Маркировка товаров – это отметка на товаре, позволяющая идентифицировать данный товар, а также содержащая сведения, необходимые пользователю. Носителями маркировки являются ярлык, этикетка, паспорт изделия. Содержание маркировки определяется техническими регламентами на конкретные виды товаров либо договором и обычно включает: наименование, назначение, порядок использования товара, меры предосторожности при его использовании; количество, качество, состав, дату изготовления товара.
Наличие маркировки на товаре – обязательное условие осуществления купли-продажи. Согласно ст.458 ГК, товар не признается готовым к передаче. Если он не маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора. Это означает, что товар при отсутствии маркировки считается не поставленным, а обязательство по передаче товара – не исполненным.
В настоящее время широкое распространение получила маркировка товаров с помощью штрих-кода.
Штрих-код – это средство передачи информации о товаре на всем пути его движения от производителя к потребителю. При заключении реализационных договоров требование о наличии на товарах штрих-кодов может быть включено как обязательное условие договора.
|
|
Принцип штрих-кода состоит в кодировании алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины с последующим считыванием с помощью сканирующего устройства, расшифровкой кода и передачей информации на ЭВМ.
Линии штрих-кода состоят из четырех групп. Линии первой группы несут в себе зашифрованную информацию о стране-изготовителе; линии второй группы – о предприятии изготовителе; пять штрихов третьей линии несут информацию о самом товаре, четвертая линия – ключ к шифру.
Соответственно изготовитель продукции может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре: наименование, сорт, артикул, массу, размер и др. Любые изменения, вносимые в товар и влияющие на его идентификацию, требуют перекодирования штрих-кода.
Штрих-код наносится на упаковку импортных и отечественных товаров типографским способом с помощью приклеиваемой этикетки или ярлыка. В соответствии с требованиями проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта.
Штриховые коды в виде цифр и штрихов получили широкое распространение во многих странах мира. Незакодированные товары реализуются по более низким ценам.
Помимо общих функций информационного и идентифицирующего характера, штрих-код выполняет и ряд дополнительных функций: автоматизированный учет и контроль товарных запасов; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований и др.