Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

О преемственности в освоении культуры. Организационные основы охраны национального культурного наследия




Общественное состояние современной России можно охарактери­зовать как переходное. На наших глазах формируется граждан­ское общество, для которого характерен плюрализм в духовной жизни, создание политической и правовой систем, отвечающих ми­ровым демократическим стандартам. Это общество требует более высокого уровня образования, экономической и политической культуры людей, способности самостоятельно ориентироваться в различных идейных и духовных традициях и течениях. А для это­го необходима не только высокая степень массового освоения культуры, но и способность сограждан широко использовать достиже­ния человечества в сфере культуры.

Процесс освоения художественного наследия имеет свои особенности. Современная тенденция переосмысления роли и зна­чения культурного наследия состоит в стремлении не только со­хранить его в первозданном виде, но и активно включить в канву современной жизни. То есть сам процесс истории художествен­ной культуры выступает здесь не только как процесс сохране­ния прошлого и накопления культурных ценностей, но и как про­цесс открытия нового в старом.

Другими словами, культурное наследие несет в самом себе и функцию подлинно современного явления культуры. Лучшие произведения отечественного искусства не только продолжают участвовать в жизни человечества, но в них художественная куль­тура не знает старения.

К этому следует добавить и две особенности российского менталитета,аналога которым практически нет в истории запад­но-европейской художественной культуры.

Первая особенностьзаключается в том, что отечественное историко-культурное сознание подверглось в XX веке колоссаль-

ной деформации, захватившей не только материальную и духов­ную культуру, но и изменило отношения между поколениями, структуру быта, элементарные нормы морали.

Вторая особенностьзаключается в том, что происходит ак­тивное вторжение историко-культурных реалий прошлых веков в современную духовную ситуацию. Старинный быт, художествен­ные вкус, политические институты старой России становятся мо­делью социальной активности в современной.

Поэтому столь важно понимать преемственность художе­ственных ценностей не как механическое использование куль­турного наследия прошлых поколений. Хранить наследство еще не значит ограничиваться этим наследством. Необходимо изучать это наследство и активно включать его в современную социокуль­турную ситуацию. Как справедливо писал Ю. М. Лотман в одной из своих книг: «Культура есть память. Поэтому она всегда связа­на с историей, всегда подразумевает непрерывность нравствен­ной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества и че­ловечества. И поэтому, когда мы говорим о культуре нашей, со­временной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчи­тывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — куль­туру человечества» (Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). -С.-П6.1994.С.8).




Охрана национального культурного наследия России осуще­ствляется в рамках программ международного сотрудничества в области охраны памятников культуры.

В 1972 году по инициативе Комитета всемирного культур­ного и природного наследия при ЮНЕСКО была принята Конвен­ция по охране культурного и природного наследия человечества (1972 г.) и Рекомендация по сохранению исторических ансамб­лей (1976г.). Результатом принятия Конвенции стало создание си­стемы международного культурного сотрудничества, которую возглавил вышеназванный комитет. В его обязанности входит со­ставление Списка выдающихся памятников мировой культурыи оказание государствам-участникам помощи в обеспечении со­хранности соответствующих объектов.

За годы существования комитета в Список всемирного на­следия были внесены некоторые памятники отечественной культуры: Московский и Новгородский кремли; Троице-Сергиева лав­ра; «Золотые ворота», Успенский и Дмитровский соборы во Влади­мире; церковь Покрова на Нерли и Лестничная башня палат Андрея Боголюбского в поселке Боголюбово; Спасо-Евфимиев и Покров­ский монастыри, Рождественский собор, архиерейские палаты в Суздале; церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша; а также историко-архитектурный ансамбль на о. Кижи и центр Санкт-Петербурга.



Внесение памятника культуры в Список всемирного насле­дия означает, что он становится объектом особой защиты и в слу­чае необходимости могут быть организованы международные ак­ции по его сохранению, оказана первоочередная помощь в его изу­чении, предоставлены эксперты, сложное оборудование и т. д.

Рекомендация по сохранению исторических ансамблей до­полняет и расширяет Конвенцию и ряд других международных ак­тов. Суть документа сводится к обеспечению комплексности в деле охраны культурного наследия, особенно архитектурного.

В тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО работает Международ­ный совет по вопросам сохранения исторических мест и историче­ских памятников — ИКОМОС.Эта организация, основанная в 1965 году и объединяющая специалистов из 88 стран, строит свою дея­тельность на охране культурно-исторических ценностей, их рестав­рации и консервации. Также ИКОМОС занимается подготовкой спе­циалистов и вопросами законодательства. Огромное значение в деле сохранения культурного наследия получила Венецианская Хартия (Венеция, май 1964 г.). Согласно Хартии историческими памятника­ми считаются отдельные архитектурные сооружения, комплексы городской и сельской постройки, которые сложились исторически и связаны с культурными процессами или историческими событиями.

По инициативе ИКОМОС принят ряд документов по совер­шенствованию охранного дела в мире. Среди них — Флорентий­ская международная Хартия по охране исторических садов (1981 г.), Международная Хартия по охране исторических мест (1987 г.), Международная Хартия по охране и использованию ар­хеологического наследия (1990 г.).

Среди негосударственных организаций, занимающихся во­просами всемирного историко-культурного наследия, особо выде­ляется Международный центр исследований в области консерва­ции и реставрации культурных ценностей, получивший название Римского центра — ИККРОМ. Членами ИККРОМ являются пред­ставители 80 стран, в том числе и Россия. Центр изучает и распро­страняет документацию, координирует научные исследования, оказывает помощь и дает рекомендации по вопросам охраны и рес­таврации памятников, организации подготовки специалистов.

В нашей стране функции охраны историко-культурного на­следия выполняют: Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), осуществляющее программы «Русская усадьба», «Российский некрополь, «Храмы и монастыри», «Русское зарубежье»; Российский фонд культуры,финансирующий ряд программ, в том числе и программу «Малые города России». По­становлением правительства России от 13 апреля 1992 года в Москве создан Российский научно-исследовательский институт культур­ного и природного наследия.Основная деятельность института со­стоит в выявлении, изучении, сохранении, использовании и популя­ризации национального и природного наследия.

Другим постановлением правительства страны от 29 дека­бря 1992 года за № 1027 образована Комиссия по реституции культурных ценностей.Комиссия создана для урегулирования взаимных претензий России и иностранных государств по воз­вращению культурных ценностей, предусмотренному междуна­родными соглашениями, участниками которых является Россий­ская Федерация.

Рассмотрим же основные направления деятельности Рос­сийского фонда культуры и Всероссийского общества охраны па­мятников культуры и истории, которые направлены на сохранение национального культурного наследия.





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 732; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9247 - | 7275 - или читать все...

Читайте также:

 

3.85.214.0 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.