Российская федерация. 1992-2004 8 страница


стране не издавались. Новые газеты и журналы рассчитаны на самые разные вкусы. Восстанавливали связи с Россией ранее покинувшие ее деятели культуры. Огромную работу по сохранению культурного на­следия, возвращению утраченных в разные годы произведений отече­ственного искусства проводил Российский фонд культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистичес­ких традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Ас­тафьев, В. Распутин, М. Алексеев, Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. Вме­сте с тем большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войно-вич, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма. На первый план выдвигается эстетичес­кое значение литературы. При этом авторы скептически относятся к возможности существования общественного идеала. В числе призна­ков этой «литературной» литературы называют: несущественность ме­ста действия, социальной принадлежности персонажей, афористич­ность текста произведения, отсутствие определенной идеи и прони­зывающую все произведение иронию.

Новые экономические реалии оказали заметное влияние на раз­витие российского кинематографа. Отсутствие государственной под­держки привело к резкому сокращению выпуска фильмов. Если в 1992 г. было снято 178 кинокартин, то в 1995 г. — лишь 46. Это привело к тому, что в 90-е годы на российском кинорынке доминировали за­падные ленты. И опытные, и начинающие российские режиссеры стол­кнулись с проблемой экономической эффективности кино. Коммер­циализация этого вида искусства оказала влияние, прежде всего, на его проблематику и стилистику. Если «криминально-детективные» осо­бенности 90-х годов нашли достаточно «красочное» отражение, то вопрос о положительном «герое нашего времени» остается открытым. В отечественном же кинематографе значительный резонанс получили фильмы режиссеров Н. Михалкова, П. Лунгина, В. Тодоровского, А. Рогожкина, Э. Рязанова, С. Бодрова-старше го, В. Хотиненко. В стра­не ежегодно проводится Всероссийский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи. В конце 90-х годов возродился Международный московский ки­нофестиваль. Бурное развитие получили отечественные телесериалы, не отличающиеся, однако, большим тематическим разнообразием.

Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведе­ний, оперных и балетных спектаклей. С другой — 90-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культу­ры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом са­мой широкой аудитории.


Появилось в это десятилетие много ярких театральных постано­вок. Наряду с известными театральными коллективами создавались новые театры, студии. Возродились спектакли-антрепризы. Зрителя чаще привлекали оригинальные режиссерские решения, игра старых и но­вых театральных «звезд». Многообразие форм, стилей и тем было при­суще также изобразительному искусству. В целом развитие культуры отразило незавершенность и противоречивость российских преобра­зований 90-х годов. Перспективы духовного и культурного прогресса страны напрямую зависят от успеха начатых реформ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: