Условия чартера, относящиеся к судну

Необходимость характеристики судна в рейсовом чартере диктуется целым рядом обстоятельств: номенклатурой и свой­ствами груза, предполагаемыми портами погрузки и выгрузки,

характером морского пути, продолжительностью сталийного вре­мени и т.п.

Для целей рейсового чартера судно может быть охаракте­ризовано следующими данными:

Название судна — должно точно соответствовать назва­нию в судовых документах и на борту. Замена даже совершен­но идентичным судном не допускается без договоренности сто­рон и дает право фрахтователю расторгнуть чартер. Во избе­жание этого судовладелец обычно оговаривает в чартере (вно­сит аддендум) свое право замены судна. Оно может быть сфор­мулировано двояко:

Субститут (Substitute) — право судовладельца в односто­роннем порядке, то есть без согласования с фрахтователем, за­менить судно другим, с близкими технико-эксплуатационными характеристиками.

Систершип (Sister Ship) — право судовладельца заменить номинированное (названное) судно другим идентичным судном, то есть судном той же серии.

Флаг судна (Flag of Vessel) — определяет национальную при­надлежность судна.

От флага судна может зависеть предоставление судну тех или иных льгот в портах захода различных стран. Например, судам одной национальной принадлежности в той или иной стра­не могут предоставляться льготные условия в оплате портовых сборов, в отношении страхования груза, оформления портовых формальностей и т.п., тогда как судам другого флага заход в порты данного государства может быть вообще запрещен.

Подача судна под другим флагом дает основание фрахтова­телю расторгнуть договор и, тем самым, поставить судовла­дельца с поданным в порт судном в весьма затруднительное положение. Учитывая это, судовладелец должен заранее огово­рить право смены флага судна в чартере, указав какой флаг будет нести судно после замены.

Класс судна (Class of Vessel) — свидетельство о соответ­ствии технических характеристик судна требованиям классифи­кационного общества (регистра) и представляет собой гарантию качества судна, то есть должного его технического состояния и одну из гарантий сохранности груза при перевозке

Перевозка груза на судне, не имеющего класса классифика­ционного общества, практически невозможна и страховые обще­ства не осуществляют страхование рисков по грузу, перевозимо­му на таком судне. Наибольшим доверием пользует­ся класс судна, присвоенный любым из обществ, входящих в Меж­дународную ассоциацию классификационных обществ, МАКО (International Association of Classification Societies, IACS), напри­мер, Регистром судоходства Ллойда (Lloyd's Register of Shipping, LR), Норвежским Веритас (Det Norske Veritas, DNV), Германским Ллойдом (Germanischer Lloyd, GL) и т.п.

При перевозке грузов на судах, имеющих класс регистра, не пользующегося доверием, страховые компании обычно взима­ют с грузовладельца дополнительную плату — более высокий процент страховой премии. Этот процент меняется не только в зависимости от авторитетности класса, но и от флага и возраста судна. Так, перевозка на судне, флаг которого не внушает дове­рия страховым компаниям, а также использование старого суд­на влечет за собой оплату более высокого процента страховой премии, так называемой экстра-премии на груз за повышенный риск, которую грузовладельцы-фрахтователи чаще всего стара­ются переложить по условиям чартера на судовладельца.

Мореходность судна (Seaworthiness of Vessel) — состояние судна, при котором оно является во всех отношениях пригодным для успешного совершения обусловленного рейса. К мореходным ка­чествам судна относятся: плавучесть, остойчивость, непотопляе­мость, ходкость, управляемость. Они являются предметом изу­чения теории устройства судна.

В типографском тексте каждой проформы чартера указыва­ется, что судно должно быть "водонепроницаемым, надежным и прочным и во всех отношениях снаряженным для данного рейса" ("Tight, staunch, strong and in every respect fitted for the voyage"). Но даже если этого условия нет в чартере, оно счита­ется подразумеваемым, то есть присутствует независимо от на­личия соответствующего текста.

Формулировка понятия мореходности судна определяет, что основными элементами мореходности судна являются:

1. Техническая годность судна к плаванию.

2. Укомплектованность судна экипажем — достаточным по численности и по квалификации. Это подтверждается пред­ставлением судовой роли (в соответствии с утвержденными ти­повыми штатами и нормативами), а также наличием у должнос­тных лиц дипломов об образовании, свидетельств, сертифика­тов о специальных знаниях по тем или иным вопросам, опыта и мастерства.

3. Снабжение и снаряжение судна. Снабжение судна — это обеспечение его достаточным по количеству и по качеству топливом, продовольствием, пресной водой и т.п. для выполне­ния сохранной и без задержек доставки согласованного груза при обычных условиях плавания в данном районе и в данное время года. Снаряжение судна — оснащение в достаточном коли­честве и в исправном состоянии необходимым оборудованием, инвентарем, запасными частями, навигационными приборами, современными картами, пособиями; инструкциями и т.п.

4. Пригодность грузовых помещений судна к приему, раз­мещению данного груза, его сохранению при перевозке в дан­ном рейсе. Сюда относится очистка грузовых помещений от ос­татков ранее перевозившихся грузов, соответствие грузовых по­мещений и их оборудования характеру, размерам, массе и свой­ствам груза.

В коммерческой практике смысл условия о мореходности суд­на заключается в том, что оно позволяет решать вопрос об отне­сении возникших убытков на ту или иную сторону по договору, в результате чего вопрос о мореходности судна возникает только после появления реальных убытков, связанных с морской пере­возкой (недостача, повреждение, поломка, утрата груза и т.д.). При этом, если судно будет признано мореходным, то судовла­делец освобождается от ответственности за такие убытки. В противном случае ответственность за ущерб, причиненный гру­зу, ложится на судовладельца.

Если немореходность судна выявилась в рейсе и привела к утрате или порче груза, либо к задержке его доставки, то судо­владелец должен доказать, что, например, дефект судового обо-

рудования, который вызвал немореходность, появился уже пос­ле выхода судна в рейс. В подтверждение этого могут быть, в частности, представлены действующие сертификаты классифи­кационного общества на оборудование и снаряжение судна и сертификат сюрвейера о результатах испытаний водонепрони­цаемости люковых закрытий, полученный перед началом рейса (погрузки). Любой ущерб, нанесенный грузу из-за недостатка бункера или его низкого качества, конструктивных дефектов судна или неисправности его оборудования, которые имели место уже в предыдущих рейсах, дают право фрахтователю потребовать от судовладельца (судового оператора) возмещения доказанных убыт­ков. Кроме того, оператор судна отвечает за любой ущерб, кото­рый был нанесен грузу из-за некачественной укладки, сепара­ции, крепления, а также нарушения правил вентилирования трю­мов и подкрепления палубного груза в течение рейса или невы­полнения специальных инструкций фрахтователя в части обес­печения сохранности груза.

Грузовые характеристики судна. В большинстве чартеров фрахтователь принимает на себя обязательство обеспечить по­грузку или выгрузку судна в течение определенного количества суток (часов) или по определенной, указанной в чартере норме грузовых работ. Принимая на себя это обязательство, он заинте­ресован максимально полно оговорить в чартере характеристики, определяющие приспособленность судна к грузовой обработке.

При перевозке навалочных грузов указывается: количество палуб; является ли судно саморазгружающимся; размеры люков; приспособленность для грейферной выгрузки.

При перевозке генеральных грузов указываются: размеры люков (при перевозке длинномерных грузов); количество и гру­зоподъемность грузовых средств (лебедок, кранов), если предпо­лагается выполнение тяжеловесных подъемов при отсутствии необходимых береговых средств. Особо указывается, что трюмы имеют ящичную форму (Box Tipe), а люки обеспечивают полное раскрытие трюмов (Full Open).

При перевозке леса в пакетах оговаривается наличие на судне комплекта стропов (слингов) для их погрузки/выгрузки.

По наливным грузам: мощность насосов и диаметр трубо­провода; рабочее давление в трубопроводе; возможность перевозки различных сортов груза одновременно; обязательство су­довладельца подогреть груз перед выгрузкой до определенной температуры либо поддерживать нужную температуру; наличие шлангоподъемников определенной грузоподъемности; наличие двойных бортов и двойного дна.

Для специфических грузов устанавливаются некоторые до­полнительные требования, например, повышенная прочность вто­рого дна для перевозки руды; приспособленность для работы по­грузчиков в трюмах и/или в твиндеках.

В последние годы вводится оговорка, что судно должно отве­чать требованиям местных профсоюзов по обеспечению безопас­ности портовых рабочих.

В случае невыполнения тех или иных требований, внесен­ных в чартер, все возникающие дополнительные расходы или простои относятся на счет судовладельца, поэтому фрахтова­тель заинтересован максимально детально оговорить грузовые характеристики судна.

Тоннаж судна и другие технические характеристики. Тон­наж судна обычно обозначается в условных единицах измерения валовой вместимости (Gross tonnage, GT) и чистой вместимо­сти (Net tonnage, NT) судна. Несоответствие тоннажа судна указанному в чартере означает, что судовладелец по существу подал другое судно со всеми правами, вытекающими из этого для фрахтователя.

В отдельных случаях в чартере могут быть указаны — дед­вейт (Deadweight) судна в весовых единицах, его грузовмести­мость (Cargo Capacity) — в объемных единицах (особенно при приеме к перевозке объемных грузов).

В зависимости от имеющихся ограничений по заходу в пор­ты погрузки/выгрузки в чартере могут быть оговорены следую­щие характеристики судна:

предельная осадка (Maximum Draft) — при следовании судна в порты с ограниченными глубинами. При наличии такой оговорки судно, не обеспечившее обусловленную осадку и вынужденное в связи с этим использовать лихте­ры для частичной отгрузки или догрузки, несет все свя­занные с этим расходы;

наибольшая длина (Overall Length) — определяет возмож­ность: постановки судна под грузовые операции у того или иного причала, ввода судна в док, прохождения им шлюзов, безопасного плавания в стесненных акваториях портов;

наибольшая ширина (Overall Width) — от нее зависит возможность: расхождения судна со встречными судами в каналах и узких фарватерах, ввода в док, камеру шлюза;

наибольшая высота судна над поверхностью воды (Height of a Vessel with a Masting), то есть до верхней оконечности рангоута (клотика мачты) — определяет возможность про­хода под мостами на судоходных каналах и постановки суд­на под грузовые операции к грузовым комплексам порта.

Если такие характеристики судна оговорены, то в случае их превышения все возникшие по этой причине потери времени и расходы будут отнесены на счет судовладельца.

Всякий чартер, как договор морской перевозки, независимо от рода груза, для перевозки которого он предназначен, содержит следующие общие условия: дату и место заключения чартера; полное наименование фрахтователя и судовладельца, их юридические адреса;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: