Суть основанного Коптом позитивизма (от лат. positivus - положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным4 бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно - такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук - биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.
Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВО знания по модели ЕСТЕСТВО знания, за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.
Иной подход к науке об обществе проявили сторонники, антипозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выступили за исследование социальной жизни на основе ее понимания и допустимости субъективных оценок.
|
|
Они не согласились с унификацией наук: науки о природа - это одно, а наука об обществе - другое. Социология должна применять свой особый метод познания. Природные явления объективны, существуют независимо от сознания и воли людей. Они более «стандартны» и поэтому больше подходят для точных измерений естественно-научными методами и для обобщающих выводов. Общество же - результат человеческих действий, культурный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемыи людьми. Оно состоит из во многом неповторимых личностей, что требует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понимания данные могут проверяться с помощью методов точных естественных наук.
Так, например, с помощью естественно-научных методов можно провести физико-химический анализ красок на полотне художника. Но представления о культурном смысле картины и идеях автора эти методы не дадут. Или пример из техники: пассажирский самолет и бомбардировщик (с точки зрения точных наук) в принципе устроены одинаково, но их социальные функции совершенно различны. И I определить это способна лишь «понимающая социология».