Вопрос 4. Психодиагностические навыки преподавателя

Будущий учитель должен знать психодиагностику устных и письменных ответов, обучающих действий самого педагога, поступков учащихся. Другими словами, любой преподаватель должен владеть навыками психодиагностического мышления, которые помогают оценивать знания учащихся.

Анализ устных ответов. В систему основных навыков педагога входят следующие:

- обучение умению постичь предмет;

- умение ставить вопросы;

- умение начать и закончить занятие.

Советы относительно методики ставить вопросы:

а) спрашивая, пользуйтесь простыми словами. Говорите четко и выразительно. Избегайте двузначных фраз;

б) ответ слушайте внимательно. Не стесняйтесь повторить вопрос в случае необходимости;

в) будьте настойчивы, но всегда помните о вежливости;

г) задавая вопрос, смотрите собеседнику прямо в глаза.

Выслушивая устный ответ, учитель ставит психологический диагноз, который проявляется в оценке знаний относительно их полноты, точности, скорости воспроизведения. Хотя темп ответа свидетельствует не только об уровне знаний, но и об особенном типе нервной системы учащегося.

Анализ письменных ответов. Письменные ответы требуют больших усилий для правильного формулирования своих мыслей. Однако, ученик может дать правильный и достаточно полный ответ, не владея соответствующими знаниями, а механически запоминая факты и формулировки. Не исключена возможность списывания или подсказки.

Очень важно организовать учебную деятельность так, чтобы учащиеся могли если не избежать ошибки, то сделать из нее правильные выводы. Поиск причин типичных ошибок учеников – важная составная часть методической работы преподавателя.

Хорошие преподаватели владеют особенным профессиональным воображением. Оно проявляется в умении преподавателя поставить себя на место ученика и решать педагогические проблемы с этих позиций.

Таким образом, важнейшим условием эффективного осуществления обратной связи является умение глубоко проникать в психологию учащихся.

Общепризнанными критериями успешности обучения считаются:

- самостоятельность;

- активность;

- инициативность;

- систематичность;

- результативность;

- эффективность.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аксьонова О.В. Методика викладання економiки: Навч. Посiбник – К.: КНЕУ, 1998.- 280 с.

Харабет В.В. Преподавание технологии монтажа стальных и железобетонных конструкций. – М.: Высшая школа, 1991.- 250 с.

Харабет В.В. Производственное обучение монтажников стальных и железобетонных конструкций. – М.: Высшая школа, 1988.- 160 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: