Необходимость характеристики судна в рейсовом чартере диктуется целым рядом обстоятельств: номенклатурой и свойствами груза, предполагаемыми портами погрузки и выгрузки,
характером морского пути, продолжительностью сталийного времени и т.п.
Для целей рейсового чартера судно может быть охарактеризовано следующими данными:
Название судна — должно точно соответствовать названию в судовых документах и на борту. Замена даже совершенно идентичным судном не допускается без договоренности сторон и дает право фрахтователю расторгнуть чартер. Во избежание этого судовладелец обычно оговаривает в чартере (вносит аддендум) свое право замены судна. Оно может быть сформулировано двояко:
Субститут (Substitute) — право судовладельца в одностороннем порядке, то есть без согласования с фрахтователем, заменить судно другим, с близкими технико-эксплуатационными характеристиками.
Систершип (Sister Ship) — право судовладельца заменить номинированное (названное) судно другим идентичным судном, то есть судном той же серии.
|
|
Флаг судна (Flag of Vessel) — определяет национальную принадлежность судна.
От флага судна может зависеть предоставление судну тех или иных льгот в портах захода различных стран. Например, судам одной национальной принадлежности в той или иной стране могут предоставляться льготные условия в оплате портовых сборов, в отношении страхования груза, оформления портовых формальностей и т.п., тогда как судам другого флага заход в порты данного государства может быть вообще запрещен.
Подача судна под другим флагом дает основание фрахтователю расторгнуть договор и, тем самым, поставить судовладельца с поданным в порт судном в весьма затруднительное положение. Учитывая это, судовладелец должен заранее оговорить право смены флага судна в чартере, указав какой флаг будет нести судно после замены.
Класс судна (Class of Vessel) — свидетельство о соответствии технических характеристик судна требованиям классификационного общества (регистра) и представляет собой гарантию качества судна, то есть должного его технического состояния и одну из гарантий сохранности груза при перевозке
Перевозка груза на судне, не имеющего класса классификационного общества, практически невозможна и страховые общества не осуществляют страхование рисков по грузу, перевозимому на таком судне. Наибольшим доверием пользуется класс судна, присвоенный любым из обществ, входящих в Международную ассоциацию классификационных обществ, МАКО (International Association of Classification Societies, IACS), например, Регистром судоходства Ллойда (Lloyd's Register of Shipping, LR), Норвежским Веритас (Det Norske Veritas, DNV), Германским Ллойдом (Germanischer Lloyd, GL) и т.п.
|
|
При перевозке грузов на судах, имеющих класс регистра, не пользующегося доверием, страховые компании обычно взимают с грузовладельца дополнительную плату — более высокий процент страховой премии. Этот процент меняется не только в зависимости от авторитетности класса, но и от флага и возраста судна. Так, перевозка на судне, флаг которого не внушает доверия страховым компаниям, а также использование старого судна влечет за собой оплату более высокого процента страховой премии, так называемой экстра-премии на груз за повышенный риск, которую грузовладельцы-фрахтователи чаще всего стараются переложить по условиям чартера на судовладельца.
Мореходность судна (Seaworthiness of Vessel) — состояние судна, при котором оно является во всех отношениях пригодным для успешного совершения обусловленного рейса. К мореходным качествам судна относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляемость, ходкость, управляемость. Они являются предметом изучения теории устройства судна.
В типографском тексте каждой проформы чартера указывается, что судно должно быть "водонепроницаемым, надежным и прочным и во всех отношениях снаряженным для данного рейса" ("Tight, staunch, strong and in every respect fitted for the voyage"). Но даже если этого условия нет в чартере, оно считается подразумеваемым, то есть присутствует независимо от наличия соответствующего текста.
Формулировка понятия мореходности судна определяет, что основными элементами мореходности судна являются:
1. Техническая годность судна к плаванию.
2. Укомплектованность судна экипажем — достаточным по численности и по квалификации. Это подтверждается представлением судовой роли (в соответствии с утвержденными типовыми штатами и нормативами), а также наличием у должностных лиц дипломов об образовании, свидетельств, сертификатов о специальных знаниях по тем или иным вопросам, опыта и мастерства.
3. Снабжение и снаряжение судна. Снабжение судна — это обеспечение его достаточным по количеству и по качеству топливом, продовольствием, пресной водой и т.п. для выполнения сохранной и без задержек доставки согласованного груза при обычных условиях плавания в данном районе и в данное время года. Снаряжение судна — оснащение в достаточном количестве и в исправном состоянии необходимым оборудованием, инвентарем, запасными частями, навигационными приборами, современными картами, пособиями; инструкциями и т.п.
4. Пригодность грузовых помещений судна к приему, размещению данного груза, его сохранению при перевозке в данном рейсе. Сюда относится очистка грузовых помещений от остатков ранее перевозившихся грузов, соответствие грузовых помещений и их оборудования характеру, размерам, массе и свойствам груза.
В коммерческой практике смысл условия о мореходности судна заключается в том, что оно позволяет решать вопрос об отнесении возникших убытков на ту или иную сторону по договору, в результате чего вопрос о мореходности судна возникает только после появления реальных убытков, связанных с морской перевозкой (недостача, повреждение, поломка, утрата груза и т.д.). При этом, если судно будет признано мореходным, то судовладелец освобождается от ответственности за такие убытки. В противном случае ответственность за ущерб, причиненный грузу, ложится на судовладельца.
Если немореходность судна выявилась в рейсе и привела к утрате или порче груза, либо к задержке его доставки, то судовладелец должен доказать, что, например, дефект судового обо-
рудования, который вызвал немореходность, появился уже после выхода судна в рейс. В подтверждение этого могут быть, в частности, представлены действующие сертификаты классификационного общества на оборудование и снаряжение судна и сертификат сюрвейера о результатах испытаний водонепроницаемости люковых закрытий, полученный перед началом рейса (погрузки). Любой ущерб, нанесенный грузу из-за недостатка бункера или его низкого качества, конструктивных дефектов судна или неисправности его оборудования, которые имели место уже в предыдущих рейсах, дают право фрахтователю потребовать от судовладельца (судового оператора) возмещения доказанных убытков. Кроме того, оператор судна отвечает за любой ущерб, который был нанесен грузу из-за некачественной укладки, сепарации, крепления, а также нарушения правил вентилирования трюмов и подкрепления палубного груза в течение рейса или невыполнения специальных инструкций фрахтователя в части обеспечения сохранности груза.
|
|
Грузовые характеристики судна. В большинстве чартеров фрахтователь принимает на себя обязательство обеспечить погрузку или выгрузку судна в течение определенного количества суток (часов) или по определенной, указанной в чартере норме грузовых работ. Принимая на себя это обязательство, он заинтересован максимально полно оговорить в чартере характеристики, определяющие приспособленность судна к грузовой обработке.
При перевозке навалочных грузов указывается: количество палуб; является ли судно саморазгружающимся; размеры люков; приспособленность для грейферной выгрузки.
При перевозке генеральных грузов указываются: размеры люков (при перевозке длинномерных грузов); количество и грузоподъемность грузовых средств (лебедок, кранов), если предполагается выполнение тяжеловесных подъемов при отсутствии необходимых береговых средств. Особо указывается, что трюмы имеют ящичную форму (Box Tipe), а люки обеспечивают полное раскрытие трюмов (Full Open).
При перевозке леса в пакетах оговаривается наличие на судне комплекта стропов (слингов) для их погрузки/выгрузки.
По наливным грузам: мощность насосов и диаметр трубопровода; рабочее давление в трубопроводе; возможность перевозки различных сортов груза одновременно; обязательство судовладельца подогреть груз перед выгрузкой до определенной температуры либо поддерживать нужную температуру; наличие шлангоподъемников определенной грузоподъемности; наличие двойных бортов и двойного дна.
|
|
Для специфических грузов устанавливаются некоторые дополнительные требования, например, повышенная прочность второго дна для перевозки руды; приспособленность для работы погрузчиков в трюмах и/или в твиндеках.
В последние годы вводится оговорка, что судно должно отвечать требованиям местных профсоюзов по обеспечению безопасности портовых рабочих.
В случае невыполнения тех или иных требований, внесенных в чартер, все возникающие дополнительные расходы или простои относятся на счет судовладельца, поэтому фрахтователь заинтересован максимально детально оговорить грузовые характеристики судна.
Тоннаж судна и другие технические характеристики. Тоннаж судна обычно обозначается в условных единицах измерения валовой вместимости (Gross tonnage, GT) и чистой вместимости (Net tonnage, NT) судна. Несоответствие тоннажа судна указанному в чартере означает, что судовладелец по существу подал другое судно со всеми правами, вытекающими из этого для фрахтователя.
В отдельных случаях в чартере могут быть указаны — дедвейт (Deadweight) судна в весовых единицах, его грузовместимость (Cargo Capacity) — в объемных единицах (особенно при приеме к перевозке объемных грузов).
В зависимости от имеющихся ограничений по заходу в порты погрузки/выгрузки в чартере могут быть оговорены следующие характеристики судна:
• предельная осадка (Maximum Draft) — при следовании судна в порты с ограниченными глубинами. При наличии такой оговорки судно, не обеспечившее обусловленную осадку и вынужденное в связи с этим использовать лихтеры для частичной отгрузки или догрузки, несет все связанные с этим расходы;
• наибольшая длина (Overall Length) — определяет возможность: постановки судна под грузовые операции у того или иного причала, ввода судна в док, прохождения им шлюзов, безопасного плавания в стесненных акваториях портов;
• наибольшая ширина (Overall Width) — от нее зависит возможность: расхождения судна со встречными судами в каналах и узких фарватерах, ввода в док, камеру шлюза;
• наибольшая высота судна над поверхностью воды (Height of a Vessel with a Masting), то есть до верхней оконечности рангоута (клотика мачты) — определяет возможность прохода под мостами на судоходных каналах и постановки судна под грузовые операции к грузовым комплексам порта.
Если такие характеристики судна оговорены, то в случае их превышения все возникшие по этой причине потери времени и расходы будут отнесены на счет судовладельца.
Всякий чартер, как договор морской перевозки, независимо от рода груза, для перевозки которого он предназначен, содержит следующие общие условия: дату и место заключения чартера; полное наименование фрахтователя и судовладельца, их юридические адреса;