Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Uлава 4. Советский период развития культуры России




1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

3. Тоталитаризм и культура (30—50-е годы)

4. Социокультурная ситуация 60—70-х годов XX века в Россиии

5. Советская культура 80-х годов XX века

Советский период это сложное и противоречивое явлениев раз­витии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отече­ству гениальных ученых и исследователей, талантливых худож­ников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рожде­ния многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений,стилей.

Однако именно в XX веке в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догмати­зацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничто­жением цвета российской научной и художественной интеллиген­ции. Словом, культура советского периода никогда не была моно­литной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявле­ниях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

1. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важней­шие принципы отношения коммунистической партии к художе­ственно-творческой деятельности, которые легли в основу куль­турной политики советского государства. В работе «Партийная организация и партийная литература»( 190'5 г.) В. И. Ленин яс­но показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть «вне» и «над» классовой борьбой, поскольку «... жить в обществе и быть свободным от об­щества нельзя» (Ленин В. И. Партийная организация и пар­тийная литература. Полн. собр. соч. — Т. 41. С. 104). Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение «...пресыщенной героине, не скучающим и страдаю-

щим от ожирения «верхним десяти тысячам», а миллионам и де­сяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет стра­ны, ее силу, ее будущность» (Там же). Таким образом культураи, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать «ча­стью общепролетарского дела»,выражать интересы этого клас­са, а значит, и общества.

Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработ­ке в советской обществоведческой науке. Философская категория «классовая тенденциозность» (или «классовая обусловленность») яв­лялась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. Соотношение этих понятий рассматривалось марксизмом в на­правлении того, в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает и ра­зовьет «...все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем разви­тии человеческой мысли и культуры» (Ленин В. И. О пролетарской культуре. — Т. 41. С. 337). Отсюда следует вывод, что гуманистичес­кой в полном смысле этого слова становится та культура, которая по­рождена классом, борющимся за свое освобождение. «Класс, совер­шающий революцию, — писал В. И. Ленин, — уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества» (Ленин В. И. О международном и внутреннем положении Советской республики. — Т. 45. С. 13).




Вместе с тем В. И. Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: «С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов про­летариата, интересы всего рабочего движения в целом выше инте­ресов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения» (Ленин В. И. Проект программы нашей партии. — Т. 4. С. 220).

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где должна была сформироваться и новая культура. Со­вершенные экономические и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы рос­ту духовной культуры широких народных масс и одновременно по­высили бы уровень образования основной части населения, что в сумме способствовало бы решению ключевой задачи — формиро­ванию всесторонне развитой личности.



Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выра­зителем его интересов и духовных запросов. Однако лидеры рево­люции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемст­венность культурного развития.

Общеизвестно, что для культурного процесса наиболее бла­гоприятным является эволюционный путь. Это связано даже с сущ­ностью самого термина, самого понятия «культура», которое пони­мается и как «возделывание поколениями вековой земли». И если культуру прошлого не признавать, то тогда все надо начинать сна­чала, то есть создавать свою новую культуру. В октябре 1917 года был взят курс, в том числе, и на культурную революцию.

2. Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указыва­лось выше, создания чисто «пролетарской культуры», противосто­ящей всей художественной культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача не только не выполнимая, но и крайне вредная. Ме­ханическое перенесение в сферу художественного творчества по­требностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводило на практике как к отрицанию значения классического художествен­ного наследия, так и к попыткам использования в интересах стро­ительства новой социалистической культуры только новых модер­нистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность века­ми складывающихся функций художественной культуры.

Действительно, в теоретических разработках двадцатых го­дов было много тупикового и противоречивого. Например, для мно­гих культурологических концепций того периода характерен клас­совый подходв отборе и оценке художественных средств в творче­стве деятелей-культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие орга­низации — Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт— это культурно-просветительная и литера­турно-художественная организация, возникшая накануне Октябрь­ской революции и прекратившая свое существование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Кали­нин утверждали, что пролетарская культураможет быть создавае­ма только (!) представителями рабочего класса.В пролеткультов­ских концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех художественных произведений, в кото­рых обнаруживалась связь с национально-освободительным дви­жением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой кри­тике даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаме­нитом письме В. И. Ленина в ЦК РКП (б) «О пролетарской культуре» 1920 года.

Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организаци­онно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском съезде

пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Глад­ков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с те­ориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зре­ния пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.

В двадцатые годы большинство культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой фразой, что для того, что­бы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить фетишистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей про­летарского искусства будет являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продол­жены в «вульгарной» социологии искусства тридцатых годов и с ре­цидивами дошли и до наших дней. Однако ряд выдающихся худож­ников и, прежде всего, писателей и поэтов активно этому противосто­яли. В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечело­веческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

Пожалуй, самые решительные перемены в первое револю­ционное десятилетие произошли с русским театром. Революция способствовала созданию советского режиссерского театра,в ко­тором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобре­тательную фантазию постановщика, но и творческую волю, спо­собную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качест­вами обладал Е. Б. Вахтангов — создатель одноименного театра, од­ного из самых известных театров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Прин­цесса Турандот» К. Гольдони или чеховская «Свадьба») стал образ­цом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы се­годня называем праздничной театральностью. Ученик К. Стани­славского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантливейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.

Словом, несмотря на столкновение мнений, конфликты, двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечест­венной художественной культуры. «Во многих областях искусст­ва — в кино, литературе, изобразительном искусстве — это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего ве­ка. То же относится и к науке» (Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. - М., 1994. С. 250).

В этот период большевистским правительством предприни­мались отчаянные попытки наладить диалог с интеллигенцией, ибо установить над ней гегемонию в тот момент не представлялось воз-

можным. Многие художники искренне «уходили в революцию», свято веря в революционное обновление всей цивилизации. Неза­урядный талант налаживания отношений между новой властью и интеллигенцией проявил первый советский нарком просвещения А. В. Луначарский, занимавший свой министерский пост вплоть до 1929 года. Благодаря своей необыкновенной эрудиции, блестящим ораторским возможностям А. В. Луначарскому удалось в двадца­тые годы перекинуть «временный мост» между революцией и ми­ром русской интеллигенции.

3. Тоталитаризм и культура (30—50-е годы)

Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30—40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в экономическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано и написано о невиданных в истории масштабах развития народно­го образования. Здесь решающими стали два момента:

1) Постановление XVI съезда ВКП (б) «О введении всеоб­щего обязательного начального образования для всех детей в СССР» (1930 г.).

2) Выдвинутая И. Сталиным в тридцатые годы идея обновле­ния «экономических кадров» на всех уровнях, повлекшая за собой создание по всей стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулирующих трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства».

Первые стройки пятилетки, коллективизация сельского хо­зяйства, стахановское движение, исторические завоевания совет­ской науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и эмоциональ­ных его структур. Поэтому художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии со­циалистического общества. Никогда в прошлом и нигде в мире у про­изведений искусства не было такой широкой, такой массовой, под­линно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречи­во свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книж­ное издательство и пользование библиотечными фондами.

Официальное искусство 30—40-х годов было приподнято-ут­верждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, ко­торый рекомендовал Платон для своего идеального «Государства», воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь в виду трагическую противоречивость, сложившую­ся в стране в довоенный период. В общественном сознании 30-х го­дов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии

стала соединяться с «вождизмом». В широких слоях общества рас­пространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ря­да. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд творческих объединений — Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюз­ный съезд советских писателей. На съезде с докладом выступил се­кретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевист­ское видение художественной культуры в социалистическом об­ществе. В качестве «основного творческого метода» советской культуры был рекомендован «социалистический реализм». Новый метод предписывал художникам и содержание, и структурные принципы произведения, предполагая существование «нового ти­па сознания», которое появилось в результате утверждения марк­сизма-ленинизма. Социалистический реализм признавался раз на­всегда данным, единственно верным и наиболее совершенным твор­ческим методом. (Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. — М., 1934. С. 2—14). Ждановское опре­деление соцреализма опиралось на данное Сталиным — в угоду техническому мышлению эпохи — определение писателей как «ин­женеров человеческих душ». Тем самым художественной культу­ре, искусству придавался инструментальный характер, или отво­дилась роль инструмента формирования «нового человека».

Однако художественная практика 30—40-х годов оказалась значительно богаче рекомендуемых партийных установок. В пред­военный период заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и целая серия серьез­нейших исторических произведений: «Кюхля» Ю.Тынянова, «Ра­дищев» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Чингиз-хан» В. Яна, «Петр Первый» А. Толстого.

В эти же годы наступает расцвет советской детской литерату­ры. Ее большими достижениями стали стихи для детей В. Маяков­ского, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, повести А. Гайдара, Л. Кассиля, В. Каверина, сказки А. Толстого, Ю. Олеши.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе бы­ло широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни «Слово о полку Игореве», а в марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть рома­на М. Шолохова «Тихий Дон».

С первых дней Великой Отечественной войны советское ис­кусство целиком и полностью посвятило себя делу спасения Отече­ства. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах.

Необыкновенного звучания в этот период достигли совет­ская поэзия и песня.Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова «Священная вой­на». В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва созда­валась военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардов­ского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Па­стернака, К. Симонова.

В годы войны было создано одно из самых великих произве­дений XX века — Седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое вре­мя Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значи­тельном сочинении. Д. Шостакович начал писать Седьмую симфо­нию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консервато­рии он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной ко­манды жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора «ВТ»

— означающие «воздушная тревога». Когда она наступала.Д. Шос­такович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажи­гательные бомбы с крыши консерватории.

Первые три части симфонии были закончены к концу сен­тября 1941 года, когда Ленинград уже был окружен и подвергал­ся жестокому артиллерийскому обстрелу и воздушным бомбар­дировкам. Победный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашистские орды стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таким был эпи­граф к этому произведению.

В 1942 году симфония была исполнена в США и в других странах антифашистской коалиции. Музыкальное искусство все­го мира не знает другого такого сочинения, которое получило бы столь могучий общественный резонанс. «Мы защищаем свободу, честь и независимость нашей Родины. Мы деремся за свою куль­туру, за науку, за искусство, за все, что мы строили и создавали»,

— писал в те дни Д. Шостакович (Орлов Г. Д. Д. Шостакович. — М.-Л., 1966. С.60-61).

В годы войны советская драматургиясоздала подлинные ше­девры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л. Леонова «На­шествие», К. Симонова «Русские люди», А. Корнейчука «Фронт».

Исключительным успехом пользовались в военные годы кон­цертысимфонического оркестра Ленинградской филармонии под управлением Е. Мравинского, ансамбля песни и пляски Советской Армии под руководством А. Александрова, русского народного хора им. М. Пятницкого, солистов К. Шульженко, Л. Руслановой, А. Райкина, Л. Утесова, И. Козловского, С. Лемешева и многих других.

В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы.На документальной осно­ве создаются роман А. Фадеева «Молодая гвардия» и «Повесть о на­стоящем человеке» Б. Полевого.

В советской гуманитарнойнауке этого периода начинают разрабатываться новые подходы к исследованию общественного сознания. Это связано с тем, что советский народ начинает знако­миться с культурой других стран и осуществлять духовные кон­такты со всеми континентами.





Дата добавления: 2015-03-08; просмотров: 2138; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома - страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8656 - | 7098 - или читать все...

Читайте также:

  1. I И II ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДУМЫ РОССИИ
  2. I. Аномалии, возникающие в результате недостаточности формирования частей конечностей. В эту группу входят следующие пороки развития конечностей
  3. I. Общие положения. 1. Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти
  4. I. Природа и значение игры как явления культуры
  5. I. «ЗОЛОТОЙ» ВЕК РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  6. I.Определите этапы зародышевого развития позвоночных животных
  7. II. Дополнительная информация. Уровень физического развития школьников и подростков
  8. II.2.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  9. III.2.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  10. III.4.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
  11. III.4.J. СПЕЦИФИКА ДВИГАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
  12. IV. 1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ


 

3.93.75.30 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.