Отпевание и погребение младенцев

Над младенцами, умершими по Св. Крещении, совершается особое последование, как над непорочными, безгрешными созданиями. В составе этого последования нет молитв об оставлении грехов умершего, но содержится лишь прошение сподобить душу преставившегося младенца Царства Небесного по непреложному обетованию Господа Иисуса Христа. Хотя младенец не совершил никаких подвигов христиан. благочестия, но, очистившись в св. Крещении от прародительского греха, соделался непорочным наследником Царства Божия. Над умершими некрещеными младенцами отпевание не совершается, т.к. они не очищены от первородного греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, св. Григорий Богослов говорит, что «они не прославятся и не накажутся Праведным Судией, как такие, к-рые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания» (Слово 40-е, на крещение).

Отпевание по этому чину совершается над умершими детьми до 7летнего возраста. «Последование погребения младенцев» короче отпевания взрослых мирских людей и отличается след:

1) В его состав не входит кафизма.

2) Не поются тропари по «Непорочных».

3) Канон поется с припевом: «Господи, упокой младенца».

Естественные для провожающих в дальний путь свое любимое чадо прошения переплетаются с выражением твердой веры, что «се, Христос тебе Небесная врата отверзает, избрáнным сочетавая тя, яко Благоутробен». Хотя разлучение с земной жизнью для младенца означает переход в Царство Божие «воистину радости и веселия ходатайственно», но для любящих его родителей оно «скорби виновно». Поэтому младенческое погребение еще более, чем погребение взрослых, изобилует утешениями скорбящих: «Что мя плачете младенца преставльшагося... несмь бо плачевный: младенцем бо определися праведных всех радость». Окружающих гроб младенца Св. Церковь наставляет: «не младенцы плачем, но сами себе наипаче, да возрыдаем согрешающии всегда». От лица младенца Церковь призывает: «О мне не рыдайте, плача бо ничтоже начинáх достойное. Паче же самих себе согрешающих плачете, сродницы и други» (Апостол – 1 Кор. 15, 39-46, а Евангелие – о воскресении мертвых силою Воскресшего Господа Иисуса Христа – Ин. 6, 35-39).

4) Вместо разрешительной молитвы читается молитва «Храняй младенцы, Господи...», в к-рой свящ-к просит, чтобы Господь, уготовивший ангельское светозарное место, принял туда младенца.

5) При последнем целовании поются особые стихиры, в к-рых выражается скорбь родителей о усопшем младенце и утешение им от того, что он причислен к лику ангельскому.

Знаменательно, что в чине младенческого погребения во всех случаях, когда произносится имя младенца, по большей части вместе с ним поминаются все усопшие или присоединяется прошение молящихся о младенце и о самих себе. Этим всякий раз свидетельствуется вера Церкви в то, что блаженные младенцы после своего преставления становятся молитвенниками о любящих их и всех живущих на земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: