double arrow

Учение как особый вид познания, этапы процесса обучения.

Обучение — планомерно развивающийся, организованный преподавателем процесс познания студентами учебного материала. Этот процесс можно разделить на составные части или этапы, представляющие собой этапы познания, через которые должен пройти студент, следуя по пути от незнания к знанию, к образованию навыков.

В процессе обучения выделяют четыре основных этапа:

* восприятие учебного материала, подлежащего усвоению;

* осмысливание учебного материала, образование понятий;

* закрепление и совершенствование знаний, образование умений и навыков;

* применение на практике полученных знаний, умений и навыков.

Организуя восприятие, преподаватель подбирает источники знаний, организует наблюдение, направляет внимание студентов на наиболее существенные стороны изучаемого объекта.

На первом этапе познания стоит задача формирования представления об изучаемом объекте; на основе общего представления об изучаемом объекте идет постепенно углубляющееся осмысливание, обесценивающее понимание.

Второй этап — это глубокое осмысливание изучаемого материала. Здесь используются все мыслительные операции: сравнение, сопоставление, выделение главного, отделение главного от второстепенного, обобщение, индукция, дедукция и т.п. Задача на этом этапе обучения — образование понятий, установление причин и следствий, раскрытие сущности изучаемых предметов и явлений, всесторонний анализ и синтез учебного материала.

Усвоенный в процессе восприятия и осмысливания учебный материал требует в дальнейшем закрепления и совершенствования. С этой целью преподавателем организуется специальная деятельность студентов: повторение, заучивание, тренировка. При этом применяются задания, способствующие формированию умений и навыков. Особое значение имеют задания поискового и творческого характера, обеспечивающие одновременное овладение материалом и развитие познавательных способностей студентов.

Последним этапом обучения является процесс применения знаний, умений и навыков на практике. Этот процесс осуществляется с постепенным и последовательным повышением роли самостоятельности студентов: от выполнения конкретных указаний до полной творческой самостоятельности. При этом контролирует деятельность студентов и создает условия для самоконтроля и анализа успехов и неудач.

Все этапы процесса обучения находятся в зависимости и практически неразделимы. Знание отдельных этапов и их взаимосвязи позволяет правильно понять сущность пр-сса обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: