Утверждаю. Проректор по образовательной политике

Проректор по образовательной политике

____________ В.Я. Шевченко

«___»______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Прикладная метрология»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям)

профиля подготовки «Машиностроение и материалообработка»

профилизации «Сертификация, метрология и управление качеством в
машиностроении»

Екатеринбург

РГППУ


Рабочая программа дисциплины «Прикладная метрология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012. 29 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение (по отраслям).

Авторы: доцент, канд. пед. наук М.А. Черепанов
  старший преподаватель С.А. Башкова
     
     
Рецензент: канд. техн. наук, доц. З.н. Бабушкина

Одобрена на заседании кафедры материаловедения, технологии контроля в машиностроении методики профессионального обучения. Протокол от 09.10.2012 г. № 3.

Заведующая кафедрой материаловедения, технологии контроля в машиностроении и методики профессионального обучения   Б.Н. Гузанов

Рекомендована к печати методической комиссией Машиностроительного института РГППУ. Протокол от 10.10.2012 г. № 2.

Председатель методической комиссии МаИ   А.В. Песков
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор МаИ   А.А. Жученко

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2012

© М.А.Черепанов, С.А. Башкова, 2012

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины является подготовка студентов к практической метрологической деятельности, а также формирование информационной основы для эффективного осуществления профессионально-педагогической деятельности в системе профессионального образования по профессиям, связанным с метрологическим обеспечением.

Задачи дисциплины:

– расширить и закрепить знания в области теоретической метрологии;

– получить теоретические знания и практические навыки по нормативно-правовым основам выполнения метрологических работ, деятельности метрологических служб, применения правовых средств за нарушение метрологических правил и норм;

– получение практических навыков по основным видам метрологической деятельности.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс предусматривает изучение основ прикладной метрологии. Первый раздел курса – теоретические основы метрологии включает темы, посвященные объектам измерений, погрешностям измерений, средствам измерений и методикам выполнения измерений. Второй раздел курса – законодательные аспекты в прикладной метрологии, освящает темы, связанные со структурой и функциями метрологической службы и нормативно-правовой базой метрологии. Третий раздел курса – практическая метрология, раскрывает основные виды метрологической деятельности метролога.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Физика»:

Знания: основные физические явления и основные законы физики; границы их применимости, применение законов в важнейших практических приложениях; основные физические величины и физические константы, их определение, смысл, способы и единицы их измерения; фундаментальные физические опыты и их роль в развитии науки; назначение и принципы действия важнейших физических приборов.

Умения: объяснить основные наблюдаемые природные и техногенные явления и эффекты с позиций фундаментальных физических взаимодействий; указать, какие законы описывают данное явление или эффект; истолковывать смысл физических величин и понятий; записывать уравнения для физических величин в системе СИ; работать с приборами и оборудованием современной физической лаборатории; использовать различные методики физических измерений и обработки экспериментальных данных; использовать методы адекватного физического и математического моделирования, а также применять методы физико-математического анализа к решению конкретных естественнонаучных и технических проблем.

Владения: использования основных общефизических законов и принципов в важнейших практических приложениях; применения основных методов физико-математического анализа для решения естественнонаучных задач; правильной эксплуатации основных приборов и оборудования современной физической лаборатории; обработки и интерпретирования результатов эксперимента; использования методов физического моделирования в инженерной практике.

2.2. Из курса «Математика»:

Знания: основные математические модели и задачи, а также методы их решения основные этапы развития математики; основные методы математического исследования, основные области приложения рассматриваемых моделей

Умения: свободно оперировать основными математическими понятиями и категориями, строить алгоритмы решения задач, связанных с основными математическими моделями использовать численные методы решения математических задач с использованием программных средств компьютеров, проводить анализ решений задач, доказывать несложные математические утверждения

Владения: основами математического моделирования

2.3. Из курса «Химия»:

Знания: фундаментальные разделы химии; основные химические законы и теории; термодинамические и кинетические закономерности химических процессов.

Умения: использовать фундаментальные понятия и законы химии для решения различных задач, в том числе прикладных; проводить расчеты концентрации растворов различных соединений; критически оценивать информацию на основе научного подхода; логически верно, аргументировано и ясно определять позицию при решении профессиональных и других проблем; пользоваться периодической системой элементов; определять возможность и направление протекания химических реакций; выбирать способы изменения скорости и направления химических реакций; проводить экспериментальную работу и правильно оформлять результаты эксперимента.

Владения: навыками выполнения химических лабораторных операций; методами научного мышления; способностью к восприятию, обобщению и анализу информации.

2.4. Из курса «Компьютерные технологии в инженерном проектировании

Знания: Перспективы развития инженерного проектирования Основы и особенности автоматизации инженерного проектирования Основные программные пакеты для инженерного проектирования Проблемы и направления развития компьютерных технологий в инженерном проектировании изделий машиностроения Особенности проектирования процессов и изделий в машиностроении.

Умения: Самостоятельно работать с технической и справочной литературой Самостоятельно работать с технической и справочной литературой Уметь строить чертежи и модели изделий машиностроения Использовать современные средства автоматизации проектирования Подбирать необходимые методы и программы для проектирования изделий и обучения рабочих

Владения: Методикой поиска информации с использованием ресурсов Интернет Методикой поиска информации с использованием ресурсов Интернет Методикой и программными средствами проектирования Приемами и методикой проектирования в современных компьютерных системах Методикой и программными средствами проектирования

2.5. Из курса «Нормирование точности и технические измерения»:

Знания: основные государственные акты и нормативно-технические документы по метрологии, стандартизации и взаимозаменяемости; положения о взаимозаменяемости и системах допусков и посадок в машиностроении; основы метрологического обеспечения производства; теорию измерений; систему допусков и посадок для типовых соединений в машинах и принципах ее построения; методы и средства измерения основных физических величин; систему нормирования параметров шероховатости, отклонений формы и расположения поверхностей.

Умения: применять стандарты и технические условия для решения практических задач взаимозаменяемости, стандартизации; пользоваться измерительными приборами для измерения основных физических величин; обрабатывать результаты измерений статистическими методами; уметь работать со справочной, технической и технологической документацией; читать на чертежах обозначения отклонений формы, расположения и шероховатости поверхностей, требования к точности изготовления деталей.

Владения: современными основами технических измерений и методами оценки погрешностей измерений; практическими навыками работы с измерительными средствами, измерительной информацией и стандартами.

2.6. Из курса «Прикладная экономика»:

Знания: содержание нормативных, методических материалов и законодательных актов по вопросам экономики организаций (предприятий), виды предприятий их организационно-правовые формы; ресурсы предприятия и основные факторы производственной деятельности, методы оценки затрат производственных ресурсов, измерения результатов деятельности предприятия и определения эффективности производства; формы и направления стимулирования деятельности организации (предприятия).

Умения: выполнять расчеты экономических показателей, учитывая их взаимосвязь и взаимозависимость; выявлять основные факторы, определяющие направления и результаты деятельности предприятия; оценивать затраты и измерять отдачу производственных ресурсов, определять эффективность предлагаемых мероприятий и принимаемых решений; оценивать эффективность производства и уровень экономического состояния предприятия.

Владения: технологиями работы с различного рода источниками информации; методами и приемами проведения соответствующих расчетов и принятия управленческих решений.

2.7. Из курса «Теоретическая механика»:

Знания: условия равновесия статики; способы определения и преобразования сил и моментов; основные законы механики; основные теоремы механики; принципы сведения динамической системы к равновесному состоянию; виды движения, скорости и ускорения точек и твёрдых тел; связь кинематических, силовых и энергетических характеристик для различных видов и стадий движения.

Умения: выбирать расчетную схему; определять и производить действия с силами и моментами сил; составлять и решать уравнения равновесия в различных формах их представления; определять центр тяжести тел и моменты инерции тел типовой формы; определять скорости и ускорения точек и тел; составлять и решать уравнения движения для случая плоского движения.

Владения: методикой приведенияпроизвольной системы сил к главному вектору и главному моменту; методикой использования условий равновесия; методами определения скоростей и ускорений точек и тел для простых и сложных видов движения; методикой определения инерционных нагрузок.

2.8. Из курса «Сертификация систем качества»:

Знания: нормативно-правовую базу области сертификации производств и систем качества; цели, принципы, участников и этапы работ при оценке производства и сертификации систем качества; формы оценки производств; порядок сертификации производств и систем качества; правила сертификации производств и систем качества; документы, оформляемые при оценке производства и сертификации систем качества.

Умения: отслеживать изменение законодательной базы и практики оценки производства и сертификации систем качества; актуализировать документы, регламентирующие процесс сертификации систем качества и производств; выбирать форму оценки производства; выбрать систему сертификации систем качества, орган по сертификации; собирать информацию для оформления заявки в орган по сертификации; оформлять документы при оценке производства и сертификации систем качества; анализировать документацию в процессе сертификации систем качества и производств; ориентироваться в базах нормативно-технической документации; осуществлять поиск научно-технической информации по вопросам сертификации систем качества.

Владения: навыками поиска информации о технических регламентах и документах по оценке производств и сертификации систем качества в сети Internet, справочных правовых системах, периодической печати; приемами выбора систем сертификации систем качества; методикой поиска необходимого органа по сертификации; ПК на уровне пользователя.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной: методики измерения качества продукции и услуг; метрологическое обеспечение технологических процессов в машиностроении; технический контроль в машиностроении; приборы и автоматы для контроля точности и качества; современные концепции управления качеством; методы и средства измерений, испытаний и контроля и др.

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных и практических занятий, выполнение контрольной и курсовой работ для студентов очной и заочной формы обучения. Особое место в овладении курсом отводится самостоятельной работе студентов.

Курс «Прикладная метрология» общим объемом 80 (40-20-20) часов изучается в течение шестого семестра у студентов очной и заочной с сокращенным сроком форм обучения, в течение восьмого и девятого семестра у студентов с полным сроком заочного обучения. Курс завершается выполнением курсовой работы и сдачей экзамена. Обязательным условием допуска студента к экзамену является посещение курса лекций, выполнение всех лабораторных и практических работ с предоставлением отчетов об их выполнении, зачтенной контрольной и курсовой работ.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Данная учебная дисциплина входит в профессиональный цикл в вариативную часть. Дисциплина «Прикладная метрология» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных по направлению подготовки 051000.62 Профессиональное обучение:

Общекультурные компетенции (общенаучные, инструментальные, социально-личностные) (ОК):

– способен проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОК-5);

– готов к позитивному, доброжелательному стилю общения (ОК-8);

– владеет нормами педагогических отношений профессионально-педагогической деятельности при проектировании и осуществлении образовательного процесса, направленного на подготовку рабочих (специалистов) (ОК-9);

– владеет технологией научного исследования (ОК-19);

– способен самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОК-23);

– способен обосновать профессионально-педагогические действия (ОК-25);

– готов анализировать информацию для решения проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОК-27).

Профессиональные компетенции (общепрофессиональные, пофессионально-специализированные) (ПК):

– способен выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих (специалистов) (ПК-1);

– способен развивать профессионально важные и значимые качества личности будущего рабочего (специалиста) (ПК-2);

– способен организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

– готов к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

– способен проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов) (ПК-16);

– готов к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов) (ПК-20);

– готов к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, специалистов (ПК-21);

– обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31);

– готов к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);

– готов к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35).

ПСК 1. Готов участвовать в разработке и реализации технологических процессов обработки и контроля деталей машин и механизмов в процессе обучения рабочего (специалиста) в области технического регулирования соответствующего квалификационного уровня:

– готов участвовать в разработке (проектировании) технологических процессов обработки и контроля деталей машин и механизмов (ПСК-1.2);

– способен участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации машиностроительного производства (ПСК-1.3);

– способен участвовать в организации эффективного контроля качества материалов, технологических процессов, машиностроительной продукции (ПСК-1.4);

– способен принимать участие в работах по расчету и проектированию деталей и узлов разрабатываемых средств измерений, испытаний и контроля (ПСК-1.5);

– владеет современными методами контроля за производством, эксплуатацией, ремонтом и испытаниями стандартизованных и унифицированных изделий (ПСК-1.7);

– способен участвовать в организации рабочих мест, мест контроля, их технического оснащения, размещения оборудования (ПСК-1.8).

ПСК 2. Способен участвовать в практическом освоении систем управления качеством на предприятии и в образовательном учреждении:

– готов изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт в области технического регулирования, метрологии и управления качеством (ПСК-2.2);

– владеет способами оценки уровня брака и анализа причин его возникновения (ПСК-2.3);

– готов принимать участие в работах по составлению научных отчетов по выполненному заданию и во внедрении результатов исследований и разработок в области технического регулирования, метрологии, технического контроля и управления качеством (ПСК-2.7).

ПСК 3.Способен участвовать в выполнении заданий по разработке, пересмотру, актуализации и применению нормативных документов в сфере технического регулирования и управления качеством в процессе обучения рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня:

– готов осуществлять проверку и контроль выполнения требований стандартов, технических условий и другой нормативной документации по обеспечению качества продукции, в том числе, в процессе подготовки по рабочей профессии (ПСК-3.1);

– способен оформлять техническую, технологическую и организационно-распорядительную документацию по установленным нормам (ПСК-3.2);

– готов осуществлять экспертизу нормативной и технической документации (ПСК-3.3);

– способен определять номенклатуру измеряемых и контролируемых параметров продукции и технологических процессов, устанавливать оптимальные нормы точности измерений, достоверности контроля, выбирать средства измерений и контроля (ПСК-3.4);

– способен актуализировать базы нормативной документации по вопросам технического регулирования и метрологии на предприятии (в организации) (ПСК-3.5);

ПСК 4. Готов выполнять работы по метрологическому обеспечению производства и образовательного учреждения:

– способен участвовать в разработке планов, программ и методик выполнения измерений, испытаний и контроля, инструкций по эксплуатации оборудования и других текстовых документов, входящих в состав конструкторской, технологической документации и документации системы качества (ПСК-4.1);

– способен участвовать в процессах проведения поверки, калибровки и ремонта средств измерений, испытаний и контроля (ПСК-4.2);

– готов к анализу состояния измерений, испытаний и контроля на предприятии (в организации) (ПСК-4.3);

– готов участвовать в разработке метрологического обеспечения производства (организации) (ПСК-4.4);

– готов производить сбор и анализ исходных информационных данных для проектирования средств измерения, контроля и испытаний (ПСК-4.5).

ПСК 5. Готов участвовать в подготовке и проведении оценки соответствия:

– готов участвовать в подготовке и проведении сертификации продукции, технологических процессов, услуг, систем качества, производств (ПСК-5.2);

– готов участвовать в подготовке к аккредитации измерительных и испытательных лабораторий (ПСК-5.3).

В процессе подготовки обучающийся может приобрести другие (специальные) компетенции, связанные с конкретной магистерской программой его подготовки.

По окончании изучения курса студент должен:

В результате усвоения дисциплины студент должен:

· иметь представление:

– об истории, современном состоянии и проблемах метрологии;

– о современных этапах развития метрологии;

– о законах, регламентирующих метрологическую деятельность и роли законодательной метрологии в общей системе обеспечения единства измерений и управления качеством продукции;

– об основах теоретической метрологии;

– об организационных основах государственной метрологической службы;

– об организационных и методических основах создания метрологической экспертизе нормативно-технической документации и метрологической аттестации средств измерений;

– о теории измерений, измерительных шкалах, принципах обеспечения единства и точности измерений, системе единиц физических величин, методах передачи размера физической единицы от эталона к рабочему средству;

– о государственном реестре эталонов и средств измерений, госиспытаниях, поверке и калибровке средств измерений;

– о международных организациях по метрологии.

· знать:

– термины и определения в области метрологии;

– правовые нормы в области метрологии;

– функции государственной и ведомственной метрологических служб;

– теоретические положения деятельности по метрологии, принципах и методике построения и правила пользования стандартами, ГОСТами, методиками выполнения измерений и методическими инструкциями на поверку средств измерений;

– современные методы и средства измерений физических величин;

– о региональных организациях по метрологии;

– структуру метрологической службы на предприятии (организации), права и обязанности специалиста по метрологии.

· уметь:

– применять метрологические правила, требования и нормы в соответствии с нормативно-технической документацией;

– применять правовые средства за нарушение метрологических правил и норм;

– производить поверку и калибровку средств измерений;

– применять методы обработки и анализа достоверности результатов измерений, испытаний, контроля;

– производить выбор средств измерений;

– проводить анализ и оценку состояния измерений, метрологическую экспертизу нормативно-технической документации;

– работать со справочной, технической и технологической документацией.

· владеть:

– методиками выполнения измерений для различных средств измерений;

– навыками инженерных расчетов.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы Форма обучения (срок обучения)
Очная
полный срок обучения сокращённый срок обучения
Всего зачётных единиц (часов) Семестр Всего зачётных единиц (часов) Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины 5,0 (180) 6-й 5,0 (180) 3-й
Аудиторные занятия   2,22 (80)   0,88 (32)
лекции   1,10 (40)   0,44 (16)
практические занятия   0,56 (20)  
лабораторные работы   0,56 (20)   0,44 (16)
другие виды аудиторных занятий   – (–)   – (–)
Самостоятельная работа   2,78 (100)   2,11 (76)
изучение теоретического курса   0,56 (20)   0,39 (14)
курсовая работа   2,00 (72)   1,50 (54)
домашние задания        
подготовка к экзамену   0,22 (8)   0,22 (8)
Вид итогового контроля   Экзамен   Экзамен
Вид учебной работы Форма обучения (срок обучения)
Заочная
полный срок обучения сокращённый срок обучения
Всего зачёт­ных единиц (часов) Семестр Всего зачёт­ных единиц (часов) Семестр
Общая трудоёмкость дисциплины 5,0 (180) 5-й 6-й 7-й 5 (180) 3-й 4-й
Аудиторные занятия 0,88 (32)       0,56 (20)    
лекции 0,56 (20) 0,56 (2) 0,28 (10) 0,22 (8) 0,28 (10) 0,17 (6) 0,11 (4)
практические занятия 0,32 (12) – (–) 0,17 (6) 0,17 (6) 0,17 (6)   0,17 (6)
лабораторные работы   – (–) – (–) – (–) 0,11 (4)   0,11 (4)
другие виды аудиторных занятий   – (–) – (–) – (–)   – (–) – (–)
Самостоятельная работа 4,12 (148)       2,44 (88)    
изучение теоретического курса 0,62 (22)   0,28 (10) 0,34 (12) 0,94 (34)   0,94 (34)
курсовая работа 2,5 (90)     2,5 (90) 1,50 (54)   1,50 (54)
домашние задания (контрольная работа) 1,0 (36)   1,0 (36)     – (–) – (–)
подготовка к экзамену     0,22 (8) 0,22 (8)     0,22 (8)
Вид итогового контроля     Зачёт Экза­мен     Экза­мен

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС Консультации
1. Введение             Еженед. Собесед. – 1
2. Раздел 1. Теоретические основы метрологии                
3. 1.1 Основные понятия и термины             Еженед. Собесед. – 1
4. 1.2 Объекты измерений и их меры             Еженед. Собесед. – 1
5. 1.3 Погрешности измерений   2,3,4         Еженед. Собесед. – 2
6. 1.4 Метрологические средства измерений   5,6         Еженед. Собесед. – 3
7. 1.5. Рабочие средства измерений   5, 7, 8, 9, 10         Еженед. Собесед. –4,5; Участие в практ. занятии – 5.
8. Раздел 2. Законодательные аспекты в прикладной метрологии                
9. 2.1 Законодательство РФ по метрологии   10, 11         Еженед. Собесед. – 6; Участие в практ. занятии – 6.
10. 2.2 Государственная система обеспечения единства измерений             Еженед. Собесед. – 7
11. 2.3 Метрологические службы и организации             Еженед. Собесед. – 8
12. 2.4 Государственный метрологический надзор             Еженед. Собесед. – 9
13. 2.5 Российская система калибровки (РСК)             Еженед. Собесед. – 10
14. 2.6 Метрологические сотрудничество в области метрологии   13, 14         Еженед. Собесед. – 11, 12
15. Раздел 3. Практическая метрология                
16. 3.1. Анализ состояния измерений             Еженед. Собесед. – 13
17. 3.2 Метрологическая экспертиза   15, 16         Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 14.
18. 3.3 Разработка, аттестация и контроль реализаций методик выполнения измерений   15, 17         Еженед. Собесед. – 15; Участие в практ. занятии – 15.
19. 3.4 Испытания СИ             Еженед. Собесед. – 16
20. 3.5 Метрологическая аттестация СИ             Еженед. Собесед. – 17
21. 3.6 Поверка (калибровка) средств измерений             Еженед. Собесед. – 18; Участие в практ. занятии – 18.
22. 3.7 Метрологическое обеспечение машиностроительного производства             Еженед. Собесед. – 19
23. 3.8 Метрологические службы юридических лиц и индивидуальных предприятий             Еженед. Собесед. – 20
Итого за 6 семестр           Экзамен, курсовая работа
 
Всего за курс            
   

4.3. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
     
  Введение Структура курса, его взаимосвязь с другими дисциплинами. Предмет и задачи дисциплины. Основные этапы развития метрологии. Взаимосвязь теоретической, законодательной и практической метрологии. Особенности современного этапа развития прикладной метрологии. Составляющие современной метрологии. Перспективы развития метрологии.
1. Теоретические основы метрологии
1.1. Основные понятия и термины. Классификация физических величин. Измерение. Средство измерений. Мера. Эталон единицы физической величины. Метрологические и рабочие средства измерений. Методы измерений. Контроль, измерение и испытание средств измерений.

Продолжение таблицы

     
1.2. Объекты измерений и их меры. Объекты измерений. Классификация объектов измерений. Измерения и их классификация. Области и виды измерений. Основные характеристики измерений. Методы, условия и формы записи результата измерений. Нестандартизованные методы измерений. Измеряемые величины. Качественные и количественные характеристики измеряемых величин. Качество измерений. Шкалы измерений. Физическая величина. Размерность физической величины. Понятие размерности. Система физических величин и их единиц. Классификация физических величин. Международная система СИ: разновидности, достоинства, исторические закономерности.
1.3. Погрешности измерений. Погрешности измерений, их классификация. Профилактика погрешностей. Составляющие погрешности измерений: разновидности, класси­фикация. Методика выявления характера погреш­ностей. Пути уменьшения случайной погрешнос­ти. Обработка результатов измерений: этапы.
1.4 Метрологические средства измерений. Понятие о средстве измерений. Виды средств измерений, их классификация. Показатели качества и метрологическая надежность средств измерений. Метрологические характеристики средств измерений и их нормирование (модели). Выбор средств измерений. Принципы выбора средств измерений. Погрешности средств измерений. Класс точности средств измерений. Формулы вычисления погрешностей и обозначение классов точности средств измерений. Понятие об эталонах. Классификация и виды эталонов. Образцовые средства измерений. Меры длины. Плоскопараллельные концевые меры длины. Штриховые меры длины. Угловые призматические меры. Стандартные и образцы аттестованные смеси. Понятие о поверке и калибровке средств измерений. Периодичность поверки средств измерений. Понятие о поверочной схеме. Поверочная схема как средство передачи единиц от эталона к рабочим средствам измерений.

Продолжение таблицы

     
1.5 Рабочие средства измерений Понятие о рабочих средствах измерений. Средства измерений и контроля валов и отверстий. Штангенприборы. Микрометрические приборы. Средства измерений резьбовых изделий и соединений. Средства измерений углов и конусов. Назначение, конструктивные особенности, виды, типоразмеры. Формы записи в технической документации.
2. Законодательные аспекты в прикладной метрологии
2.1. Законодательство Российской Федерации по метрологии Законы, постановления Правительства и другие подзаконные акты Российской Федерации в области единства измерений, их содержание. Новое в законодательстве страны по метрологии. Основные положения Закона Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений». Применение правовых средств за нарушение метрологических правил и норм. Организация работы по применению правовых средств. Виды правовых норм и документы, регламентирующие порядок их применения.
2.2. Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Объекты ГСИ: общие правила, нормы, положения и требования ГСИ; государственные поверочные схемы; методики поверки средств измерений; методики выполнения измерений. Документы ГСИ, составляющие нормативную основу ГСИ. Состав и структура ГСИ.
2.3. Метрологические службы и организации Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт): задачи, структура, функции. Государственная метрологическая служба (ГМС): состав, задачи и функции. Положение о государственных научных метрологических центрах (ГНМЦ) и органах ГМС на территории РФ. Виды и формы метрологической деятельности научно-исследовательских институ­тов и научно-производственных объединений Росстандарта. Деятельность территориальных органов ГМС. обеспечением, внедрением стандартов, технических условий за качеством выпускаемой продукции: формы, содержание, организация, планирование, оформление результатов. Государственный надзор за метро­логическим обеспечением, внедрением стандар­тов, технических условий за качеством выпус­каемой продукции: формы, содержание, организа­ция, планирование, оформление результатов.

Продолжение таблицы

     
    Метрологические службы государственных органов управления, юридических и физических лиц: структура, задачи, функции, обязанности, права.
2.4. Государственный метрологический надзор Понятие о государственном метрологическом надзоре. Объекты и виды государственного метрологического надзора, сферы его распространения. Права, обязанность и ответственность государственных инспекторов.
2.5. Российская система калибровки (РСК). Российская система калибровки (РСК): цели и задачи, предмет деятельности, функции, структура и нормативная база. Документы, определяющие функции, права и обязанности субъектов РСК, их назначение и содержание. Положение об аккредитации калибровочных лабораторий, контроль за выполнением требований,
2.6. Международное сотрудничество в области метрологии Метрология в странах СНГ, Европы и Мира. Международные организации по метрологии и их деятельность. Международные нормативные документы по метрологии, сферы действия и распространения.
3. Практическая метрология
3.1. Анализ состояний измерений на предприятии. Понятие об анализе состояний измерений, испытаний и контроля. Цель анализа, его содержание и направленность. Объекты и основные вопросы, рассматриваемые при анализе состояния измерений. Организация и порядок проведения анализа состояния измерений. Проведение анализа на предприятии за состоянием нормативной, технической документации и оснащением производственного процесса средствами и методами измерений. Оформление результатов анализа. предъявляемых к аккредитованным лабораториям.
3.2. Метрологическая экспертиза Метрологическая экспертиза (МЭ) как вид метрологической деятельности: цели, задачи, ее виды. Объекты МЭ, содержание и условия проведения МЭ.

Продолжение таблицы

     
3.3. Разработка, аттестация и контроль реализаций методик выполнения измерений Методика выполнения измерений (МВИ): понятие, назначение. Типовые и рабочие (индивидуальные) МВИ, применяемые в них средства измерений. Требования к построению МВИ: основные этапы разработки, содержание, исходные данные для разработки, выбор метода и средств измерений. Аттестация МВИ, основные способы аттестации, условия их применения. Оформление результатов разработки МВИ, виды документов.
3.4. Испытания средств измерений Цели и задачи испытаний средств измерений. Нормативная документация, регламентирующая испытания средств измерений. Основные положения действующей системы испытаний. Государственный реестр средств измерений. Роль, задачи, права и обязанности метрологических органов при планировании, организации, проведении и оформлении результатов испытаний средств измерений. Испытания средств измерений: программа испытаний, ее содержание, организация, порядок проведения испытаний, оформление и использование их результатов, особенности проведения для различных категорий средств измерения. Органы, проводящие испытания средств измерений. Система сертификации средств измерений: цели, задачи, функции, структура.
3.5. Метрологическая аттестация средств измерений. Метрологическая аттестация средств измерений: цели, задачи, объекты, разновидности и основные этапы аттестации. Структура программы аттестации. Перечень необходимой документации, предъявляемой на аттестацию СИ. Оформление результатов аттестации. Единичный экземпляр: понятие, процесс испытания и утверждения типа. Условия для разработки или закупки за границей единичных экземпляров, основные задачи и сущность метрологического обеспечения разработки, изготовления и эксплуатации средств измерений. Аттестация СИ: виды, особенности, основные задачи.

Продолжение таблицы

     
3.6. Поверка (калибровка) средств измерений. Поверка (калибровка) средств измерений: цель, задачи и место в системе обеспечения единства измерений. Средства измерения, подлежащие поверке. Виды и методы поверки. Средства измерений, не подлежащие поверке. Метрологическая надежность средств измерений. Периодичность поверки средств измерений. Межповерочный интервал: виды, пути определения, выбор конкретного метода. Нормативно-техническая база поверки (калибровки). Операции поверки средств измерений. Основные требования к организации и порядку проведения и оформлению результатов поверки. Документы результатов поверки (калибровки). Поверочные (калибровочные) подразделения: требования к персоналу, оборудованию и помещениям. Система аккредитации лабораторий.
3.7. Метрологическое обеспечение машиностроительного производства Метрологическое обеспечение (МО) как обязательное условие достижения требуемого уровня и повышение качества продукции и эффективности машиностроительного производства. Цели, структура МО, комплекс основ системы МО. Задачи МО, решаемые на государственном уровне. МО отрасли, его задачи и содержание. МО предприятия (организации). Метрологическое обеспечение подготовки машиностроительного производства: место в комплексе мероприятий по подготовке производства, нормативная база, перечень и содержание основных работ.

Окончание таблицы

     
3.8. Метрологические службы юридических лиц и индивидуальных предприятий Контроль за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством выпускаемой продукции на предприятии. Формы, содержание, организация, планирование и оформление результатов. Функции основных подразделений метрологической службы юридического лица и индивидуальных предприятий. Взаимоотношения подразделений между собой и с органами ГМС. Метрологическая служба предприятия, основные направления ее деятельности. Служба главного метролога предприятия: поверочные и калибровочные лаборатории, подразделения по ремонту средств измерений. Специалисты в области метрологии в подразделениях отдела главного метролога: функции, задачи и формы его деятельности.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Применяются современные инновационные образовательные технологии.

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости включают в себя вопросы к практическим работам, темы докладов к каждой работе, а также темы рефератов, тесты по отдельным темам программы в связи с промежуточными аттестациями, контрольные вопросы к экзамену.

Разнообразные оценочные средства направлены на выявление качества усвоенных знаний, степени сформированности последовательного, доказательного критического мышления и рефлексии, умений оперирования понятийным аппаратом для данной дисциплины, владения методикой понимания работы с различными приборами и аппаратами.

Указанные оценочные средства, литература к каждой практической или лабораторной работе, по темам докладов и рефератов, тесты по программе представлены отдельно в виде «Методических указаний и рекомендаций к практическим или лабораторным работам» по дисциплине «Прикладная метрология», а также «Тестов» по дисциплине «Прикладная метрология».

6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

6.2. Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям

Примерные темы рефератов

1) Государственная метрологическая служба РФ

2) Государственная система обеспечения единства измерений

3) Деятельность территориальных органов Ростехрегулирования

4) Метрологическая служба государственных органов управления и юридических лиц

5) Российская система калибровки

6) Международное сотрудничество в области метрологии

7) Система аккредитации аналитических лабораторий (центров)

8) Испытания и системы сертификации средств измерений

9) Нестандартизованные средства измерений

10) Эталонная база Российской Федерации

11) Законодательство Российской Федерации в области обеспечения единства измерений

12) Теории суммирования погрешностей измерений

13) Обработка результатов измерений

14) Государственный метрологический контроль и надзор за средствами измерений

15) Физическая величина. Измерения физических величин

16) Погрешности измерений

17) Обеспечение единства измерений. Поверка и метрологическая аттестация средств измерений

18) Стандартизованные средства измерений

19) Метрология и метрологическое обеспечение

20) Эволюция определения и понятия «измерение»

21) Поверка. Результаты поверки. Документы поверки

22) Нестандартизованные методы измерений

6.3. Темы курсовых работ

«Деятельность метрологической службы на предприятии»

Целью выполнения курсовой работы является углубление и закрепление знаний по основным разделам теоретического курса, а также получение практических навыков по: метрологическому контролю и надзору на предприятии; методике проведения поверки; определение числа поверителей; разработке графиков периодической поверки средств измерений.

6.4. Задания к контрольной работе

Целью контрольной работы является выбор средства измерений для гладких наружных и внутренних поверхностей и методики выполнения измерений.

При выполнении контрольной работы необходимо:

– провести анализ требований к точности контролируемой (измеряемой) детали;

– учитывая имеющийся парк средств измерений, назначить методы и средства измерений заданных размеров детали;

– предложить методику проведения поверки выбранного средства измерения;

– формировать умения пользоваться справочной литературой, ГОСТами, правилами, рекомендациями и другой технической литературой.

6.5. Вопросы для подготовки к экзамену

Примерный перечень вопросов:

1) Предмет и задачи метрологии. Составляющие современной метрологии. Перспективы развития метрологии

2) Метрологические средства измерений. Эталоны: их виды, классификация, свойства

3) Физические свойства, величины и шкалы. Классификация физических величин

4) Метрологические средства измерений. Меры длины. ПКМД: конструкция, разновидности, классы точности. Наборы принадлежностей для ПКМД. Составление блока. Условное обозначение в НД

5) Этапы развития метрологии. Особенности современного этапа развития метрологии

6) Метрологические средства измерений. Меры длины. Штриховые меры длины: конструктивные разновидности, классы точности, условное обозначение в НД

7) Измерение физической величины. Классификация видов и методов измерений

8) Метрологические средства измерений. Угловые меры: типоразмеры, классы точности, условное обозначение в НД. Способы проверки углов с помощью угловых мер

9) Измерения физических величин. Области и виды измерений. Разница понятий: измерение, испытание и контроль

10) Метрологические средства измерений. Стандартные образцы и аттестованные смеси: назначение, виды

11) Измерение физической величины. Характеристики измерений. Качество измерений

12) Рабочие средства измерений. Средства контроля валов и отверстий: конструктивные особенности, виды, типы. Примеры обозначения в НД

13) Измерение физической величины. Методы измерений, их классификация. Нестандартизованные методы измерений

14) Рабочие средства измерений. Штангенприборы: назначение, виды и типоразмеры, обозначение в НД

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

1. Сергеев А.Г. Метрология: история, современность, перспективы: учеб. пособие. – Изд. 2-е. – М.: Логос, 2011. – 384 с.

2. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник / Сергеев А.Г., Терегеря В.В. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 820 с.

3. Метрология: учебник / Брюховец А.А. [и др.]. – М.: Форум, 2011. – 464 с.

4. Артемьев Б.Г. Метрология и метрологическое обеспечение. – М.: ФГУП «Стандартинформ», 2010. – 568 с.

5. Теоретическая метрология: учебник для вузов [Гриф Минобразования РФ]. Ч. 1. Общая теория измерений / И.Ф. Шишкин. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2010. – 190 с.

6. Метрологическое обеспечение измерений, контроля и испытаний /
В.Г. Лукашин, В.К. Гарипов. – М.: Машиностроение, 2009. – 24 с.

7. Метрологическое обеспечение производства: учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Ю.М. Правиков. – М.: Кнорус, 2009. – 237 с.

8. Метрология. Стандартизация. Сертификация: учебник для вузов [Гриф УМО] / А.В. Архипов [и др.]; под. ред. В.М. Мишина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495 с.

Дополнительная литература

6. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.

7. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация, сертификация: учеб. пособие для студентов вузов / А.Г.Сергеев, М.В.Латышев, В.В.Терегеря. – М.: ЛОГОС, 2002.– 500 с.

8. Шишкин И.Ф. Прикладная метрология: учеб. пособие для вузов. – М.: ВЗПИ, 1989.

9. Назаров К.Г. Основные понятия и математические модели в метрологии: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2001.

10. Богомолов Ю.А., Полховская Т.М., Филиппов М.Н. Основы метрологии: Ч.1. – М.: МИСИС, 2000. – 178 с.

11. Володарский В.Я. Метрология. Теория и практика. – М., 2000. – 207 с.

12. Грановский В.А. Системная метрология: метрологические системы и метрология систем. – СПб., 1995. – 360 с.

13. РМГ 29-99. Метрология. Основные термины и определения. – М.: Издательство стандартов, 2000. – 45 с.

14. РД 50-98-86. Выбор универсальных средств измерений линейных размеров до 500 мм (по применению ГОСТ 8.051-82). – М.: Издательство стандартов, 1987. – 86 с.

Нормативные и правовые акты

Закон Российской Федерации «Об обеспечении единства измерений» от 26 июня 2008 г., № 102-ФЗ. (с изм. в редакции от 28.07.2012 г.)

Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г., № 184-ФЗ. (с изм. в редакции от 28.07.2012 г.)

Периодические издания и журналы:

«Вестник Госстандарта России», «Законодательная и прикладная метрология», «Национальные стандарты», «Измерительная техника», «Мир измерений», «Стандарты и качество», «Методы оценки соответствия», «Методы менеджмента качества».

Программное обеспечение и Интернет ресурсы:

Официальный сайт Ростехрегулирования. – Режим доступа: www.gost.ru.

Каталоги стандартов и НД. – Режим доступа: www.standards.ru/catalog/gost.aspx.

Сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей. – Режим доступа: www.fcgsen.ru.

«Российская газета»: законы и постановления. – Режим доступа: www.RG.ru.

Все российские законодательные акты, СанПиН. – Режим доступа: www.referent.ru.

Общероссийская сеть распространения правовой информации. – Режим доступа: www.consultant.ru.

Библиотека технической литературы. – Режим доступа: https://delta-grup.ru/bibliot/.

Журнал «Вестник федерального агентства по техническому регулированию и метрологии». – Режим доступа: https://www.interstandart.ru/vgr.htm.

Журнал «Законодательная и прикладная метрология». – Режим доступа: https://www.rsk-k.ru/journals.html.

Журнал «Главный метролог». – Режим доступа: https://www.rsk-k.ru/journals.html#gm

Журнал «Советник метролога». – Режим доступа: https://www.rsk-k.ru/journals.html#sm.

Журнал «Измерительная техника». – Режим доступа: https://www.gostinfo.ru/show.php?/izdanie/files/izmer_texn.htm.

Журнал «Мир измерений». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mi/.

Журнал «Стандарты и качество». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/stq/detail.php.

Журнал «Методы менеджмента качества». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mmq/detail.php.

Журнал «Методы оценки соответствия». – Режим доступа: https://ria-stk.ru/mos/detail.php.

KODA – Оборудование для измерения линейно-угловых величин, каталог. – Режим доступа: https://www.koda.ua/products/

Измерение геометрических величин | линейных | Каталог средств. – Режим доступа: https://www.pribor-s.ru/

ПромКомплектИнжиниринг: Измерительные приборы и средства измерений, поставка КИП и А, каталог. – Режим доступа: https://pki-pribor.ru/index.php

MITUTOYO – измерительный инструмент, каталог. – Режим доступа: https://mitutoyo.su/

Средства измерения, измерительные приборы и измерительный инструмент в Беларусии, каталог. – Режим доступа: https://meritel.by/

О компании Mahr: Мир Cтаночника, каталог. – Режим доступа: https://mirstan.ru/?page=mahr

Mahr измерительная техника для производства, каталог. – Режим доступа: https://www.mahr.com/index.php?NodeID=0

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Набор плакатов и планшетов по основным темам и разделам дисциплины.

Комплекты ГОСТов, РД, МИ и других нормативных документов по соответствующим темам и разделам дисциплины.

Специализированная лаборатория, оснащенная плакатами и планшетами, основными приборы: штенгенприборы, микрометрические приборы, индикаторы, лекальные линейки, маятниковые угломеры, наборы плоскопараллельных концевых мер длины, образцы шероховатости, вспомогательные измерительные средства.


 

Рабочая программа дисциплины

«Прикладная метрология»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: