Контуры развития западной социологии

Центром социологической мысли в XIX в. была Западная Европа. Помимо Конта и Вебера наи­более значительный вклад в развитие социологии в этот период внесли немецкий мыслитель-обществовед Карл Маркс (1818-1883), английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903) и фран­цузский социолог Эмиль Дюркгёйм (1858-1917). Эти ученые искали ответы на самые разнообразные обществоведческие воп­росы: ♦ что и как должна изучать социология, ♦ каковы пути развития общества, ♦ как регулировать отношения в нем, ♦ что определяет социальное поведение человека и т. д. При этом у каж­дого из них был свой «исследовательский конек», своя «теорети­ческая изюминка».

Так, Дюркгёйм полагал, что социологическое познание долж­но быть направлено не на сознание и поведение отдельных инди­видов, а на изучение так называемых социальных фактов, кото­рые стоят над каждым из членов данного общества.

Социальные факты - это особые, общественные явления, порожденные объединенными действиями людей и их коллектив­ным сознанием. Это, в частности, действующие в обществе мо­ральные и правовые нормы, определенные традиции и привычки, сложившееся отношение к религии, образованию, науке и иным духовным ценностям. Именно социальные факты отличают одно общество от другого. И они же определяют поведение индивидов среди других людей.

Если проиллюстрировать это современным примером, то, ска­жем, в США очевидным социальным фактом стало пунктуальное выполнение правил дорожного движения и уважительные взаимоот­ношения между пешеходами и водителями. Это, во-первых, отлича­ет американское общество, например, от российского. А во-вторых, во многом предопределяет такое же поведение новых поколений американцев.

Среди «изюминок» Карла Маркса - страстный призыв к уче­ным не только объяснять мир, но и изменить его. Причем глав­ным-средством такого изменения должна стать революция (от лат. revolutio - поворот, переворот) - крутая ломка и всеохватываю­щий, принудительный переворот в жизни общества. Только так и Рез уничтожение одного класса (буржуазии) другим (пролета­риатом) можно, по мнению Маркса, разрешить противоречия в обществе.

В противоположность этому, главной идеей Спенсера в отно­шении изменений в обществе была эволюция (от лат. evolutio -развертывание) - процесс постепенного, плавного и естествен кого развития человеческих обществ, подобно тому, как это про­исходит тысячелетиями у живых организмов в природе.

Наконец, среди ключевых мыслей Макса Вебера - идея всеох­ватывающей рациональности (от лат. rationalis - разумный), т. е. разумно организованной, целесообразной жизни. Это предполага­ет • (а) рациональное, предельно эффективное хозяйствование; • (б) рациональную бюрократию, т. е. хорошо отлаженное уп­равление обществом; • (в) рациональное право - четкие и дей­ственные нормы и правила, регулирующие отношения между людьми; • (г) рациональную религию (протестантизм), воспиты­вающую в людях трудолюбие, бережливость, скромность, честность, аккуратность и т. д.

В XX в. более плодотворно социология развивалась в Соеди­ненных Штатах Америки. Причем если в Европе она шла впе­ред благодаря инициативе и энтузиазму отдельных ученых, то исследования американцев с самого начала были хорошо органи­зованы, финансированы и стали составной частью университетского образования. Широкое использование математики и статис­тики, методов моделирования и эксперимента сделали социоло­гию в США точной наукой.

Яркий пример успеха социальных исследований в этой стране - работа всемирно известного Американского института общественного мнения, или Института Гэллапа. Созданный в 1935 г. журналистом и статистическим аналитиком Джорджем Гэллапом (1901-1984) для изучения настроений избирателей в преддверии президентских выборов 1936 г., этот институт и сегодня проводит исследования по самым разным вопросам и во всех развитых странах мира. Его данные не только оперативны и точны, но и заметно влияют на общественное мнение. Особенно примечательно, что главные усилия американских ученых всегда фокусировались на решении практических задач: каковы мотивы поведения людей, ♦ как лучше осуществлять социальный контроль и управление, ♦ как преодолевать конфлик­ты и поддерживать стабильность общества, ♦ как обеспечивать пух сотрудничества людей в производстве, рост производительно­сти труда, повышение благосостояния граждан и т.п. Среди тео­ретических разработок подобных проблем можно выделить сле­дующие. Рассмотрим их подробнее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: