Чинопоследование проскомидии

По облачении свящ-к и диакон при чтении пс.25 (стихи 6-12) умывают себе руки в знак душевной чистоты, с к-рой они начинают богослужение. Словами этого псалма они выражают любовь к храму Божию и молятся, чтобы Господь не погубил их с творящими нечестие: "Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи…".

Далее диакон приготовляет все необходимое для совершения Св. Евхаристии: снимает покрывала с престола и жертвенника, зажигает на жертвеннике свечу или лампаду, ставит дискос (слева) и чашу (справа), а также копие, лжицу, покровцы, воздух, просфоры, вино, ковшичек, тарелочку и губку.

Приготовив для проскомидии все необходимое, свящ-к и диакон подходят к жертвеннику, и, благоговейно совершив пред ним троекратное поклонение, молятся об очищении своих грехов, читая: "Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя", и седален из службы великого пятка, напоминающий о смерти Господней и плодах ее - нашем искуплении: "Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на Кресте пригвоздився и копием прободся, бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе".

По долгу благоговения к евхаристическим сосудам свящ-к при чтении этого тропаря обычно целует их. При произнесении слов "Искупил ны еси от клятвы законныя" он целует дискос, при словах "честною Твоею Кровию" - чашу. Произнося "на Кресте пригвоздився", целует звездицу, "и копием прободся" - копие и, наконец, при словах "бессмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе" - лжицу.

Чтение этого тропаря знаменует, что свящ-к приступает к приготовлению таинственной жертвы Богу - Евхаристии в воспоминание великой Господней Жертвы на Голгофе.

Затем диакон тихо говорит: "Благослови, владыко".

Свящ-к возглашает: "Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков".

Диакон: "Аминь".

Чтец после возгласа свящ-ка начинает на клиросе чтение часов и во время совершения проскомидии прочитывает 3-й и 6-й часы, к-рые по содержанию находятся в тесной связи с проскомидией. В псалмах, тропарях и др. молитвах часов прообразовательно, как и на проскомидии, изображаются земная жизнь Господа Иисуса Христа.

Свящ-к по возгласе "Благословен Бог наш…" берет левой рукой просфору со знаком креста для Агнца и, держа в правой руке копие, троекратно благословляет ее им, творя знамение креста над печатью просфоры, и с троекратным же произнесением слов: "В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа".

И копием надрезает лежащую на тарелочке просфору с правой стороны ее (от себя - с левой) со словами: "Яко овча на заколение ведеся…". Для удобства допускается повернуть просфору так, чтобы ее правая сторона была обращена к правой стороне совершителя.

Делая надрез с левой стороны (от себя - с правой), свящ-к говорит: "И яко Агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст Своих".

Верхняя сторона просфоры надрезается со словами: "Во смирении Его суд Его взятся".

Нижняя сторона надрезается со словами: "Род же Его кто исповесть?"

Диакон, взирая с благоговением на приготовление Агнца, при каждом надрезании свящ-ком Агнца говорит: "Господу помолимся", держа орарь в руке, как при чтении ектений.

После надрезания просфоры диакон говорит: "Возьми, владыко".

Свящ-к надрезает просфору с нижней ее части и вынимает Агнца от надрезанных нижней и 4х внешних сторон ее, произнося слова: "Яко вземлется от земли живот Его", и полагает его на дискос печатью вниз.

Диакон: "Пожри, владыко" (от славян. слова "пожрети" - принести в жертву).

При этих словах диакона свящ-ник делает на нижней стороне Агнца глубокий крестообразный надрез (до печати), говоря: "Жрется Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение".

Затем обращает Агнец печатью вверх.

Диакон: "Прободи, владыко".

При этих словах диакона свящ-к пронзает Агнец копием с правой Его стороны, говоря: "Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода, и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его".

Диакон: "Благослови, владыко, святое соединение".

Получив благословение, диакон вливает в потир (чашу) вино, соединенное с небольшим количеством воды.

Свящ-к, взяв 2-ю просфору, говорит: "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, Ея же молитвами приими, Господи, жертву сию в пренебесный Твой Жертвенник".

Вынув из просфоры частицу, свящ-к кладет ее на дискос с правой стороны Агнца (от себя - с левой), вблизи от его средины, произнося: "Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеяна, преукрашенна".

Свящ-к, взяв 3-ю просфору (9тичастную) и вынимая из верхней частички, произносит:

1. "Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна", - и отделяет от просфоры частицу, кладя ее на дискосе с левой стороны Агнца (от себя – с правой), ближе к верхней его части, начиная этой частицей 1-й ряд.

Затем свящ-к говорит:

2. "Святых славных пророков: Моисея и Аарона, Илии и Елисея, Давида и Иессея: святых триех отроков, и Даниила пророка, и всех святых пророков", - и, отделив от просфоры 2-ю частицу, полагает ее ниже первой, на такое расстояние от Агнца.

Далее свящ-к говорит:

3. "Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов", - и, отделив от просфоры 3-ю частицу, полагает ее ниже 2-й, оканчивая ею 1-й вертикальный ряд частиц.

Затем свящ-к произносит:

4. "Иже во святых отец наших, святителей Василий Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустаго, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийскаго, Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена Московских, Никиты, епископа Новгородского, Леонтия, епископа Ростовского, и всех святых святителей", - и, отделив 4-ю частицу, полагает ее на одном уровне с 1-й частицей, начиная ею 2-й ряд.

Потом свящ-к говорит:

5. "Святаго апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Феодора Тирона, Феодора Стратилата и всех святых мученик, и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины и всех святых мучениц", - и, отделив 5-ю частицу, полагает ее ниже 1-й частицы 2-го ряда.

Затем свящ-к говорит:

6. "Преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, Серафима Саровского и всех преподобных отец; и преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей", - и, отделив 6-ю частицу, полагает ее ниже 2-й, заканчивая 2-й ряд.

Продолжая, свящ-к произносит:

7. "Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеймона и Ермолая и всех святых бессребреников", - и, отделив 7-ю частицу, полагает ее вверху, начиная ею 3-й ряд.

Далее свящ-к говорит:

8. "Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и святаго (его же есть храм и день), и всех святых, их же молитвами посети ны, Боже", - и, отделив 8-ю частицу, полагает ее ниже 1-й 3-го ряда.

Затем свящ-к говорит:

9. "Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или: "Иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския", - если совершается его литургия), - и, отделив частицу 9-ю, полагает ее в конце 3-го ряда, заканчивая ею этот ряд.

Взяв 4-ю просфору и вынимая 1-ю большую частицу, свящ-к говорит:

"Помяни, Владыко, Человеколюбче, Святейшыя православныя патриархи и великого Господина и отца нашего, Святейшего Патриарха Кирилла, Господина нашего Преосвященнейшего (имя рек) и всякое епископство православное, честное пресвитерство, во Христе диаконство и весь священнический чин (в монастыре: архимандрита или игумена нашего - имя рек), братию и сослужебники наша, священники, диаконы, и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение, Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко".

Вынимая 2-ю большую частицу из 4-й просфоры, свящ-ник произносит:

"Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея" - и потом; вынимая из нее же и затем из принесенных народом на проскомидию просфор частицы, поминает живых членов Церкви с произнесением слов: "Помяни, Господи, о здравии и спасении раба Божия" (или рабов Божиих) - имя рек.

(Пред тем как вынуть из поданной на проскомидию просфоры частицу, свящ-к по обычаю знаменует просфору крестообразно копием).

Все вынутые о здравии частицы полагаются с нижней стороны Агнца, причем 2 из них - за Святейшего Патриарха и епарх. епископа - полагаются выше остальных частиц, вынутых о здравии.

Наконец, взяв 5-ю просфору и вынимая из нее частицы, свящ-к говорит:

"О памяти и оставлении грехов святейших патриархов православных, и блаженных создателей святаго храма сего" (в обители: "святыя обители сея").

В это время свящ-к поминает также рукоположившего его архиерея, если тот скончался.

Из этой же 5-й просфоры или из просфор, поданных верующими, свящ-к вынимает частицы об упокоении почивших: "Помяни, Господи, о упокоении и оставлении грехов раба Божия (или рабов Божиих), - имя рек".

Заканчивая поминовение, свящ-к произносит:

"Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи".

Частицы из просфор об упокоении он полагает на дискосе, ниже частиц, вынутых за живых.

Закончив поминовение усопших, свящ-к снова берет 4-ю просфору и вынимает из нее частицу за себя со словами: "Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и невольное".

После этого при помощи губки свящ-к собирает с краев дискоса частицы, чтобы ни одна из них не могла упасть с него.

Диакон берет кадильницу и, вложив в нее ладан, приносит к свящ-ку, говоря: "Благослови, владыко, кадило. Господу помолимся".

Свящ-к, благословляя кадило, читает молитву: "Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания духовного, еже приемь в пренебесный Твой Жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа".

Диакон, держа кадило на уровне жертвенника, говорит: "Господу, помолимся".

Свящ-к, взяв развернутую звездицу, поднимает ее над кадилом так, чтобы она была окурена дымом кадильным; поставляет ее на дискосе, над Агнцем, и произносит при этом слова: "И пришедши, звезда, ста верху, идеже бе Отроча".

Диакон: "Господу помолимся".

Свящ-к поднимает над кадильницей 1-й покровец и, покрывая им дискос, говорит: "Господь воцарися, в лепоту облечеся…".

После этого он то же делает со 2-м покровцом и покрывает им потир (чашу) со словами: "Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля".

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Диакон: "Господу помолимся. Покрый, владыко".

Свящ-к поднимает над кадильницей воздух и, покрывая им вместе дискос и потир, произносит: "Покрый нас кровом крилу Твоею…".

Потом свящ-к берет кадило и, покадив предложение, произносит (трижды): "Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе".

Диакон же каждый раз молитву свящ-ка заканчивает словами: "Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь".

Произнося это, свящ-к и диакон благоговейно поклоняются при каждом славословии.

Диакон: "О предложенных Честных Дарех Господу помолимся".

Свящ-к, приняв кадильницу, читает молитву предложения: "Боже, Боже наш, Небесный Хлеб, Пищу всему миру…".

По прочтении этой молитвы свящ-к оканчивает проскомидию след. славословием: "Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе".

Диакон: "Слава…, и ныне… Господи, помилуй (трижды). Благослови".

В заключение проскомидии свящ-к произносит краткий отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго, и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец".

(Если литургия совершается не в воскресный, а в любой другой день недели, отпуст начинается прямо со слов: "Христос, истинный Бог наш"). Соответственно, на литургии Василия Великого концовка отпуста будет звучать как "архиепископа Кесарии Каппадокийския".

Диакон: "Аминь".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: