Рассмотренные критерии стратификации определяют социально-экономический статус, или положение, человека в обществе. Отталкиваясь от него, социологи выделяют 3, 4, 6 и более основных и дополнительных слоев в современных обществах. Остановимся на варианте из четырех основных страт. Он предполагает разделение общества на высший, средний, рабочий и низший классы. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Высший класс представляет социальная элита - относительно небольшой слой богатых людей, выполняющих главным образом функции управления экономической, политической и культурной жизнью общества. Особая позиция и определенная привилегированность большей части представителей этого слоя объективно обусловлены. И в самом деле, между людьми всегда неизбежны различия: по физическим и интеллектуальным данным, по жизненной энергии, трудолюбию, активности и другим качествам.
Способности и склонность к управлению имеет лишь малая, наиболее продуктивная и инициативная часть общества - люди совершенно особого склада, обычно с выдающимися психологическими, интеллектуальными и организаторскими качествами, с хорошим образованием и воспитанием. Они-то по праву и занимают элитарные позиции в обществе. Подобно обществу, социальные элиты делят на открытые и закрытые.
|
|
Закрытые элиты - это те, доступ в которые людям из других слоев затруднен. Закрытая правящая элита стремится передать свои привилегии по наследству людям «своего круга», даже если они не обладают необходимыми элитными свойствами. Это может привести к вырождению элиты, ухудшению ее качественного состава, некомпетентному руководству общественной жизнью и, в итоге, к застою в обществе. Существование подобных элит характерно для закрытых, недемократических обществ (сословных, кастовых, тоталитарных).
Открытые элиты, напротив, обычно возглавляют демократические общества. Здесь обеспечивается свободный конкурентный доступ в руководящие звенья, обновление элиты за счет наиболее способных и активных людей (в том числе «из низов»), более эффективное управление общественными процессами.
Так, по данным британской радиостанции «Би-Би-Си», из сегодняшних 500 самых богатых граждан Великобритании только 3%, так сказать, потомственные богачи; остальные 97% - выходцы из «низов», сделавшие свою карьеру в этом открытом обществе самостоятельно.
Демократия предполагает и контроль за деятельностью элит со стороны остальной части общества (через свободные выборы, референдумы, опросы населения, средства массовой информации и т.д.). Особенно ценно, когда элита больше заботится о процветании общества, а не о собственном благополучии, когда она служит нравственным образцом для других граждан и пользуется уважением большинства людей.
|
|
Уже отмечалось, что внутри страт или между ними возможно выделение дополнительных или промежуточных слоев. В частности, в высшем классе некоторые исследователи различают его 1-й уровень (аристократическая верхушка) и 2-й уровень (представители элиты неаристократического, незнатного происхождения, в том числе так называемые нувориши).
Средний класс занимает в современных обществах поистине особое положение. Во-первых, он там имеет значительный и все более возрастающий удельный вес (в диапазоне 60-80%). А во-вторых, он служит своеобразным стержнем, опорой порядка и стабильности в обществе. Почему?
Дело в том, что средние слои - это «цвет общества», его главная интеллектуально-созидательная сила. Они охватывают представителей самых разнообразных профессий: ученых, писателей, художников, священников, преподавателей, врачей, юристов, средних и мелких предпринимателей, высококвалифицированных рабочих и т. д. Это люди, как правило, с хорошим образованием, надежной работой, сравнительно высокими доходами и современным образом жизни. Они профессиональны, много и хорошо работают, располагают определенной собственностью (земля, дома, ценные бумаги), а значит, экономически и политически независимы. Их жизненное кредо в том, что благосостояние человека зависит от его личных усилий - трудолюбия, образования, энергии, предприимчивости.
Недаром по отношению ко многим представителям среднего класса на Западе применяют английское выражение self-made man [сэлф мэйд мэн], т. е. человек (особенно если он из низов), «сделавший себя сам», добившийся успехов собственными силами.
Рабочий класс развитых обществ в условиях современной НТР уже совершенно не похож на обездоленный пролетариат, подвергавшийся жестокой эксплуатации в эпоху раннего капитализма. Сегодня это квалифицированные рабочие и работники, занятые в основном механизированным и автоматизированным трудом, и не только на заводах, фабриках, стройках или сельскохозяйственных предприятиях, но и в стремительно растущем секторе управления и услуг. Современные работники - это и аккуратные продавцы-консультанты в сверкающих супермаркетах, водители комфортабельных грузовиков, работники ремонтных служб, оснащенных новейшей техникой, операторы сложнейших пультов управления и компьютеров, программисты и многие другие.
Низший класс, если не делить его на подклассы, являет собой картину весьма пеструю. Тут и неквалифицированные рабочие (грузчики, уборщики, подсобные рабочие), и безработные, и неимущие, и вовсе опустившиеся на дно люди - так называемые люмпены (бродяги, нищие, уголовные элементы). Большинство представителей этого класса объединяет то, что их доходы (когда они есть) находятся на грани или ниже уровня бедности.
Отдельного упоминания требуют так называемые маргиналии - группы людей, как бы «выпавших из гнезда», находящихся в промежуточном, «пограничном» положении между какими-либо стратами. Наглядный пример - беженцы или мигранты. Будучи прежде в одной социальной позиции (скажем, в рабочем классе), они, переезжая в другие места или страны, утрачивают привычные социальные связи, образ жизни, статус и оказываются (хотя бы на период адаптации) как бы в «подвешенном», неустроенном состоянии, между социальными группами (от одной уже оторвались, а в другую еще не «вписались»). Это накладывает определенный отпечаток на психику и поведение индивида. У «маргинальной личности» могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, аморальность и др.