double arrow

Учебная задача

Поэтапно в общем виде мы привели пример решения учебной задачи. Конкретно она будет выглядеть следующим образом. Итак, учебная задача: «Как научиться далеко прыгать с места?».

1. Постановка и принятие учебной задачи.

«Научиться далеко прыгать с места».

2. Анализ ситуации.

На этом этапе выявляются причины того, что не позволяет прыгать далеко. Не позволяет далеко прыгать то, что неизвестно, какие элементы наиболее эффективны для максимально возможного результата. С помощью эксперимента эти элементы выявляются (как это делается – описано выше).

3. Конструирование способа (КС). Способ - тренировка (в принятии исходного положения, подготовке к отталкиванию, отталкивании, полёте и приземлении). Идеальный образ: 1) исходное положение – ноги расставлены на ширине длины стопы, стопы параллельны и направлены в сторону приземления, носки у самой линии, но не касаются её; 2) подготовка к отталкиванию – ноги в коленных суставах полусогнуты (прямой угол), руки отведены назад и согнуты в локтях так, что кисти находятся на уровне верхней точки таза, вес тела перенесён на кончики пальцев ног; 3) отталкивание – из точки неустойчивого равновесия быстрое выпрямление ног с одновременным быстрым махом руками; 4) полёт – ноги подтягиваются к груди и во второй части полёта голени выхлёстываются, руки вытягиваются вперед-вверх; 5) приземление – первыми касаются опоры пятки, руки касаются пола впереди стоп.

4. Решение частных учебных задач (ЧУЗ): подготовки к отталкиванию, отталкивания, полёта, приземления. На этом этапе подбираются специальные упражнения, в которых отрабатываются отдельные элементы прыжка.

ЧУЗ-1 (первая частная учебная задача): отработка приземления. (В целях безопасного приземления считаем, что начинать освоение прыжка в длину с места нужно именно с этого элемента). Упражнения для отработки элемента: подпрыгивание на месте, спрыгивание с возвышения (гимнастическая скамейка), прыжки с возвышения (стоя на возвышении в полуприседе; выпрямляясь, сделать шаг вперед, приземлиться, встречая опору пятками).

5. СК-1 (самоконтроль первого элемента). Здесь определяются критерии контроля правильности элемента. Визуальный контроль: ноги полностью сгибаются в коленях. Слуховой контроль: при приземлении не слышны удары об пол (нет шлепающего звука как при приземлении на всю стопу). Чувственный контроль: нет болевых ощущений в коленях и пояснице, пальцы рук касаются пола, растягиваются мышцы передней поверхности бедра.

Акцент на руки (пальцы касаются пола) делается для того, чтобы смягчить нагрузку на колени и поясничный отдел позвоночника (F=PH/S, где F – нагрузка, P – вес спортсмена, S – путь торможения, Н – высота спрыгивания). То есть цель данного элемента - получить чувственный опыт мягкости приземления за счет большого пути торможения. Когда руки касаются пола – ноги полностью сгибаются в коленных суставах, что и увеличивает путь торможения.

6. СО-1 (самооценка). Определяется количество баллов, начисляемых за правильное выполнение элемента. Оценка в один балл ставится, если: пятки первыми встречают опору при приземлении, пальцы рук касаются пола, нет болевых ощущений в коленях и пояснице.

И так далее. Решается ЧУЗ-2 (отработка исходного положения для прыжка в длину с места), ЧУЗ-3 (подготовка к отталкиванию), ЧУЗ-4 (отталкивание), ЧУЗ-5 (полёт). При решении каждой ЧУЗ определяются критерии самоконтроля, количество баллов за правильное выполнение. Элементы, правильность их выполнения, специальные упражнения с описанием цели, инструкциями по выполнению и критериями контроля приведены в таблице 11.

Таблица 11

Содержание работы над постановкой техники прыжка в длину с места

Элементы прыжка в длину с места в последовательности их отработки. Критерии контроля правильности выполнения элемента. Специальные упражнения. Критерии контроля правильности исполнения специального упражнения. Шкала оценки правильности исполнения действия
         
1.Мягкость приземления 2.Полет 3.Подготовка к отталкиванию 4.Отталкивание При соприкосновении с опорой ноги сгибаются в коленных суставах В первой половине фазы полета сохранить выпрямленное положение или пригнуться в пояснице, во второй - туловище наклонить вперед, ноги подтягиваются к груди (группировка) Ноги расположены на расстоянии длины стопы, туловище наклонено вперед, ноги согнуты до положения полуприседа. Линия старта Резкое разгибание ног и туловища в момент неустойчивого равновесия, сопровождаемое взмахом рук вперед-вверх. 1.1. Подскоки на месте. Цель: Получить ощущение мягкости приземления. Инструкция по выполнению: Стоя на месте, расстояние между столами – от ширины до длины стопы. Незначительно согнув ноги в коленях, вытолкнуться вверх, приземлиться на носки, слегка сгибая ноги в коленях. Далее цикл повторяется. Подскоки выполняются легко и ритмично. Число подскоков – 15-30. Упражнение усложняется за счёт поворотов, акцентирования (из серии подскоков, один выполняется энергичнее и выше), с небольшим продвижением вперёд 1.2. Спрыгивание с высоты30-40 см (гимнастическая скамейка). К концу 1 класса высота, с которого производится прыжок, увеличивается до 50-60 см. Цель. Смягчить нагрузку на колени и поясничный отдел позвоночника (F=PH/S) F – нагрузка P – вес спортсмена S – путь торможения Цель: Получить чувственный опыт мягкости приземления за счет большого пути торможения. Инструкция по выполнению: Стоя во весь рост на возвышении; спрыгнуть не сгибая ноги в коленях. После касания стопой опоры, начинается сгибание ног в коленных суставах до положения полного приседа с касанием пола пальцами рук. (Разновидности: спрыгивание из положения полуприседа, не разгибая ноги в коленях, разгибая ноги в коленях; с поворотом.) 1.3.Прыжки с возвышения 30-40 см. Цель: получить чувственный опыт приземления с пяток. Инструкция по выполнению: Стоя на возвышении в полуприседе. Выпрямляясь, сделать шаг вперед, приземлиться, встречая опору пятками. 2.1. Прыжки с возвышения Цель: прочувствовать прогибание в пояснице и группировку в полете. Инструкция к выполнению: Стоя на возвышении в полуприседе, оттолкнуться вперед-вверх. В первой части полета прогнуться в поясничной и грудной области, во второй-туловище наклоняется вперед, ноги подтягиваются к груди. 2.2.Имитация движений в полете на месте. Цель: та же. Инструкция. Стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки вперед-вверх. Отводя руки за голову, прогнуться в пояснице, затем, сгибая колени и наклоняя туловище, прийти в положение седа. 2.3.Имитация движений в полете на шведской стенке. Цель: та же. Инструкция. И.п. - вис на шведской стенке, спиной к ней. Прогнуться в пояснице, вынести ноги, согнутые в коленных суставах до параллели с полом. (то же на кольцах, перекладине). 3.1.Руки поставлены локтями на колени, кисти поддерживают голову за подбородок. Тяжесть тела перенесена на переднюю часть стопы, локти находятся над носками. Цель: прочувствовать положение сгибания ног и туловища. Инструкция. 3.2.И.п. – стоя, ноги на ширине плеч. Отвести прямые руки назад. Цель: Почувствовать положение рук. 3.3.И.п. – как в 3.1. Отвести прямые руки назад. Цель: почувствовать положение прыгуна, готового к отталкиванию. 4.1. Определение точки неустойчивости равновесия. Цель: получение ощущения момента неустойчивого равновесия, когда нужно отталкиваться. Инструкция к выполнению. И.п. Стоя, ноги находятся на расстоянии длины стопы друг от друга. Положить ладони на колени и согнуть ноги так, чтобы колени и руки находились на уровне пальцев ног. Вес тела на всей стопе. Не меняя взаимного расположения частей тела, начинать медленно наклоняться до момента, когда начитаешь падать, и в этот момент попытаться, не меняя положения тела, удержаться как можно дольше. 4.2.Прыжок вверх. Цель: Получить чувственный опыт быстрого, резкого отталкивания. Инструкция к выполнению И.п. 4.3.Подскоки за счет взмаха руками. Цель: Прочувствовать значимость взмаха руками. Инструкция к выполнению. Стоя, ноги врозь (уже определенное расстояние), руки прямые, отведены назад до крайнего положения. Сделать резкий мах руками вперед-вверх. 4.4. Всевозможные подскоки и прыжки на двух ногах. 4.5. Прыжки под хлопки (собств.) Отталкивание после спрыгивания. 1.1. Визуальный контроль. При соприкосновении передней части стопы с полом, ноги в коленях слегка сгибаются. Слуховой контрол ь. При приземлении не слышно громких ударов. Контроль ощущения. Чувство пружинистого сжатия во время приземления 1.2.Визуальный контроль. Ноги полностью сгибаются в коленях. Слуховой контроль. При приземлении не слышны удары об пол. Чувственный контроль Нет болевых ощущений в коленях и пояснице. Пальцы рук касаются пола. Растягиваются мышцы передней поверхности бедра. 1.3. Визуальный контроль. Пятки первыми встречают опору при приземлении. Слуховой контроль: Нет шлепающего звука как при приземлении на всю стопу. Чувственный контроль: Ощущение устойчивости после приземления. 2.1. Визуальный контроль. Руки движутся вверх и уходят за голову, исчезая из поля зрения. Во второй половине фазы полета бедра занимают положение параллельное полу. Чувственный контроль. Прочувствовать сокращения мышц спины в поясничной области и растяжение мышц передней части туловища, затем сокращение мышц живота. 2.3. Визуальный контроль Бедра занимают параллельное положение с полом. Чувственный контроль. Напряжены мышцы живота. 3. Визуальный контроль. Локти на коленях на уровне передней части стопы. Прямой угол между бедром и голенью обеих ног. Чувственный контроль. Тяжесть тела на пальцах ног, напряжены мышцы передней поверхности бедра. Визуальный контроль. Руки назад на уровне плеч. Чувственный контроль. Чувствуется натяжение мышц плеча. Визуальный и чувственный контроль – как 3.1 и 3.2. вместе. 4.1. Визуальный контроль. При наклоне руки (кисти) и колени за линию старта (за линию, соединяющую большие пальцы ног). Чувственный контроль. Вес тела на кончиках пальцев ног. Визуальный контроль. Руки движутся вперед-вверх. Чувственный контроль. Стопы отрываются от пола. Слуховой контроль. Отталкивание быстрое, как хлопок (хлопать по бёдрам). Отталкиваться как от горячей плиты. 1 балл: значительное сгибание ног в коленях при приземлении

Количество баллов, которыми оценивается каждый элемент, может быть разным. Например, исходное положение может быть оценено в один балл (ноги расставлены на ширине длины стопы, стопы параллельны и направлены в сторону приземления, носки у самой линии, но не касаются её), а может в три балла: 1 балл - ноги расставлены на ширине длины стопы; 1 балл - стопы параллельны и направлены в сторону приземления; 1 балл - носки у самой линии, но не касаются её. У нас обычно прыжок в длину с места оценивался в шесть баллов: все элементы по 1 баллу, кроме отталкивания – оно оценивалось в два балла (по одному баллу оценивалось быстрое отталкивание из точки неустойчивого равновесия и быстрый мах руками).

Отметка (перевод в пятибалльную шкалу для учёта успеваемости) выставляется за объективность самооценки (сравнивается самооценка и оценка учителя). Если самооценка объективна (такая же, как у учителя) – отметка «пять», одна или две ошибки в самооценке (на усмотрение учителя и зависит от сложности двигательного действия) – «хорошо» и т.д.

При таком оценивании не гарантировано, что отметку «отлично» получит ученик, который от природы быстр и прыгает дальше всех.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: