Личность

При определённом философско-социологическом подходе к человеку необходимо различать человеческий индивид и его личность. Чем же тогда отличается «индивид» от «индивида как личности»? Э.В. Ильенков усматривает это различие в том, что для личностного начала в деятельности индивида характерно наличие в ней творческих моментов [12]. Индивид как личность всегда привносит в воспроизводство общественных связей те или иные творческие изменения. Личностью обладает творчески («свободно») и талантливо действующий человек, создающий новые формы общественной жизни.

В настоящее время, - отмечает В.В. Давыдов, - в психологии чаще говорят о «личности», чем о «субъекте» но психологическая основа личности, на наш взгляд, - это субъект деятельности, и без отчётливого представления о нём трудно судить и о личности. «Личность» истолковывается в психологии весьма по-разному. Для нас «личность» - это субъект деятельности, производящий новый материальный или духовный продукт. Произвести такой новый продукт – значит осуществить акт творчества. Поэтому понятия «личность» и «творчество» неотделимы друг от друга.

Учебная деятельность содержит в себе творческое начало, поэтому в процессе систематического выполнения её субъект приобретает и черты личности [7].

Учебная деятельность

Результатом реализации Стандарта общего образования является субъект учебной деятельности. Структура учебной деятельности соответствует общей структуре деятельности. Специальное рассмотрение учебной деятельности показало, что она состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов: 1) учебная задача; 2) учебные действия; 3) действие контроля, 4) действие оценки. Такова структура учебной деятельности в её развёрнутой и зрелой форме [7].

Учебная задача (УЗ) должна соответствовать требованиям зоны ближайшего и зоны актуального развития, т.е. с одной стороны, она должна быть настолько сложна, чтобы ученики не могли её решить известным способом, но и не настолько сложна, чтобы они не могли её решить вместе, а с другой стороны, решение этой УЗ должно стать актуальным для учеников.

Следовательно, для того, чтобы осуществлялся системно-деятельностный подход в образовании, необходимо наличие учебной задачи, чего в программах по физической культуре не наблюдается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: