О Преждеосвященной литургии Св. Ап. Иакова

«Эта литургия явл-ся древним чинопоследованием Иерусалим. церкви, к-рая совершалась в Палестине и на Синае, как местная форма Преждеосвященной, но с 15 в постепенно была вытеснена Константиноп. формой литургии св. Григория Двоеслова. Чинопоследование Преждеосвященной ап. Иакова имеет такое же соотношение к полной литургии ап. Иакова, как Преждеосвященная св. Григория Двоеслова имеет к полным литургиям свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Упоминаемая в уставе Храма Гроба Господня, эта литургия впервые появилась в печати, по-видимому, только в 19 в, когда текст ее из служебника Синайскаго монастыря был опубликован. Она приводится у Дмитриевского. В Греции, современные издания были: в 1955 г. в Афинах, а в 1979 г. в Солуне, (2-е исправл. издание с уставными указаниями из Типикона Храма Гроба Господня). Служебник Иерусалим. церкви 1995 г, или Иерусалимский Литургикон, по благословению патр. Диодора, содержит полный текст этой службы. В Сербии издан служебник Преждеосвященной литургии Ап. Иакова в 1996 г епископом Банатским Хризостомом. Это издание состоит из 4-х отдельных книжек с полным текстом служб среды 4-ой недели поста и понедельника, вторника и среды Страстной седмицы, напечатано не по-славянски, а по-сербски. Славян. перевод сделан протоиереем Иоанном Шо с греческого Иерусалим. служебника 1995 г» (Прот. Иоанн Шо явл-ся настоятелем Св. Троицкого прихода в г. Милвоки, РПЦЗ. Его перевод ценен тем, что эта работа дает возможность сделать сравнение с другими историч. данными относящимися к вопросу Преждеосвященной литургии).

Входные молитвы и облачение священнослужителей

Входные молитвы читаются обычно в конце 9 часа, после прочтения молитвы прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего», а облачение священнослужителей совершается затем сряду во время пения и чтения Изобразительных, с таким расчетом, чтобы ко времени отпуста Изобразительных священнослужители уже были бы готовы к начатию литургии.

Входные молитвы читаются те же, как и при полной литургии, т.е., начинаются с чтения – «Пречистому Твоему образу …» но опускается молитва: «Господи, ниспосли руку Твою …», т.к. священнодействие над Св. Дарами уже совершено. Войдя затем в алтарь, свящ-к, как обычно, целует престол, крест на нем, Евангелие и облачается в полное иерейское облачение, как для полной литургии, но при этом облачении, он только знаменует (благословляет) каждую одежду, целует и ничего не говорит, кроме: «Господу помолимся».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: