пром-ти. Но эти тенденции не стали определяющими для развития эк-ки. Основу эк-ки сост. ВПК и ТЭК в условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке. Страна сделала ставку на расширение продажи сырья. но во 2 половине 70х гг. в мире разразился энергет. кризис, который стимулировал создание энергосберегающих технологий. Падение спроса на топливо привело к падению цен. Это больно ударило по эк-ке СССР, привело к стагнации. При этом все попытки вывести страну из кризиса не имели успеха. Не менее тяжелое положение сложилось в с/х. Потери с/х достигали 40%, кач-во техники оставалось низким. Замедление темпов роста эк-ки сказалось на мат. положении людей, в отд. регионах страны начала вводиться карточная система распределения продуктов. Все это поставило страну перед необходимостью серьезной реконструкции существующих основ. Отставка с руководящих партийных и государственных постов Н. С. Хрущева в октябре 1964 г. была, как показало последующее двадцатилетие, важной вехой в советской истории. Эпоха «оттепели», энергичного, хотя зачастую и непродуманного реформирования, сменилась временем, отмеченным печатью консерватизма, стабильности, отступления к прежним порядкам (частичного, не по всем направлениям). Полного возврата к сталинизму не произошло: партийно-государственное руководство, не скрывавшее симпатий к сталинским временам, не хотело повторения репрессий и чисток, угрожавших его собственному благополучию. Да и объективно ситуация в середине 60-х гг. была совершенно не похожа на ситуацию 30-х гг. Мобилизация ресурсов, сверхцентрализация управления, внеэкономическое принуждение были бесполезны при решении задач, которые ставила перед обществом научно-техническая, а позднее и технологическая революция. Эти обстоятельства учитывала начатая в 1965 г. экономическая реформа, разработка и реализация которой была связана с именем Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Замысел состоял в том, чтобы обновить хозяйственный механизм, расширить самостоятельность предприятий, ввести в действие материальные стимулы, административное регулирование дополнить экономическим. Уже замысел реформы был противоречив. С одной стороны, предлагалось опереться на товарно-денежные отношения и экономические методы управления. Предприятия самостоятельно планировали темпы роста производительности труда, среднюю заработную плату, снижение себестоимости. В их распоряжении оставалась большая доля прибыли, которую можно было направлять на повышение заработной платы рабочим. Количество планируемых показателей, по которым оценивалась деятельность предприятий, снижалось, среди них появлялись такие, как прибыль, рентабельность, фонд заработной платы, объем реализованной продукции. С другой стороны, базовые конструкции командной системы реформа не демонтировала. Восстанавливался отраслевой принцип управления экономикой через министерства. Директивное планирование оставалось в силе, а оценивалась работа предприятий в конечном счете по показателям выполнения плановых заданий. Механизм ценообразования, несколько подкорректированный, по существу не изменился: цены устанавливались в административном порядке. Сохранилась старая система снабжения предприятий сырьем, машинами, оборудованием и пр. Реформа дала неплохие результаты. Приостановилось снижение темпов роста экономики, повысилась заработная плата рабочих и служащих. Но уже к концу 60-х гг. реформирование промышленности фактически прекратилось. В 70—80-е гг. экономика развивалась экстенсивно: строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню — ВАЗ, КамАЗ), росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда и пр.), увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом. Несмотря на все усилия, экономика отвергала новейшие технические разработки. Достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо. Между тем возможности такой — затратной — модели роста неуклонно сокращались: добыча топливно-сырьевых ресурсов, перемещаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, дорожала; темпы роста населения снижались, возникла проблема трудовых ресурсов; оборудование изнашивалось и морально устаревало. Тяжким бременем для экономики были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет (равенство) с США. Качественные показатели (производительность труда, прибыль, отношение прибыли к затратам) ухудшались. Это был тупик: командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами. Тупик опасный, ибо отрыв развитых экономик мира от экономики СССР неуклонно увеличивался. Положение в сельском хозяйстве также не внушало оптимизма. Затраты государственных средств непрерывно росли (в 70-е гг. они достигли более 30% всех бюджетных расходов), но отдача была крайне мала. Колхозно-совхозная экономика, охотно принимая огромные капиталовложения, сколько-нибудь заметного роста производства не демонстрировала. Отсюда весьма серьезные деформации в социальной сфере. Заработная плата, доходы населения постоянно росли, и это было бесспорным достижением. Но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить обществу достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Дефицит, очереди, «блат» (когда необходимые товары приобретали по знакомству) были непременным явлением повседневной жизни в эти годы. В конце 70-х гг. в отдельных регионах страны вновь появилось нормированное распределение некоторых продуктов по карточкам. Возникновение и рост так называемой «теневой экономики» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.) в этих условиях было естественным и даже неизбежным явлением. В общественно-политической жизни страны консервативные тенденции властвовали безраздельно. Их идеологическим обоснованием стала концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. эта концепция была законодательно закреплена в преамбуле новой Конституции СССР. Впервые получил статус конституционной нормы тезис о руководящей и направляющей роли КПСС. Конституция объявляла СССР общенародным государством, провозглашала полный набор демократических прав и свобод граждан. Реальная жизнь предписаниям Конституции соответствовала не вполне. Советы народных депутатов всех уровней оставались декорацией, власть принадлежала партийному аппарату, готовившему и принимавшему все крупные решения. Его контроль над обществом, как и в прежние годы, имел всеобъемлющий характер. Другое дело, что аппарат и составлявшая его номенклатура (партийно-государственные чиновники определенного уровня), употребляя термин тех лет, «перерождались». Л. И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. — Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Партийная элита, чутко уловив перемены, тяготилась тем, что ее всевластие не подкреплено собственностью. Чем дальше, тем больше она стремилась к закреплению за собой той доли общественной собственности, которой она управляла. Сращивание партийно-госудаоственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция стали в 70— 80-е гг. важным фактором общественно-политической жизни. Официально их существование было признано уже после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Ю. В. Андроповым (1982—1984). Расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили высокопоставленные руководители и чиновники, показало масштабы и опасность кризисных явлений. О кризисе свидетельствовало и возникновение диссидентского движения. Правозащитные, религиозные, национальные, экологические организации, несмотря на репрессии властей (аресты, лагеря, ссылка, высылка из страны и др.), выступали против неосталинизма, за реформы, соблюдение прав человека, отказ от монополии партии на власть и др. Диссидентское движение не было массовым, но оно говорило о нарастании оппозиционных настроений, о недовольстве сложившимся положением. Апатия, равнодушие, цинизм, поразившие общество, по-своему, но столь же ясно подтверждали этот вывод. Самая стабильная эпоха в советской истории завершалась собственным отрицанием: общество требовало перемен. Стабильность обернулась застоем, консерватизм — неподвижностью, преемственность — кризисом. Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно- политической системы. Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964г.) пленум ЦК КПСС. На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный. Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям. Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин. Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии. Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям: 1) перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно- республиканские министерства. 2) коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию. 3) совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда. В русле этих направлений предусматривалось: 1. оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению заданий; 2. поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий; 3. положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров. Цель данной работы – рассмотреть историю СССР с середины 60-х гг. до середины 80-х гг. Для достижения поставленной цели, мной предполагается решить следующие задачи: - рассмотреть развитие НТР и ее влияние на ход общественного развития; - рассмотреть основные аспекты «холодной войны» в 60-80-х гг., а так же положение СССР на международной арене;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: