Понятие и виды цен

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В зависимости от того, как определяются цены, они подразделяются на свободные и регулируемые.

Свободная цена складывается на рынке под влиянием спроса и предложения. Она не регулируется государством. Стороны договора самостоятельно определяют ее. Такая цена называется также «договорная цена».

Регулируемая цена устанавливается уполномоченными органами государства.

В зависимости от того, как определяется цена, они подразделяются на оптовые и розничные.

Оптовая цена включает в себя затраты на производство товаров, накладные расходы (доставка, хранение, страхование и др.), сумму налога на добавленную стоимость, сумму акцизов, сумму прибыли.

Розничная цена – этоцена, по которой товар реализуется населению. Розничная цена складывается из оптовой цены, накладных расходов торговых организаций, надбавки с учетом получения прибыли[82].

16. 2. Государственное регулирование цен на отдельные виды товаров

Принцип свободы ценообразования претерпевает ограничения в целях обеспечения публичных интересов. Основы порядка установления и применения цен определены:

- Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 года №297 «О мерах по либерализации цен»;

- Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года №221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

- Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»

В этих актах утвержден перечень продукции и услуг, цены на которые подлежат государственному регулированию. В постановлении Правительства, кроме того, разграничены полномочия Российской Федерации и ее субъектов по ценообразованию.

К ведению Российской Федерации отнесено регулирование цен или тарифов по следующим видам продукции и услуг:

- все виды газового топлива, кроме топлива, реализуемого населению;

- электрическая и тепловая энергия федерального оптового рынка энергии;

- транспортировка нефти;

- оборонная продукция;

- продукция ядерного комплекса;

- услуги железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- услуги почты и связи;

- драгоценные металлы и камни и изделия из них;

- протезно-ортопедические изделия;

- ликероводочная продукция.

К ведению субъектов Российской Федерации отнесено регулирование цен и тарифов на:

- все виды топлива, реализуемого населению;

- электрическую и тепловую энергию региональных рынков;

- услуги общественного транспорта;

- коммунальные и ритуальные услуги;

- лекарственные средства;

- изделия медицинского назначения.

Региональные органы вправе также осуществлять регулирование:

- надбавок и тарифов на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- наценки на продукцию, реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях;

- торговые надбавки к ценам на продукты детского питания, перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (республиканским) маршрутам, включая такси, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, услуги, оказываемые предприятиями железнодорожного транспорта на подъездных путях.

Регулирование цен может осуществляться также и органами местного самоуправления, но только в случаях, когда им такое право делегировано федеральными или региональными органами исполнительной власти.

За нарушение норм права, регулирующих порядок ценообразования, установлена административная ответственность. Так, ст.14.6 КоАП РФ предусматривает наложение штрафа на граждан в размере от 20 до 25 МРОТ, на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ и на юридических лиц – от 400 до 500 МРОТ за:

- завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

- завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и др.);

- иное нарушение установленного порядка ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: