Был ли советский народ новой исторической общностью?

В последней Конституции СССР (1977) и Программе КПСС (1986) было констатировано, что в Советском Союзе, благодаря достигнутым равенству, дружбеи братствувсех социальных слоев, наций и народностей, сформировалась новая историческая, социальная и интернациональная общностьлюдей - советский народ. Однако состоялоли население СССР из по-насто­ящему равноправных и сплоченных людей? Его социальная стратифика­ция (рассмотренная выше), а также развитие социально-политических событий в 1990-х гг. (развал Союза, раздоры между бывшими братскими республиками, раскол общества на «красных» и «белых», безжалостное обогащение одних за счет других ивзрыв преступности) показывают, что «сплоченность советского народа» была во многом лишь на словах. По замыслу коммунистов, общенациональной идеей, или духовно-нрав­ственным началом, объединявшим граждан СССР, должна была служить идея коммунистического строительства. Но служила ли?

Представляется, что в этом плане весь многоликий «конгломерат» советских людей условно можно поделить на три группы. (1) «Идейные», которые искренне (хотя, возможно, ине без сомнений) верили в осуще­ствимость идеи коммунизма и в то, что именно КПСС - «ум, честь и совесть нашей эпохи». (2) «Конформисты» - люди, в основном вы­нужденные принять установившийся в советском обществепорядок ве­щей и приспособившиеся к нему, чтобы выжить. (3) «Циники», кото­рые сознательно паразитировали на идее коммунизма (как паразитирова­ли бы на любой другой) и откровенно использовали тоталитарную сис­тему КПСС в целях собственногоблагополучия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: