Вопрос 1. Урок и лекция как организационно-методические формы обучения

Урок и лекция – это система передачи информации для формирования экономических знаний, экономического мышления и поведения в реальной жизни. В процессе педагогической практики каждый студент должен подготовить и провести в школе или другом учебном заведении несколько уроков.

В соответствии с традиционной педагогикой, урок – это такая организационная форма учебной работы в школе, при которой учитель в рамках точно установленного времени с постоянным составом учеников одного возраста по твердому расписанию решает определенные учебно-воспитательные задачи.

По дидактическим целям и использованию тех или иных педагогических средств выделяют следующие типы уроков:

- урок усвоения научных знаний и знаний о способах деятельности;

- урок усвоения практических способов деятельности;

- урок контроля и оценки уровня усвоения знаний;

- комбинированный урок.

Урок позволяет реализовать все этапы процесса обучения:

1) усвоение новых знаний и умений4

2) совершенствование знаний и умений;

3) использование знаний и умений;

4) проверка знаний и умений.

Лекция означает чтение. Выделяют следующие положительные свойства лекции:

1) лекция в сравнении с учебниками имеет значительно большие возможности учета специфики аудитории;

2) живое слово, интонации, мимика, жесты преподавателя создают неповторимую эмоциональную окраску, оказывают эмоциональное влияние на слушателя;

3) прямой контакт с аудиторией усиливает внимание слушателей;

4) во время лекции возможна критическая оценка материала;

5) лекция дает возможность экономить время;

6) лекция активизирует преподавателя;

7) лекция имеет особенное профессиональное педагогическое значение для тех студентов, которые готовятся к профессиональной деятельности преподавателя.

Общим между уроком и лекцией является то, что это формы организации обучения и формы передачи учебной информации.

По структуре уроки и лекции делятся на: вступительные, тематические, заключительные, обзорные установочные (см. рисунок).

Лекция (урок) дает начало процессу обучения, определяет пути осуществления всех видов и форм обучения и устанавливает их взаимосвязь.

Качество лекции (урока) зависит от теоретического уровня, методики изложения базовых теоретических положений, четкого представления о соотношении необходимой и излишней информации и т.д.

Критерием профессиональной подготовки преподавателя является умение:

- четко определить цель изложения курса;

- разработать взаимосвязи тем и разделов курса;

- определить объем основных знаний и умений по каждой теме;

- помочь ученикам освоить учебный материал.

Таким образом, основное назначение как лекции, так и урока – гибкое управление познавательной деятельностью учеников, что способствует становлению их личности.

Отличаются урок и лекция продолжительностью и возрастом тех, кто учится. Но сейчас существуют 2 тенденции, которые сближают эти организационные формы обучения: в лекции все больше используются активные, «урочные» способы – закрепление, опрос и т.п., а уроки часто объединяются, приближаясь по продолжительности к лекции. В современных условиях роль лекции – урока существенно изменяется. Она все больше выполняет проблемно – установочную функцию, что обеспечивает руководство познавательной деятельностью учеников в процессе самоподготовки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: