Литургия Преждеосвященных Даров

такая литургия, на к-рой верующим преподаются для причащения Св. Дары, уже освященные прежде. Поэтому ЛПД отличается от литургии св. Иоанна Златоустого и св. Василия Великого тем, что на ней не бывает приношения (проскомидии) и освящения Св. Даров (Евхаристии).

В «Прибавлении» к 5-му отделу «Древних Литургий», изд. С. Петербург, за 1878 г., сказано: «Между древними литургиями… ЛПД, к-рая совершается в св. Четыредесятницу – в восточной правосл. Церкви, преимущественно по средам и пятницам в первые 6 недель, в четверток 5-й недели, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы… а в запад. церкви только однажды в год в – Великий пяток на страстной седмице. Происхождение и устройство этой литургии различными исследователями церковных древностей приписывалось и доселе приписывается то востоку, то западу; нек-рые из восточ. писателей усвояют первоначальное образование ее западу, именно римскому папе Григорию Великому или Двоеслову, а западные большей частию приписывают востоку, допуская сообщение ее отсюда на запад в то время, когда восточные и западные Церкви еще имели взаимное общение между собою. Самые чинопоследования ЛПД, отличаясь на востоке и на западе нек-рыми разностями в частных подробностях, в общем своем ходе и в составе молитв представляют такое большое сходство, к-рое служит ясным доказательством единства происхождения этой литургии в обеих половинах христиан. мира и общего источника всех ее видов. Этот источник есть первоначальное христианство. Особенные обстоятельства христиан. Церкви в первые 3 века, одинаково касавшиеся таинства евхаристии как на востоке, так и на западе, положили основания, из к-рых мало по малу развилось особое евхаристическое богослужение под именем ЛПД…».

Итак, ЛПД ведет свое начало от первых времен христианства, но, можно предполагать, что окончательную редакцию ей в письменном изложении дал св. Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в 6 в (папа 590–604 гг.)

ЛПД совершается только в дни Великого поста. Цель ее установления заключается в том, чтобы не лишить верующих возможности причащаться тела и крови Христовых в будничные дни Великого поста, когда полной литургии по уставу совершать не положено. Присутствуя при совершении Таинства Евхаристии древние христиане одушевлялись такой высокой радостью о Христе Спасителе, что называли литургию Пасхой. Поэтому считалось, что такие высокие чувства радости несовместимы с днями покаяния и сокрушения о грехах, для чего назначается Великий пост, и совершение полной литургии в дни Великого поста считалось неуместным. Но т.к. древние христиане считали для себя невозможным целую седмицу оставаться без причащения св. Христовых Таин, то и была введена ЛПД, из к-рой удалена всякая торжественность и на к-рой нет самой главной, наиболее торжественной части литургии – пресуществления Св. Даров.

ЛПД совершается в течение всего Великого поста по средам и пятницам, а также в четверток Великого канона на 5-й седмице Великого поста и в первые 3 дня в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Кроме того ее положено совершать в те дни Великого поста, когда случится храмовой праздник или один из 2х праздников, обычно приходящихся в постные дни: 1-е и 2-е Обретение Главы св. Иоанна Крестителя – 24 февраля и 40 мучеников Севастийских – 9 марта. В субботние дни Великого поста совершается всегда литургия св. Иоанна Златоустого, а в воскресные – св. Василия Великого (кроме праздника Входа Господня во Иерусалим, когда совершается также литургия св. Златоуста).

Св. Дары, к-рые преподаются верующим на ЛПД, освящаются прежде на предшествовавшей полной литургии св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого. Для этого, сверх обычного одного Агнца, на проскомидии приготовляются еще 2 или больше Агнцев (в зависимости от того, сколько ЛПД предполагается совершить), над к-рыми совершаются все обычные действия и произносятся все те же молитвенные слова, как и над тем Агнцем, к-рый приготовляется для литургии, совершаемой в тот день. Во время освящения Св. Даров свящ-к произносит обычные слова над всеми Агнцами, не изменяя единств. числа на множественное, ибо Един есть Христос во всех Агнцах. Когда свящ-к делает возношение Св. Даров, он возносит одновременно и Агнцы, предназначенные для ЛПД. Когда наступит время причащения священнослужителей, предстоятель, прежде чем начать причащение, по влиянии теплоты в св. потир, полагает на левую руку свою (обычно на губу) заготовленный Агнец, не раздробляя его, правой рукой берет лжицу и, омочив ее в Пречистой Крови, прикасается ею св. Агнцу крестообразно, «во страну, на ней же начертался крест, под мягкостью»; т.е. прикасается той стороне св. хлеба, к-рая крестообразно надрезана. Соединенное таким образом с Пречистою кровью св. тело Христово полагается в «хлебоносец», особый ковчежец, к-рый стоит обычно на престоле, и хранится там до дня, в к-рый назначено совершать ЛПД.

Т.к. в Великом посту в будничные дни (т.е., кроме субботы и воскресения) пищу разрешается вкушать, по уставу, только однажды в день вечером, то ЛПД совершается после 9-го часа и вечерни. Перед ней всегда совершается последование, состоящее из великопостных часов 3-го, 6-го и 9-го и Изобразительных. Затем делается отпуст, а сама ЛПД начинается обычным литургийным возгласом: «Благословенно Царство» в соединении с вечерней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: