Особенности великого повечерия в сравнении с великопостным следующие

В 3-й части после канона – «Достойно есть…», Трисвятое по «Отче наш», и затем следуют тропари: дневного святого, храма, «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…», «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Молитвами, Господи, всех святых…». Далее – прочее последование по Часослову. Тропари «Господи сил, с нами буди…» не поются. Отпуст малый. (Молитва «Владыко Многомилоствие…» не читается). После отпуста – чин прощения: «Благословите, отцы святии, и простите ми, грешному...». Затем ектения: «Помолимся о Великом Господине...».

В среду и пятницу сырной седмицы на утрени:

1) вместо «Бог Господь» поется «Аллилуиа» во глас Октоиха (4 раза) со стихами: «От нощи утренюет дух мой…» и прочими. Далее читаются тропари Троичны гласа (см. их в конце Триоди и Ирмология).

2) к канонам Октоиха и Минеи присоединяются из Постной Триоди полный канон и трипеснец. Особенность соединения канонов та, что в тех песнях, где имеются трипеснцы Триоди (в среду – в 3-й, 8-й и 9-й, в пятницу – в 5-й, 8-й и 9-й песни), канон Октоиха оставляется, а песни канона Минеи (только в среду и пятницу) переносятся в предыдущие песни, напр: 3-я песнь – в 1-ю; 8-я – в 6-ю, 9-я – в 7-ю, ирмосы, тропари и катавасия берутся из Триоди (в остальные дни седмицы в этом случае песни канона Минеи не присоединяются к предыдущим песням, опускается только канон Октоиха). В остальных песнях первым идет канон Октоиха, с ирмосом на 4, затем – каноны Минеи, на 6 и Триоди (без ирмосов), на 4. По существующей практике, припев к тропарям Триоди: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».

По окончании канона – хор: «Достойно есть…». Далее следуют ектения и светилен троичен гласа, как в Великом посту. Окончание утрени такое же, как и утрени великопостной.

Дневное богослужение в среду и пятницу состоит из часов: 3-го, 6-го и 9-го, изобразительных и вечерни.

Часы в сырные среду и пятницу совершаются великопостные, с молитвой св. Ефрема Сирина и поклонами, но только с тем отличием, что на них не читаются кафизмы. Тропари, напр, к 1 часу «Заутра услыши глас мой...» и подобные ему на др. часах не поются, а читаются. На 6 часе по прочтении тропаря и Богородична часа: «Яко не имамы дерзновения...» чтец произносит тропарь пророчества (глас 3) «Царю Святый...», после чего свящ-к или диакон возглашает: «Вонмем», чтец: «Прокимен, глас 6: Спаси, Господи, люди Твоя...» и т.д. Далее - свящ-к: «Премудрость», чтец: «Пророчество Иоилева чтение...». По окончании паримии - свящ-к: «Вонмем» и чтец – 2-й прокимен. После него читается: «Скоро да предварят ны...» и т.д. После 9 часа сразу бывает чин изобразительных: читаются изобразительные псалмы 102-й и 145-й. (Велик постом они опускаются) и «поскору» читаются (а не поются) «Блаженны». В конце – молитва св. Ефрема Сирина с поклонами, после к-рых сразу – вечерня, относящаяся уже к след. дню.

Вечерня (в среду и пятницу сырные) – совершается сразу после часов обычная, вседневная, но со след. особенностями.

После «Свете тихий…» - диакон: «Вонмем». Свящ-к: «Мир всем». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, вонмем». Чтец - прокимен. Хор его повторяет, и читается одна паримия. Затем - 2-й прокимен.

После «Ныне отпущаеши» поется тропарь святого Минеи. «Слава, и ныне» - Богородичен по гласу тропаря. Вместо «Господи, помилуй» (40) свящ-к произносит сугубую ектению: «Помилуй нас, Боже...». После возгласа - молитва св. Ефрема Сирина (с 3мя поклонами), и чтец читает молитву: «Всесвятая Троице…». Хор: «Буди имя Господне...». Чтец - пс. 33: «Благословлю Господа...». Свящ-к на амвоне произносит: «Премудрость». Хор: «Достойно есть...». Свящ-к: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Хор: «Честнейшую Херувим...». Свящ-к: «Слава Тебе, Христе Боже...». Хор: «Слава, и ныне… Господи, помилуй (3). Благослови». И бывает отпуст.

В сырную субботу совершается воспоминание св. мужей и жен, в посте просиявших. Церковь укрепляет нас на дух. подвиги примером св. подвижников. Служба - с великим славословием.

В сыропустную неделю (воскресенье) Церковь, приблизив нас к вратам Св. Четыредесятницы, приводит нам на память «от пищи испадение Адамово», изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.

Итак, особенности богослужений в сыропустную седмицу и Неделю следующие.

1. В среду и пятницу литургии не бывает; богослужение совершается (с нек-рыми особенностями) такое же, как в Велик посту (великое повечерие, часы, изобразительны и вечерня).

Воспоминание в сырную субботу преподобных отец, в посте просиявших.

2. В воскресенье сырнопустное, как и в предыдущие два, поется на утрени (в последний раз) 136 пс. «На реках Вавилонских», а покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери...» – продолжаем петь до 5 недели Велик поста.

В сырное воскресенье воспоминается изгнание прародителей из рая, чему посвящены в основном все песнопения вечернего и утреннего богослужения.

3. На литургии в воскресенье читается Апостол (Рим., зач. 112-е), указывающий, что пост есть наиболее удобное время и истинный день для совершения благих дел, и Евангелие (Мф., зач. 17-е), повествующее о том, что нужно человеку для получения от Бога прощения грехов во время поста и как должно поститься.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: