Позитивизм и антипозитивизм в социологии

Суть основанного Коптом позитивизма (от лат. positivus - положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рас­суждениями и абстрактным4 бездоказа­тельным философствованием. Она изучает общество, а оно - такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные при­родным законам. Поэтому социология должна быть точной на­укой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук - биологии, анатомии и др. Она должна применять те же познавательные средства и методы и быть столь же конкретной и доказательной, как они.

Таким образом, позитивисты выступали за построение ОБЩЕСТВО знания по модели ЕСТЕСТВО знания, за объектив­ное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология», по их мысли, должна быть сво­бодна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

Иной подход к науке об обществе проявили сторонники, ан­типозитивизма и так называемой «понимающей социологии». Основоположником последней был немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864-1920). Он и его последователи выс­тупили за исследование социальной жизни на основе ее понима­ния и допустимости субъективных оценок.

Они не согласились с унификацией наук: науки о природа - это одно, а наука об обществе - другое. Социология должна при­менять свой особый метод познания. Природные явления объек­тивны, существуют независимо от сознания и воли людей. Они более «стандартны» и поэтому больше подходят для точных изме­рений естественно-научными методами и для обобщающих выво­дов. Общество же - результат человеческих действий, культур­ный продукт, постоянно изменяемый и совершенствуемыи людь­ми. Оно состоит из во многом неповторимых личностей, что тре­бует индивидуализированных подходов и проникновенного понимания. В то же время полученные на основе такого понима­ния данные могут проверяться с помощью методов точных есте­ственных наук.

Так, например, с помощью естественно-научных методов можно провести физико-химический анализ красок на полотне художни­ка. Но представления о культурном смысле картины и идеях автора эти методы не дадут. Или пример из техники: пассажирский самолет и бомбардировщик (с точки зрения точных наук) в принципе устро­ены одинаково, но их социальные функции совершенно различны. И I определить это способна лишь «понимающая социология».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: