Особый чин архиерейского отпевания и погребения

В РПЦ существует особый чин архиер. отпевания, составленный митр. Куйбышевским Мануилом (Лемешевским; 1968) решением Свящ. Синода от 13 дек 1963 г был разрешен не к обязательному употреблению, но к употреблению по предварительному завещанию Преосвященных.

Этот особый чин архиер. отпевания в конструктивном отношении точно сохраняет строй иерейского погребения: сохраняется как самая структура чина погребения свящ-ков, так и его элементы: все псалмы, антифоны, апостольские и еванг. чтения с молитвами после них, икосы после 6-й песни канона, хвалитные и стиховные стихиры и стихиры на целование.

Как в том, так и в др. случае после начального возглáса «Благословен Бог наш...» следует 90-й пс, «Аллилуиа», глас 8-й, со стихами, тропарь «Глубиною мудрости...» с его Богородичным «Тебе и стéну и пристанище и΄мамы...», 118-й пс – «Непорочны» с тропарями «Благословен еси, Господи...», «Святых лик...» и прочее, малая ектения, седален, глас 5-й: «Покой, Спасе наш...» с его Богородичным «От Девы возсия΄вый миру...» Степенна, 6-го гласа: «На небо очи мои возвожу...», прокимен и Апостол к Солунянам, зачало 270-е, Ев. от Иоанна, зачало 16-е, и молитва «Владыко Господи, Боже наш...». Седален, пс. 22-й, тропари, прокимны и 2-й Апостол – к Римлянам, зачало 89-е, 2-е Евангелие – от Иоанна, зачало 15-е, и молитва «Благодарим Тя, Господи Боже наш...» Антифон «Аще не Господь бы был в нас...», пс. 23-й, тропарь и седален, прокимен и 3-й Апостол – к Коринфянам, зачало 158-е, 3-е Евангелие – от Иоанна, зачало 21-е, и молитва «Господи Сил...» Антифон «Надеющиися на Господа...», пс. 83-й, тропари, прокимен и 4-й Апостол – к Коринфянам, зачало 160-е, Ев. от Иоанна, зачало 22-е. Блаженны с тропарями их, прокимен и 5-й Апостол – к Римлянам, зачало 113-е, и Ев. от Иоанна, зачало 23-е. Пс. 50, канон с малой ектениёй и и΄косами после 6-й песни, ектения по 9-й песни и эксапостиларий «Ныне упокóихся...», «Хвалите Господа с небес...» со стихирами «Обоготворéн в преставлении...» и прочее, «Слава в вышних Богу...» и «Сподоби, Господи...», стихиры прп. Иоанна Дамаскинá «Кáя житейская сладость...» и прочее, «Благо есть...». Трисвятое, «Покой, Спасе...» и прочее. Сугубая ектения΄ с молитвой «Боже духóв...», стихиры на целование умершего: «Приидите, вернии...» и прочее. Молитва «Господь наш Иисус Христос», чтомая духовником усопшего, и особая надгробная молитва, от епископа чтомая: «Господи Иисусе Христе, Агнче Божий...». Отпýст. Обнесение гроба почившего архиерея вокруг храма с пением ирмосов «Помощник и Покровитель...», Трисвятое с тропарями «В покóищи Твоем...» и «Едина Чистая...», сугубая заупокойная ектения с молитвой «Боже духóв...». Предание тела земле.

Новым в Чине явл-ся исполнение «непорочных» не на 3 статии, а на 2, с припевами к ним «Благословен еси, Господи...» (1-я статия) и «Твой есмь аз, спаси мя» и «Во Царствии Твоем, Господи, помяни раба Твоего» (2-я статия), т.е. так, как это положено в Чине погребения монахов. Исполнение на архиер. погребении «непорочных» по образу иноческого погребения имеет свое основание, поскольку русские правосл. архиереи, имеющие погребаться этим Чином, явл-ся монахами. Из Чина же погребения монахов заимствован седален, глас 2-й: «Да человеки общники Божественнаго Царствия содéлаеши...», к-рый в новом Чине положен вместо седальна из иерейского погребения «Днесь разлучаюся от срóдства...» (после молитвы, следующей за 1-м Евангелием). Это – тоже удачная замена, так как епископу, как монаху, не подобает скорбеть о разлучении от сродства, о чем говорится в седальне иерейского погребения.

Собственно новыми песнопениями в Чине явл-ся:

1) тропарь после 23-го пс., глас 8-й: «Иже течение скончá...» и седален, глас тойже: «Христе Царю...»,

2) тропарь после 83-го пс., глас 6-й: «К тебе, Христе, взываю...»,

3) канон, глас 6-й, в к-ром сохранены ирмосы из канона иерейского погребения «Волною морскою...», тропари же даны новые, нарочито составленные. Кроме того, в 3-й хвалитной стихире «Жительствовав во благочестии...» слово «свящ-к» заменено словом «епископ».

Все эти новые песнопения основаны на словах и при΄точных наставлениях Господа Иисуса Христа, а также на основе учения св. ап. Павла о воскресении мертвых. В них исповедуется правосл. учение о воскресении мертвых, о славном втором Пришествии Господа Иисуса Христа, о Страшном Суде, о милосердии и праведном мздовоздаянии Божием, о великом и ответственном перед Судом Божиим служении епископском.

В конце Чина по прочтении духовником разрешительной молитвы положена еще особая надгробная молитва о епископе, к-рую читает велегласно предстоятельствующий архиерей. Эта молитва заимствована из древнейшего греч. Евхолóгиона (Молитвослова) 8-9 вв., известного под названием Барбериновского. В молитве призывается Господь Иисус Христос как Утешитель паствы, лишившейся своего архипастыря, и испрашивается милосердие Божие к усопшему, дабы Господь ввел его в Свой Небесный чертог «несýща в руцé лампаду» и сподобил его с ангельским дерзновением предстать у неприступного Престола Своего и молитвами пред Богом сохранять свою паству в достойном служении величию Божию. В глубокой древности, когда в Церкви не существовало особых чинов погребения для мирян, монахов и священнослужителей и все они погребались общим чином, отличие того или иного погребения составляло чтение на нем особой молитвы, соответственно званию христианина. В частности, при погребении епископов полагалось чтение этой молитвы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: