Проректор по образовательной политике
____________ В.Я. Шевченко
«___»______________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«Прикладная метрология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)
профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка»
профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в
машиностроении»
Екатеринбург
РГППУ
Рабочая программа дисциплины «Прикладная метрология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 29 с.
Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).
Авторы: | доцент, канд. пед. наук | М.А. Черепанов |
старший преподаватель | С.А. Башкова | |
Рецензент: | канд. техн. наук, доц. | З.н. Бабушкина |
Одобрена на заседании кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении методики профессионального обучения. Протокол от 09.10.2012 г. № 3.
|
|
Заведующая кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения | Б.Н. Гузанов |
Рекомендована к печати методической комиссией Машиностроительного института РГППУ. Протокол от 10.10.2012 г. № 2.
Председатель методической комиссии МаИ | А.В. Песков | |
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ | С. В. Пеннер | |
Директор МаИ | А.А. Жученко |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012
© М.А.Черепанов, С.А. Башкова, 2012 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к практической метрологической деятельности, а также формирование информационной основы для эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности в системе профессионального образования по профессиям, связанным с метрологическим обеспечением.
Задачи дисциплины:
– расширить и закрепить знания в области теоретической метрологии;
– получить теоретические знания и практические навыки по нормативно-правовым основам выполнения метрологических работ, деятельности метрологических служб, применения правовых средств за нарушение метрологических правил и норм;
– получение практических навыков по основным видам метрологической деятельности.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Курс предусматривает изучение основ прикладной метрологии. Первый раздел курса – теоретические основы метрологии включает темы, посвященные объектам измерений, погрешностям измерений, средствам измерений и методикам выполнения измерений. Второй раздел курса – законодательные аспекты в прикладной метрологии, освящает темы, связанные со структурой и функциями метрологической службы и нормативно-правовой базой метрологии. Третий раздел курса – практическая метрология, раскрывает основные виды метрологической деятельности метролога.
|
|
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курса «Физика»:
Знания: основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях; основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения; фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; назначение и принципы действия важнейших физических приборов.
Умения: объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий; указать, какие законы описывают данное явление или эффект; истолковывать смысл физических величин и понятий; записывать уравнения для физических величин в системе СИ; работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных; использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.
Владения: использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях; применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач; правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной физической лаборатории; обработки и интерпретирования результатов эксперимента; использования методов физического моделирования в инженерной практике.
2.2. Из курса «Математика»:
Знания: основные математические модели и задачи, а также методы их решения основные этапы развития математики; основные методы математического исследования, основные области приложения рассматриваемых моделей
Умения: свободно оперировать основными математическими понятиями и категориями, строить алгоритмы решения задач, связанных с основными математическими моделями использовать численные методы решения математических задач с использованием программных средств компьютеров, проводить анализ решений задач, доказывать несложные математические утверждения
Владения: основами математического моделирования
2.3. Из курса «Химия»:
Знания: фундаментальные разделы химии; основные химические законы и теории; термодинамические и кинетические закономерности химических процессов.
Умения: использовать фундаментальные понятия и законы химии для решения различных задач, в том числе прикладных; проводить расчеты концентрации растворов различных соединений; критически оценивать информацию на основе научного подхода; логически верно, аргументировано и ясно определять позицию при решении профессиональных и других проблем; пользоваться периодической системой элементов; определять возможность и направление протекания химических реакций; выбирать способы изменения скорости и направления химических реакций; проводить экспериментальную работу и правильно оформлять результаты эксперимента.
Владения: навыками выполнения химических лабораторных операций; методами научного мышления; способностью к восприятию, обобщению и анализу информации.
|
|
2.4. Из курса «Компьютерные технологии в инженерном проектировании
Знания: Перспективы развития инженерного проектирования Основы и особенности автоматизации инженерного проектирования Основные программные пакеты для инженерного проектирования Проблемы и направления развития компьютерных технологий в инженерном проектировании изделий машиностроения Особенности проектирования процессов и изделий в машиностроении.
Умения: Самостоятельно работать с технической и справочной литературой Самостоятельно работать с технической и справочной литературой Уметь строить чертежи и модели изделий машиностроения Использовать современные средства автоматизации проектирования Подбирать необходимые методы и программы для проектирования изделий и обучения рабочих
Владения: Методикой поиска информации с использованием ресурсов Интернет Методикой поиска информации с использованием ресурсов Интернет Методикой и программными средствами проектирования Приемами и методикой проектирования в современных компьютерных системах Методикой и программными средствами проектирования
2.5. Из курса «Нормирование точности и технические измерения»:
Знания: основные государственные акты и нормативно-технические документы по метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости; положения о взаимозаменяемости и системах допусков и посадок в машиностроении; основы метрологического обеспечения производства; теорию измерений; систему допусков и посадок для типовых соединений в машинах и принципах ее построения; методы и средства измерения основных физических величин; систему нормирования параметров шероховатости, отклонений формы и расположения поверхностей.
Умения: применять стандарты и технические условия для решения практических задач взаимозаменяемости, стандартизации; пользоваться измерительными приборами для измерения основных физических величин; обрабатывать результаты измерений статистическими методами; уметь работать со справочной, технической и технологической документацией; читать на чертежах обозначения отклонений формы, расположения и шероховатости поверхностей, требования к точности изготовления деталей.
|
|
Владения: современными основами технических измерений и методами оценки погрешностей измерений; практическими навыками работы с измерительными средствами, измерительной информацией и стандартами.
2.6. Из курса «Прикладная экономика»:
Знания: содержание нормативных, методических материалов и законодательных актов по вопросам экономики организаций (предприятий), виды предприятий их организационно-правовые формы; ресурсы предприятия и основные факторы производственной деятельности, методы оценки затрат производственных ресурсов, измерения результатов деятельности предприятия и определения эффективности производства; формы и направления стимулирования деятельности организации (предприятия).
Умения: выполнять расчеты экономических показателей, учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость; выявлять основные факторы, определяющие направления и результаты деятельности предприятия; оценивать затраты и измерять отдачу производственных ресурсов, определять эффективность предлагаемых мероприятий и принимаемых решений; оценивать эффективность производства и уровень экономического состояния предприятия.
Владения: технологиями работы с различного рода источниками информации; методами и приемами проведения соответствующих расчетов и принятия управленческих решений.
2.7. Из курса «Теоретическая механика»:
Знания: условия равновесия статики; способы определения и преобразования сил и моментов; основные законы механики; основные теоремы механики; принципы сведения динамической системы к равновесному состоянию; виды движения, скорости и ускорения точек и твёрдых тел; связь кинематических, силовых и энергетических характеристик для различных видов и стадий движения.
Умения: выбирать расчетную схему; определять и производить действия с силами и моментами сил; составлять и решать уравнения равновесия в различных формах их представления; определять центр тяжести тел и моменты инерции тел типовой формы; определять скорости и ускорения точек и тел; составлять и решать уравнения движения для случая плоского движения.
Владения: методикой приведенияпроизвольной системы сил к главному вектору и главному моменту; методикой использования условий равновесия; методами определения скоростей и ускорений точек и тел для простых и сложных видов движения; методикой определения инерционных нагрузок.
2.8. Из курса «Сертификация систем качества»:
Знания: нормативно-правовую базу области сертификации производств и систем качества; цели, принципы, участников и этапы работ при оценке производства и сертификации систем качества; формы оценки производств; порядок сертификации производств и систем качества; правила сертификации производств и систем качества; документы, оформляемые при оценке производства и сертификации систем качества.
Умения: отслеживать изменение законодательной базы и практики оценки производства и сертификации систем качества; актуализировать документы, регламентирующие процесс сертификации систем качества и производств; выбирать форму оценки производства; выбрать систему сертификации систем качества, орган по сертификации; собирать информацию для оформления заявки в орган по сертификации; оформлять документы при оценке производства и сертификации систем качества; анализировать документацию в процессе сертификации систем качества и производств; ориентироваться в базах нормативно-технической документации; осуществлять поиск научно-технической информации по вопросам сертификации систем качества.
Владения: навыками поиска информации о технических регламентах и документах по оценке производств и сертификации систем качества в сети Internet, справочных правовых системах, периодической печати; приемами выбора систем сертификации систем качества; методикой поиска необходимого органа по сертификации; ПК на уровне пользователя.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: методики измерения качества продукции и услуг; метрологическое обеспечение технологических процессов в машиностроении; технический контроль в машиностроении; приборы и автоматы для контроля точности и качества; современные концепции управления качеством; методы и средства измерений, испытаний и контроля и др.
Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, выполнение контрольной и курсовой работ для студентов очной и заочной формы обучения. Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе студентов.
Курс «Прикладная метрология» общим объемом 80 (40-20-20) часов изучается в течение шестого семестра у студентов очной и заочной с сокращенным сроком форм обучения, в течение восьмого и девятого семестра у студентов с полным сроком заочного обучения. Курс завершается выполнением курсовой работы и сдачей экзамена. Обязательным условием допуска студента к экзамену является посещение курса лекций, выполнение всех лабораторных и практических работ с предоставлением отчетов об их выполнении, зачтенной контрольной и курсовой работ.
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Данная учебная дисциплина входит в профессиональный цикл в вариативную часть. Дисциплина «Прикладная метрология» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение:
Общекультурные компетенции (общенаучные, инструментальные, социально-личностные) (ОК):
– способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);
– готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);
– владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);
– владеет технологией научного исследования (ОК-19);
– способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);
– способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);
– готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27).
Профессиональные компетенции (общепрофессиональные, пофессионально-специализированные) (ПК):
– способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);
– способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);
– способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
– готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);
– способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);
– готов к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-20);
– готов к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21);
– обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31);
– готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);
– готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35).
ПСК 1. Готов участвовать в разработке и реализации технологических процессов обработки и контроля деталей машин и механизмов в процессе обучения рабочего (специалиста) в области технического регулирования соответствующего квалификационного уровня:
– готов участвовать в разработке (проектировании) технологических процессов обработки и контроля деталей машин и механизмов (ПСК-1.2);
– способен участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации машиностроительного производства (ПСК-1.3);
– способен участвовать в организации эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, машиностроительной продукции (ПСК-1.4);
– способен принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов разрабатываемых средств измерений, испытаний и контроля (ПСК-1.5);
– владеет современными методами контроля за производством, эксплуатацией, ремонтом и испытаниями стандартизованных и унифицированных изделий (ПСК-1.7);
– способен участвовать в организации рабочих мест, мест контроля, их технического оснащения, размещения оборудования (ПСК-1.8).
ПСК 2. Способен участвовать в практическом освоении систем управления качеством на предприятии и в образовательном учреждении:
– готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области технического регулирования, метрологии и управления качеством (ПСК-2.2);
– владеет способами оценки уровня брака и анализа причин его возникновения (ПСК-2.3);
– готов принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области технического регулирования, метрологии, технического контроля и управления качеством (ПСК-2.7).
ПСК 3.Способен участвовать в выполнении заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов в сфере технического регулирования и управления качеством в процессе обучения рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня:
– готов осуществлять проверку и контроль выполнения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации по обеспечению качества продукции, в том числе, в процессе подготовки по рабочей профессии (ПСК-3.1);
– способен оформлять техническую, технологическую и организационно-распорядительную документацию по установленным нормам (ПСК-3.2);
– готов осуществлять экспертизу нормативной и технической документации (ПСК-3.3);
– способен определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов, устанавливать оптимальные нормы точности измерений, достоверности контроля, выбирать средства измерений и контроля (ПСК-3.4);
– способен актуализировать базы нормативной документации по вопросам технического регулирования и метрологии на предприятии (в организации) (ПСК-3.5);
ПСК 4. Готов выполнять работы по метрологическому обеспечению производства и образовательного учреждения:
– способен участвовать в разработке планов, программ и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, инструкций по эксплуатации оборудования и других текстовых документов, входящих в состав конструкторской, технологической документации и документации системы качества (ПСК-4.1);
– способен участвовать в процессах проведения поверки, калибровки и ремонта средств измерений, испытаний и контроля (ПСК-4.2);
– готов к анализу состояния измерений, испытаний и контроля на предприятии (в организации) (ПСК-4.3);
– готов участвовать в разработке метрологического обеспечения производства (организации) (ПСК-4.4);
– готов производить сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования средств измерения, контроля и испытаний (ПСК-4.5).
ПСК 5. Готов участвовать в подготовке и проведении оценки соответствия:
– готов участвовать в подготовке и проведении сертификации продукции, технологических процессов, услуг, систем качества, производств (ПСК-5.2);
– готов участвовать в подготовке к аккредитации измерительных и испытательных лабораторий (ПСК-5.3).
В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретной магистерской программой его подготовки.
По окончании изучения курса студент должен:
В результате усвоения дисциплины студент должен:
· иметь представление:
– об истории, современном состоянии и проблемах метрологии;
– о современных этапах развития метрологии;
– о законах, регламентирующих метрологическую деятельность и роли законодательной метрологии в общей системе обеспечения единства измерений и управления качеством продукции;
– об основах теоретической метрологии;
– об организационных основах государственной метрологической службы;
– об организационных и методических основах создания метрологической экспертизе нормативно-технической документации и метрологической аттестации средств измерений;
– о теории измерений, измерительных шкалах, принципах обеспечения единства и точности измерений, системе единиц физических величин, методах передачи размера физической единицы от эталона к рабочему средству;
– о государственном реестре эталонов и средств измерений, госиспытаниях, поверке и калибровке средств измерений;
– о международных организациях по метрологии.
· знать:
– термины и определения в области метрологии;
– правовые нормы в области метрологии;
– функции государственной и ведомственной метрологических служб;
– теоретические положения деятельности по метрологии, принципах и методике построения и правила пользования стандартами, ГОСТами, методиками выполнения измерений и методическими инструкциями на поверку средств измерений;
– современные методы и средства измерений физических величин;
– о региональных организациях по метрологии;
– структуру метрологической службы на предприятии (организации), права и обязанности специалиста по метрологии.
· уметь:
– применять метрологические правила, требования и нормы в соответствии с нормативно-технической документацией;
– применять правовые средства за нарушение метрологических правил и норм;
– производить поверку и калибровку средств измерений;
– применять методы обработки и анализа достоверности результатов измерений, испытаний, контроля;
– производить выбор средств измерений;
– проводить анализ и оценку состояния измерений, метрологическую экспертизу нормативно-технической документации;
– работать со справочной, технической и технологической документацией.
· владеть:
– методиками выполнения измерений для различных средств измерений;
– навыками инженерных расчетов.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Форма обучения (срок обучения) | |||
Очная | ||||
полный срок обучения | сокращённый срок обучения | |||
Всего зачётных единиц (часов) | Семестр | Всего зачётных единиц (часов) | Семестр | |
Общая трудоёмкость дисциплины | 5,0 (180) | 6-й | 5,0 (180) | 3-й |
Аудиторные занятия | 2,22 (80) | 0,88 (32) | ||
лекции | 1,10 (40) | 0,44 (16) | ||
практические занятия | 0,56 (20) | – | ||
лабораторные работы | 0,56 (20) | 0,44 (16) | ||
другие виды аудиторных занятий | – (–) | – (–) | ||
Самостоятельная работа | 2,78 (100) | 2,11 (76) | ||
изучение теоретического курса | 0,56 (20) | 0,39 (14) | ||
курсовая работа | 2,00 (72) | 1,50 (54) | ||
домашние задания | ||||
подготовка к экзамену | 0,22 (8) | 0,22 (8) | ||
Вид итогового контроля | Экзамен | Экзамен |
Вид учебной работы | Форма обучения (срок обучения) | ||||||
Заочная | |||||||
полный срок обучения | сокращённый срок обучения | ||||||
Всего зачётных единиц (часов) | Семестр | Всего зачётных единиц (часов) | Семестр | ||||
Общая трудоёмкость дисциплины | 5,0 (180) | 5-й | 6-й | 7-й | 5 (180) | 3-й | 4-й |
Аудиторные занятия | 0,88 (32) | 0,56 (20) | |||||
лекции | 0,56 (20) | 0,56 (2) | 0,28 (10) | 0,22 (8) | 0,28 (10) | 0,17 (6) | 0,11 (4) |
практические занятия | 0,32 (12) | – (–) | 0,17 (6) | 0,17 (6) | 0,17 (6) | 0,17 (6) | |
лабораторные работы | – (–) | – (–) | – (–) | 0,11 (4) | 0,11 (4) | ||
другие виды аудиторных занятий | – (–) | – (–) | – (–) | – (–) | – (–) | ||
Самостоятельная работа | 4,12 (148) | 2,44 (88) | |||||
изучение теоретического курса | 0,62 (22) | 0,28 (10) | 0,34 (12) | 0,94 (34) | 0,94 (34) | ||
курсовая работа | 2,5 (90) | 2,5 (90) | 1,50 (54) | 1,50 (54) | |||
домашние задания (контрольная работа) | 1,0 (36) | 1,0 (36) | – (–) | – (–) | |||
подготовка к экзамену | 0,22 (8) | 0,22 (8) | 0,22 (8) | ||||
Вид итогового контроля | Зачёт | Экзамен | Экзамен |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные работы | СРС | Консультации | |||||
1. | Введение | Еженед. | Собесед. – 1 | ||||||
2. | Раздел 1. Теоретические основы метрологии | ||||||||
3. | 1.1 Основные понятия и термины | Еженед. | Собесед. – 1 | ||||||
4. | 1.2 Объекты измерений и их меры | Еженед. | Собесед. – 1 | ||||||
5. | 1.3 Погрешности измерений | 2,3,4 | Еженед. | Собесед. – 2 | |||||
6. | 1.4 Метрологические средства измерений | 5,6 | Еженед. | Собесед. – 3 | |||||
7. | 1.5. Рабочие средства измерений | 5, 7, 8, 9, 10 | Еженед. | Собесед. –4,5; Участие в практ. занятии – 5. | |||||
8. | Раздел 2. Законодательные аспекты в прикладной метрологии | ||||||||
9. | 2.1 Законодательство РФ по метрологии | 10, 11 | Еженед. | Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 6. | |||||
10. | 2.2 Государственная система обеспечения единства измерений | Еженед. | Собесед. – 7 | ||||||
11. | 2.3 Метрологические службы и организации | Еженед. | Собесед. – 8 | ||||||
12. | 2.4 Государственный метрологический надзор | Еженед. | Собесед. – 9 | ||||||
13. | 2.5 Российская система калибровки (РСК) | Еженед. | Собесед. – 10 | ||||||
14. | 2.6 Метрологические сотрудничество в области метрологии | 13, 14 | Еженед. | Собесед. – 11, 12 | |||||
15. | Раздел 3. Практическая метрология | ||||||||
16. | 3.1. Анализ состояния измерений | Еженед. | Собесед. – 13 | ||||||
17. | 3.2 Метрологическая экспертиза | 15, 16 | Еженед. | Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 14. | |||||
18. | 3.3 Разработка, аттестация и контроль реализаций методик выполнения измерений | 15, 17 | Еженед. | Собесед. – 15; Участие в практ. занятии – 15. | |||||
19. | 3.4 Испытания СИ | Еженед. | Собесед. – 16 | ||||||
20. | 3.5 Метрологическая аттестация СИ | Еженед. | Собесед. – 17 | ||||||
21. | 3.6 Поверка (калибровка) средств измерений | Еженед. | Собесед. – 18; Участие в практ. занятии – 18. | ||||||
22. | 3.7 Метрологическое обеспечение машиностроительного производства | Еженед. | Собесед. – 19 | ||||||
23. | 3.8 Метрологические службы юридических лиц и индивидуальных предприятий | Еженед. | Собесед. – 20 | ||||||
Итого за 6 семестр | Экзамен, курсовая работа | ||||||||
Всего за курс | |||||||||
4.3. Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
Введение | Структура курса, его взаимосвязь с другими дисциплинами. Предмет и задачи дисциплины. Основные этапы развития метрологии. Взаимосвязь теоретической, законодательной и практической метрологии. Особенности современного этапа развития прикладной метрологии. Составляющие современной метрологии. Перспективы развития метрологии. | |
1. | Теоретические основы метрологии | |
1.1. | Основные понятия и термины. | Классификация физических величин. Измерение. Средство измерений. Мера. Эталон единицы физической величины. Метрологические и рабочие средства измерений. Методы измерений. Контроль, измерение и испытание средств измерений. |
Продолжение таблицы
1.2. | Объекты измерений и их меры. | Объекты измерений. Классификация объектов измерений. Измерения и их классификация. Области и виды измерений. Основные характеристики измерений. Методы, условия и формы записи результата измерений. Нестандартизованные методы измерений. Измеряемые величины. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин. Качество измерений. Шкалы измерений. Физическая величина. Размерность физической величины. Понятие размерности. Система физических величин и их единиц. Классификация физических величин. Международная система СИ: разновидности, достоинства, исторические закономерности. |
1.3. | Погрешности измерений. | Погрешности измерений, их классификация. Профилактика погрешностей. Составляющие погрешности измерений: разновидности, классификация. Методика выявления характера погрешностей. Пути уменьшения случайной погрешности. Обработка результатов измерений: этапы. |
1.4 | Метрологические средства измерений. | Понятие о средстве измерений. Виды средств измерений, их классификация. Показатели качества и метрологическая надежность средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений и их нормирование (модели). Выбор средств измерений. Принципы выбора средств измерений. Погрешности средств измерений. Класс точности средств измерений. Формулы вычисления погрешностей и обозначение классов точности средств измерений. Понятие об эталонах. Классификация и виды эталонов. Образцовые средства измерений. Меры длины. Плоскопараллельные концевые меры длины. Штриховые меры длины. Угловые призматические меры. Стандартные и образцы аттестованные смеси. Понятие о поверке и калибровке средств измерений. Периодичность поверки средств измерений. Понятие о поверочной схеме. Поверочная схема как средство передачи единиц от эталона к рабочим средствам измерений. |
Продолжение таблицы
1.5 | Рабочие средства измерений | Понятие о рабочих средствах измерений. Средства измерений и контроля валов и отверстий. Штангенприборы. Микрометрические приборы. Средства измерений резьбовых изделий и соединений. Средства измерений углов и конусов. Назначение, конструктивные особенности, виды, типоразмеры. Формы записи в технической документации. |
2. | Законодательные аспекты в прикладной метрологии | |
2.1. | Законодательство Российской Федерации по метрологии | Законы, постановления Правительства и другие подзаконные акты Российской Федерации в области единства измерений, их содержание. Новое в законодательстве страны по метрологии. Основные положения Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Применение правовых средств за нарушение метрологических правил и норм. Организация работы по применению правовых средств. Виды правовых норм и документы, регламентирующие порядок их применения. |
2.2. | Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). | Объекты ГСИ: общие правила, нормы, положения и требования ГСИ; государственные поверочные схемы; методики поверки средств измерений; методики выполнения измерений. Документы ГСИ, составляющие нормативную основу ГСИ. Состав и структура ГСИ. |
2.3. | Метрологические службы и организации | Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): задачи, структура, функции. Государственная метрологическая служба (ГМС): состав, задачи и функции. Положение о государственных научных метрологических центрах (ГНМЦ) и органах ГМС на территории РФ. Виды и формы метрологической деятельности научно-исследовательских институтов и научно-производственных объединений Росстандарта. Деятельность территориальных органов ГМС. обеспечением, внедрением стандартов, технических условий за качеством выпускаемой продукции: формы, содержание, организация, планирование, оформление результатов. Государственный надзор за метрологическим обеспечением, внедрением стандартов, технических условий за качеством выпускаемой продукции: формы, содержание, организация, планирование, оформление результатов. |
Продолжение таблицы
Метрологические службы государственных органов управления, юридических и физических лиц: структура, задачи, функции, обязанности, права. | ||
2.4. | Государственный метрологический надзор | Понятие о государственном метрологическом надзоре. Объекты и виды государственного метрологического надзора, сферы его распространения. Права, обязанность и ответственность государственных инспекторов. |
2.5. | Российская система калибровки (РСК). | Российская система калибровки (РСК): цели и задачи, предмет деятельности, функции, структура и нормативная база. Документы, определяющие функции, права и обязанности субъектов РСК, их назначение и содержание. Положение об аккредитации калибровочных лабораторий, контроль за выполнением требований, |
2.6. | Международное сотрудничество в области метрологии | Метрология в странах СНГ, Европы и Мира. Международные организации по метрологии и их деятельность. Международные нормативные документы по метрологии, сферы действия и распространения. |
3. | Практическая метрология | |
3.1. | Анализ состояний измерений на предприятии. | Понятие об анализе состояний измерений, испытаний и контроля. Цель анализа, его содержание и направленность. Объекты и основные вопросы, рассматриваемые при анализе состояния измерений. Организация и порядок проведения анализа состояния измерений. Проведение анализа на предприятии за состоянием нормативной, технической документации и оснащением производственного процесса средствами и методами измерений. Оформление результатов анализа. предъявляемых к аккредитованным лабораториям. |
3.2. | Метрологическая экспертиза | Метрологическая экспертиза (МЭ) как вид метрологической деятельности: цели, задачи, ее виды. Объекты МЭ, содержание и условия проведения МЭ. |
Продолжение таблицы
3.3. | Разработка, аттестация и контроль реализаций методик выполнения измерений | Методика выполнения измерений (МВИ): понятие, назначение. Типовые и рабочие (индивидуальные) МВИ, применяемые в них средства измерений. Требования к построению МВИ: основные этапы разработки, содержание, исходные данные для разработки, выбор метода и средств измерений. Аттестация МВИ, основные способы аттестации, условия их применения. Оформление результатов разработки МВИ, виды документов. |
3.4. | Испытания средств измерений | Цели и задачи испытаний средств измерений. Нормативная документация, регламентирующая испытания средств измерений. Основные положения действующей системы испытаний. Государственный реестр средств измерений. Роль, задачи, права и обязанности метрологических органов при планировании, организации, проведении и оформлении результатов испытаний средств измерений. Испытания средств измерений: программа испытаний, ее содержание, организация, порядок проведения испытаний, оформление и использование их результатов, особенности проведения для различных категорий средств измерения. Органы, проводящие испытания средств измерений. Система сертификации средств измерений: цели, задачи, функции, структура. |
3.5. | Метрологическая аттестация средств измерений. | Метрологическая аттестация средств измерений: цели, задачи, объекты, разновидности и основные этапы аттестации. Структура программы аттестации. Перечень необходимой документации, предъявляемой на аттестацию СИ. Оформление результатов аттестации. Единичный экземпляр: понятие, процесс испытания и утверждения типа. Условия для разработки или закупки за границей единичных экземпляров, основные задачи и сущность метрологического обеспечения разработки, изготовления и эксплуатации средств измерений. Аттестация СИ: виды, особенности, основные задачи. |
Продолжение таблицы
3.6. | Поверка (калибровка) средств измерений. | Поверка (калибровка) средств измерений: цель, задачи и место в системе обеспечения единства измерений. Средства измерения, подлежащие поверке. Виды и методы поверки. Средства измерений, не подлежащие поверке. Метрологическая надежность средств измерений. Периодичность поверки средств измерений. Межповерочный интервал: виды, пути определения, выбор конкретного метода. Нормативно-техническая база поверки (калибровки). Операции поверки средств измерений. Основные требования к организации и порядку проведения и оформлению результатов поверки. Документы результатов поверки (калибровки). Поверочные (калибровочные) подразделения: требования к персоналу, оборудованию и помещениям. Система аккредитации лабораторий. |
3.7. | Метрологическое обеспечение машиностроительного производства | Метрологическое обеспечение (МО) как обязательное условие достижения требуемого уровня и повышение качества продукции и эффективности машиностроительного производства. Цели, структура МО, комплекс основ системы МО. Задачи МО, решаемые на государственном уровне. МО отрасли, его задачи и содержание. МО предприятия (организации). Метрологическое обеспечение подготовки машиностроительного производства: место в комплексе мероприятий по подготовке производства, нормативная база, перечень и содержание основных работ. |
Окончание таблицы
3.8. | Метрологические службы юридических лиц и индивидуальных предприятий | Контроль за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством выпускаемой продукции на предприятии. Формы, содержание, организация, планирование и оформление результатов. Функции основных подразделений метрологической службы юридического лица и индивидуальных предприятий. Взаимоотношения подразделений между собой и с органами ГМС. Метрологическая служба предприятия, основные направления ее деятельности. Служба главного метролога предприятия: поверочные и калибровочные лаборатории, подразделения по ремонту средств измерений. Специалисты в области метрологии в подразделениях отдела главного метролога: функции, задачи и формы его деятельности. |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Применяются современные инновационные образовательные технологии.
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к практическим работам, темы докладов к каждой работе, а также темы рефератов, тесты по отдельным темам программы в связи с промежуточными аттестациями, контрольные вопросы к экзамену.
Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности последовательного, доказательного критического мышления и рефлексии, умений оперирования понятийным аппаратом для данной дисциплины, владения методикой понимания работы с различными приборами и аппаратами.
Указанные оценочные средства, литература к каждой практической или лабораторной работе, по темам докладов и рефератов, тесты по программе представлены отдельно в виде «Методических указаний и рекомендаций к практическим или лабораторным работам» по дисциплине «Прикладная метрология», а также «Тестов» по дисциплине «Прикладная метрология».
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям
6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
Примерные темы рефератов
1) Государственная метрологическая служба РФ
2) Государственная система обеспечения единства измерений
3) Деятельность территориальных органов Ростехрегулирования
4) Метрологическая служба государственных органов управления и юридических лиц
5) Российская система калибровки
6) Международное сотрудничество в области метрологии
7) Система аккредитации аналитических лабораторий (центров)
8) Испытания и системы сертификации средств измерений
9) Нестандартизованные средства измерений
10) Эталонная база Российской Федерации
11) Законодательство Российской Федерации в области обеспечения единства измерений
12) Теории суммирования погрешностей измерений
13) Обработка результатов измерений
14) Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений
15) Физическая величина. Измерения физических величин
16) Погрешности измерений
17) Обеспечение единства измерений. Поверка и метрологическая аттестация средств измерений
18) Стандартизованные средства измерений
19) Метрология и метрологическое обеспечение
20) Эволюция определения и понятия «измерение»
21) Поверка. Результаты поверки. Документы поверки
22) Нестандартизованные методы измерений
6.3. Темы курсовых работ
«Деятельность метрологической службы на предприятии»
Целью выполнения курсовой работы является углубление и закрепление знаний по основным разделам теоретического курса, а также получение практических навыков по: метрологическому контролю и надзору на предприятии; методике проведения поверки; определение числа поверителей; разработке графиков периодической поверки средств измерений.
6.4. Задания к контрольной работе
Целью контрольной работы является выбор средства измерений для гладких наружных и внутренних поверхностей и методики выполнения измерений.
При выполнении контрольной работы необходимо:
– провести анализ требований к точности контролируемой (измеряемой) детали;
– учитывая имеющийся парк средств измерений, назначить методы и средства измерений заданных размеров детали;
– предложить методику проведения поверки выбранного средства измерения;
– формировать умения пользоваться справочной литературой, ГОСТами, правилами, рекомендациями и другой технической литературой.
6.5. Вопросы для подготовки к экзамену
Примерный перечень вопросов:
1) Предмет и задачи метрологии. Составляющие современной метрологии. Перспективы развития метрологии
2) Метрологические средства измерений. Эталоны: их виды, классификация, свойства
3) Физические свойства, величины и шкалы. Классификация физических величин
4) Метрологические средства измерений. Меры длины. ПКМД: конструкция, разновидности, классы точности. Наборы принадлежностей для ПКМД. Составление блока. Условное обозначение в НД
5) Этапы развития метрологии. Особенности современного этапа развития метрологии
6) Метрологические средства измерений. Меры длины. Штриховые меры длины: конструктивные разновидности, классы точности, условное обозначение в НД
7) Измерение физической величины. Классификация видов и методов измерений
8) Метрологические средства измерений. Угловые меры: типоразмеры, классы точности, условное обозначение в НД. Способы проверки углов с помощью угловых мер
9) Измерения физических величин. Области и виды измерений. Разница понятий: измерение, испытание и контроль
10) Метрологические средства измерений. Стандартные образцы и аттестованные смеси: назначение, виды
11) Измерение физической величины. Характеристики измерений. Качество измерений
12) Рабочие средства измерений. Средства контроля валов и отверстий: конструктивные особенности, виды, типы. Примеры обозначения в НД
13) Измерение физической величины. Методы измерений, их классификация. Нестандартизованные методы измерений
14) Рабочие средства измерений. Штангенприборы: назначение, виды и типоразмеры, обозначение в НД
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература
1. Сергеев А.Г. Метрология: история, современность, перспективы: учеб. пособие. – Изд. 2-е. – М.: Логос, 2011. – 384 с.
2. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник / Сергеев А.Г., Терегеря В.В. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 820 с.
3. Метрология: учебник / Брюховец А.А. [и др.]. – М.: Форум, 2011. – 464 с.
4. Артемьев Б.Г. Метрология и метрологическое обеспечение. – М.: ФГУП «Стандартинформ», 2010. – 568 с.
5. Теоретическая метрология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ]. Ч. 1. Общая теория измерений / И.Ф. Шишкин. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 190 с.
6. Метрологическое обеспечение измерений, контроля и испытаний /
В.Г. Лукашин, В.К. Гарипов. – М.: Машиностроение, 2009. – 24 с.
7. Метрологическое обеспечение производства: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Ю.М. Правиков. – М.: Кнорус, 2009. – 237 с.
8. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для вузов [Гриф УМО] / А.В. Архипов [и др.]; под. ред. В.М. Мишина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.
Дополнительная литература
6. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.
7. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие для студентов вузов / А.Г.Сергеев, М.В.Латышев, В.В.Терегеря. – М.: ЛОГОС, 2002.– 500 с.
8. Шишкин И.Ф. Прикладная метрология: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЗПИ, 1989.
9. Назаров К.Г. Основные понятия и математические модели в метрологии: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2001.
10. Богомолов Ю.А., Полховская Т.М., Филиппов М.Н. Основы метрологии: Ч.1. – М.: МИСИС, 2000. – 178 с.
11. Володарский В.Я. Метрология. Теория и практика. – М., 2000. – 207 с.
12. Грановский В.А. Системная метрология: метрологические системы и метрология систем. – СПб., 1995. – 360 с.
13. РМГ 29-99. Метрология. Основные термины и определения. – М.: Издательство стандартов, 2000. – 45 с.
14. РД 50-98-86. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-82). – М.: Издательство стандартов, 1987. – 86 с.
Нормативные и правовые акты
Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г., № 102-ФЗ. (с изм. в редакции от 28.07.2012 г.)
Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г., № 184-ФЗ. (с изм. в редакции от 28.07.2012 г.)
Периодические издания и журналы:
«Вестник Госстандарта России», «Законодательная и прикладная метрология», «Национальные стандарты», «Измерительная техника», «Мир измерений», «Стандарты и качество», «Методы оценки соответствия», «Методы менеджмента качества».
Программное обеспечение и Интернет ресурсы:
Официальный сайт Ростехрегулирования. – Режим доступа: www.gost.ru.
Каталоги стандартов и НД. – Режим доступа: www.standards.ru/catalog/gost.aspx.
Сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. – Режим доступа: www.fcgsen.ru.
«Российская газета»: законы и постановления. – Режим доступа: www.RG.ru.
Все российские законодательные акты, СанПиН. – Режим доступа: www.referent.ru.
Общероссийская сеть распространения правовой информации. – Режим доступа: www.consultant.ru.
Библиотека технической литературы. – Режим доступа: https://delta-grup.ru/bibliot/.
Журнал «Вестник федерального агентства по техническому регулированию и метрологии». – Режим доступа: https://www.interstandart.ru/vgr.htm.
Журнал «Законодательная и прикладная метрология». – Режим доступа: https://www.rsk-k.ru/journals.html.
Журнал «Главный метролог». – Режим доступа: https://www.rsk-k.ru/journals.html#gm
Журнал «Советник метролога». – Режим доступа: https://www.rsk-k.ru/journals.html#sm.
Журнал «Измерительная техника». – Режим доступа: https://www.gostinfo.ru/show.php?/izdanie/files/izmer_texn.htm.
Журнал «Мир измерений». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mi/.
Журнал «Стандарты и качество». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/stq/detail.php.
Журнал «Методы менеджмента качества». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mmq/detail.php.
Журнал «Методы оценки соответствия». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mos/detail.php.
KODA – Оборудование для измерения линейно-угловых величин, каталог. – Режим доступа: https://www.koda.ua/products/
Измерение геометрических величин | линейных | Каталог средств. – Режим доступа: https://www.pribor-s.ru/
ПромКомплектИнжиниринг: Измерительные приборы и средства измерений, поставка КИП и А, каталог. – Режим доступа: https://pki-pribor.ru/index.php
MITUTOYO – измерительный инструмент, каталог. – Режим доступа: https://mitutoyo.su/
Средства измерения, измерительные приборы и измерительный инструмент в Беларусии, каталог. – Режим доступа: https://meritel.by/
О компании Mahr: Мир Cтаночника, каталог. – Режим доступа: https://mirstan.ru/?page=mahr
Mahr измерительная техника для производства, каталог. – Режим доступа: https://www.mahr.com/index.php?NodeID=0
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Набор плакатов и планшетов по основным темам и разделам дисциплины.
Комплекты ГОСТов, РД, МИ и других нормативных документов по соответствующим темам и разделам дисциплины.
Специализированная лаборатория, оснащенная плакатами и планшетами, основными приборы: штенгенприборы, микрометрические приборы, индикаторы, лекальные линейки, маятниковые угломеры, наборы плоскопараллельных концевых мер длины, образцы шероховатости, вспомогательные измерительные средства.
Рабочая программа дисциплины
«Прикладная метрология»
Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.
Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.
ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.
Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.