Решение учебной задачи раздел «Легкая атлетика»

Приведённая выше последовательность: выделение объекта изучения – наблюдение – классификация – состояния – процессы – условия процессов – эксперимент - не обязательно подразумевает работу с одним учебным материалом. Умение наблюдать, например, может формироваться на материале лёгкой атлетики, классификации – на гимнастике. Состояния могут изучаться с самых первых уроков и т.д.

Результатом первых уроков должно стать определение цели разных видов передвижений или локомоций (переместительные движения всего тела как целого в пространстве) и выделение ситуаций, в которых они применяются. Отличительные их признаки представлены в таблице (Приложении 3).

Проследим последовательность учебных действий (на протяжении ряда уроков, и не обязательно следующих друг за другом) на примере прыжка в длину с места.

На этапе наблюдения выявляются отличия одних локомоций от других. Далее, определив отличительные особенности прыжков, выясняется, что прыгать можно по-разному: в высоту, в длину, в сторону, назад, толкаясь одной, двумя ногами, с махом и без маха руками и т.д. Нужно предоставить возможность самим ученикам придумывать виды прыжков. Как правило их это увлекает и видов прыжков они придумывают даже больше, чем взрослые.

На этом этапе начинается работа над формированием действий самоконтроля и самооценки. Сначала формируется умение оценивать элементы действия другого. Полгруппы по очереди выполняют упражнение, другая половина группы – оценивает элементы по принципу: правильно-неправильно, используя для этого предварительно выбранные жесты (например, большой палец вверх – правильно, вниз – неправильно, горизонтально - сомневаюсь). Это даёт возможность продиагностировать, насколько правильно ученики могут оценивать действия других. После тренировки в умении оценивать других, переходим к самооценке этих же видов прыжков. Виды прыжков отличаются элементами, например, в исходном положении (толкаясь одной или двумя ногами), работой рук (с махом и без маха). На этом этапе, повторяем, оцениваются только отдельные элементы прыжка.

Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по следующим критериям (далее – диагностика):

1) Оценка правильности выполнения элементов.

2) Самооценка правильности выполнения элементов.

3) Правильное выполнение элемента.

Классификация прыжков может быть вынесена на самостоятельную работу (домашняя работа) и выполняться по мере прохождения материала. После первого же урока по теме возможна классификация прыжков, в основе которой лежит исходное положение (толкаясь двумя ногами, одной; толкаясь двумя ногами с разным расстоянием стоп друг от друга: ноги вместе, на ширине плеч, широко и т.д.).

Диагностика качества усвоения учебного материала на этом этапе производится по умению составить классификацию по заданному критерию. Например, можно составить классификацию прыжков по способу отталкивания. Здесь возможны разные виды прыжков в зависимости от угла сгибания в коленных суставах, работе рук во время отталкивания и т.д.

После каждого урока ученики отмечают своё состояние: пульс в начале и в конце урока (при условии, что они уже научились считать), самочувствие, усталость общая или отдельных частей тела. Диагностировать здесь возможно только наличие или отсутствие фиксации состояний в тетради (мы не можем оценить объективно субъективное самочувствие учеников).

Мы уже отмечали, что совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата и есть процесс. Под это определение подходит любое двигательное действие, в том числе и прыжки. Результатом выполнения разных видов прыжков должно стать нахождение схемы любого прыжка: исходное положение, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт и приземление.

Диагностика: знание содержания процесса (действия и их последовательность: исходное положение, подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт, приземление).

Выявить влияние условий на прыжки на данном этапе обучения довольно сложно. Это тот случай, когда лучше это сделать на другом виде локомоций: беге, передвижении на лыжах, там возможностей для этого гораздо больше (бег по ровной местности, в гору, с горы). Можно, конечно, попробовать попрыгать на одном уроке в начале, а на другом – в конце урока, и выявить с помощью ощущений, какие условия (свежесть или состояние усталости) в большей степени располагают к работе в скоростно-силовом режиме.

Во втором классе начинаем знакомиться с экспериментом. В первом классе мы выяснили, что прыгать можно по-разному: вверх, в длину, в сторону и т.д., насколько хватает фантазии. В длину тоже можно прыгать по-разному: толкаясь одной ногой и двумя, с махом руками и без него, в полёте подтягивать ноги к груди и не подтягивать и т.д., вариантов много и они опробованы. Но нам нужно выходить на результативность прыжков. Значит, на данном этапе необходимо выяснить: от чего зависит дальность прыжка в длину с места? Первый элемент – исходное положение. Оно может быть разным. Какой более эффективный? Учениками высказываются разные гипотезы, как правило, ничем не обоснованные. Нужно найти способ, с помощью которого можно было бы это выявить. Учениками предлагается (если не предложат они – предлагает учитель: он тоже участник действа) выполнение упражнения разными способами, измеряя полученные результаты. Каким способом упражнение получится результативнее – тот вариант элемента правильный. Элементы, эффективность которых была доказана в исследовании, становились критериями оценки, а потом и самооценки. Для отработки правильности выполнения элементов придумываются специальные упражнения. Для контроля правильности вырабатываются критерии, с помощью которых возможно контролировать свои действия. Например, для отработки положения «подготовка к отталкиванию» мы применяли следующее упражнение: руки поставлены локтями на колени, кисти поддерживают голову за подбородок. Тяжесть тела перенесена на переднюю часть стопы, локти находятся над носками. Цель данного упражнения: прочувствовать положение сгибания ног и туловища. Это положение можно проконтролировать визуально (с помощью зрения), аудиально (с помощью слуха) и на основе ощущений, идущих от мышц и связок (кинестетический контроль). Визуальный контроль в данном упражнении: локти на коленях на уровне передней части стопы, прямой угол между бедром и голенью обеих ног. Кинестетический контроль: тяжесть тела на пальцах ног, напряжены мышцы передней поверхности бедра. А аудиально проверить данное положение невозможно.

На последующих уроках, после отработки правильных элементов, выполняя упражнение на результат, школьники оценивают свою технику выполнения двигательного действия.

На этом этапе обучения у учеников оценваются умения выявить и формулировать проблему (например: влияние расположения ног в исходном положении на длину прыжка), выдвигать гипотезу (если стопы в исходном положении будут находиться на расстоянии длины стопы, то результат будет выше) и уровень усвоения теоретического материала по специально разработанному тест-билету.

ТЕСТ-БИЛЕТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

1. От чего в большей степени зависит длина прыжка?

А) от быстроты отталкивания.

Б) от угла вылета.

В) от постановки ног в исходном положении.

Г) от маха руками.

Д) от высоты полёта.

2. Какое исходное положение в прыжке в длину с места правильное?

А) ноги вместе.

Б) ноги врозь и широко.

В) ноги врозь на ширине длины стопы.

3. При подготовке к отталкиванию ноги занимают положение:

А) полного приседа.

Б) полуприседа.

В) незначительного приседа.

Г) все правильные.

4. При подготовке к отталкиванию руки:

А) подняты вверх.

Б) прижаты к туловищу.

В) отведены назад.

Г) разведены в стороны.

Д) на поясе.

5. Отталкивание должно быть:

А) быстрым.

Б) медленным.

В) плавным.

Г) все неправильны.

6. Ноги в полёте:

А) прямые.

Б) согнутые.

В) согнуты и подтянуты к груди.

Г) все неправильны.

7. Приземление должно быть:

А) на носки.

Б) на пятки.

В) на всю стопу.

Г) не имеет значения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: