Практические задания. 1. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский, выражая взгляды своего времени, утверждал, что « мудрость состоит в том

1. Древнегреческий философ Гераклит Эфесский, выражая взгляды своего времени, утверждал, что «…мудрость состоит в том, чтобы говорить правду и действовать в согласии с природой, ей внимая». В эпоху Просвещения известный французский мыслитель Ж.А. Кондорсе писал о том, что «…природа не определила никаких границ совершенствованию человеческих способностей, … прогресс… независимо ни от каких сил, которые хотели бы его задержать, является ограниченным лишь существованием нашей земли, куда забросила нас природа». В период укрепления идеологии индустриального общества К. Маркс заявлял: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню». В ХХ веке, в эпоху динамичного развития научно-технической мощи В.И. Вернадский писал: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». Проанализируйте высказывания представленных здесь мыслителей в контексте мироощущения той эпохи, которую каждый из них представлял. Кто из известных вам философов по своим убеждениям близок к их взглядам? Как изменялось отношение людей к природе? На каком этапе прозвучало предостережение человечеству?

2. Крупнейший русский ученый В.И. Вернадский, размышляя о масштабах деятельности человечества и перспективах его развития, утверждал: «В ХХ веке впервые в истории Земли человек узнал и охватил всю биосферу. Человечество стало единым целым... И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества… Это новое состояние биосферы, к которому мы … приближаемся, и есть «ноосфера». Другой представитель русского космизма А.Л. Чижевский, рассматривая проблему взаимоотношения человека с окружающим пространством, писал: «Всегда, от начала веков, как в бурные, так и мирные эпохи своего существования, живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей – оно связано с атомами природы всеми атомами своего существа. Так, колебания атмосферного давления, степень влажности воздуха, температура, количество солнечного света и т.д. вызывают колебания в состоянии многих функций нашего организма, нашего нервного тонуса, … в конце концов отражаясь на нашем поведении… Мощные взаимодействующие силы исходят из космического пространства. Солнце, Луна, планеты и бесконечное число небесных тел связаны с Землёй невидимыми узами… силами тяготения,… их… положение… влияет на распределение и напряжённость электрических и магнитных сил Земли. Но наибольшее влияние на физическую и органическую жизнь Земли оказывают радиации, направляющиеся к Земле со всех сторон Вселенной… Наука бесконечно широко раздвигает границы нашего непосредственного восприятия природы и нашего мироощущения. Не Земля, а космические просторы становятся нашей родиной, … ибо жить – это значит пропускать сквозь себя поток космической энергии в кинетической её форме… Солнце… для наших предков… было... мощным богом, дарующим жизнь, светлым гением, возбуждающим умы. Вся мифология древних проникнута слепящей символикой солнечного луча! Интуиция наших предков привела их к тому же заключению, что и завоевания науки!… Космическое и солярное излучения,… электрические и магнитные явления в земной атмосфере и её коре, влияющие на жизнь биосферы, стоят вне поля зрения медицины. Как отстала она от современной астрономии, астрофизики, геофизики и т.д. Древние врачи отличались большой широтой…». Какие аспекты во взаимоотношениях между природой и культурой затрагивают оба мыслителя? Какое название получили их научные теории? Какие проблемы они поднимают в своём творчестве?

3. Вопрос о соотношении культуры и цивилизации находился в центре исследовательской деятельности многих мыслителей. В частности, французский ученый Ф. Бродель, изучая процесс развития западной экономики и капитализма, писал: «Культура – это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста». Немецкий философ О. Шпенглер считал, что культура рождается, когда в народе пробуждается душа к самосознанию. Но, «когда эта душа осуществила уже полную сумму своих возможностей в виде … языков, вероучений, искусств, государств, наук,… как вся полнота внутренних возможностей завершена и осуществлена вовне,… культура… отмирает,… она становится цивилизацией». Немецко-французский мыслитель А. Швейцер, по-своему подходя к решению данной проблемы, писал: «Попытки провести различие между культурой и цивилизаций предопределены желанием узаконить наряду с понятием этической культуры понятие неэтической культуры и прикрыть последнее историческим термином. Однако ничто в истории слова «цивилизация» не оправдывает такого намерения. Слово это в соответствии со своим традиционным употреблением означает то же, что и «культура», т.е. эволюцию людей к более высокой организации и более высокой нравственности. В некоторых языках предпочтение отдаётся первому термину, в некоторых - второму. Немец говорит только о культуре, француз – о цивилизации. Но подчёркивание различия в значении обоих терминов не оправдано ни лингвистически, ни исторически. Нужно говорить об этической или неэтической культуре или об этической и неэтической цивилизации, а не о культуре и цивилизации». Наконец Н.А. Бердяев, анализируя проблему соотношения цивилизации и культуры, утверждал, что «…различие культуры и цивилизации стало популярным со времени Шпенглера, но оно не есть его изобретение. Терминология тут условна. Французы, например, предпочитают слово цивилизация, понимая под этим культуру, немцы предпочитают слово культура. Русские раньше употребляли слово цивилизация, а с начала ХХ века отдали предпочтение слову культура. Но славянофилы, К. Леонтьев, Достоевский и др. уже отлично понимали различие между культурой и цивилизацией. Ошибка Шпенглера заключалась в том, что он придал чисто хронологический смысл словам цивилизация и культура и увидел в них смену эпох. Между тем как всегда будут существовать культура и цивилизация … Латинское слово цивилизация указывает на социальный характер указываемого этим словом процесса. Цивилизацией нужно обозначать … социально-коллективный процесс, культурой же – процесс более индивидуальный и идущий в глубь…, культура… более связана с личностью и духом… Мы говорим духовная культура, но не говорим духовная цивилизация… Эпохой цивилизации по преимуществу можно назвать такую.., в которой преобладающее значение получают массы и техника… Но и в эпоху цивилизации существует культура, как и в эпоху культуры существует цивилизация». Опираясь на эти высказывания, а также на содержание работ указанных философов в целом, объясните, каким образом они раскрывают отношения между культурой и цивилизацией? На какие особенности человеческого развития они обращают внимание? Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Приведите примеры в защиту своей аргументации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: