Неизмеримость и вездеприсутствие

Этими 2мя свойствами, очень близкими по смыслу, за Богом отрицается зависимость от пространства, как формы существования изменчивого бытия.

Св. Писание много говорит о вездеприсутствии, вездесущии Бога.

Пс. 138, 7-10: "Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря: и там рука Твоя поведет меня".

В Иер. 23, 24 Бог устами пророка спрашивает: "Не наполняю ли Я небо и землю? - говорит Господь. - Небо - Престол Мой, а земля - подножие ног Моих".

В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу "в духе и истине" (Ин. 4, 21), в противовес ветхозаветному культу, к-рый был жестко локализован в пространстве. В Ветхом Завете считалось, что единств. местом, где может происходить непосредственное служение Богу, принесение жертв, явл-ся гора Мориа, на к-рой находился ветхозаветный храм.

Когда мы говорим о вездеприсутствии Божием, то тем самым утверждаем, что Бог проникает все существующее, ни с чем не смешиваясь, а Его не проникает ничто.

Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Правосл. веры", кн. 1, гл. XIII) говорит: "Все отстоит от Бога, но не местом, а природой". Бог Сам не нуждается в месте и нельзя назвать конкретное место, в к-ром Бог пребывал бы.

"Ибо велико и непроходимо расстояние, - говорит свт. Григорий Богослов, - отделяющее Несозданное естество от всякой созданной сущности".

В тропаре Св. Духу "Царю небесный"… говорится, что Бог "везде сый и вся исполняли".

Бог запределен миру по сущности, но во всем присутствует в Своих энергиях.

Свт. Афанасий Александрийский учит: "Бог во всем пребывает по Своей благости и силе, вне же всего по Своему собственному естеству".

Весьма несовершенными аналогиями вездеприсутствия Божия могут служить, напр, электромагнитные волны или сила гравитации, к-рые все собой проникают и невидимо для человека присутствуют в каждой точке Вселенной. Но аналогия несовершенна, т.к. Бог всецело личностно присутствует в каждом луче Своей славы, в каждом Своем свойстве.

Хотя мы и знаем, что Бог присутствует везде и во всем, сам способ этого присутствия не может быть понят силами человеч. ума.

Свт. Иоанн Златоуст (Беседа II на послание к Евреям): "Что Бог везде присутствует мы знаем, но как, не постигаем, потому что нам доступно только присутствие чувственное и не дано вполне разуметь естество Божие".

Св. Писание и Предание Церкви говорит нам о существовании особых мест, в к-рых Бог присутствует неким особенным образом. Это не значит, что Бог находится именно в этом месте, это просто означает, что в нек-рых местах человеку легче ощутить присутствие Божие.

Св. Писание говорит нам, что такими местами особенного присутствия Божественного явл-ся:

— небеса (Пс. 113, 24);

— храм (III Цар. 9, 3), книга Царств говорит о храме ветхозаветном, храме Соломона, но это в полной мере может быть отнесено и к христиан. храмам, в к-рых совершаются таинства и, прежде всего, таинство Евхаристии;

— человек (2 Кор. 6, 16), к-рый может стать, по выражению апостола, "храмом Духа Святого".

Могут быть и другие места особенного Божеств. присутствия, так называемые "святые места".

Б.15. В.1. СВОЙСТВА БОЖЕСТВЕННЫХ РАЗУМА, ВОЛИ И ЧУВСТВОВАНИЯ. ПРЕМУДРОСТЬ. ВСЕВЕДЕНИЕ. СВЯТОСТЬ. ВСЕМОГУЩЕСТВО. ВСЕБЛАЖЕНСТВО. БЛАГОСТЬ. ЛЮБОВЬ. МИЛОСТЬ. ПРАВДА БОЖИЯ И ЛЮБОВЬ В ИХ СООТНОШЕНИИИ. АНТРОПОМОРФИЗМЫ В СВ. ПИСАНИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: