Отношение приписываемых существу Божию свойств к Самому Его существу

Свт. Григорий Богослов писал: "Божеств. природа по своей сущности единопроста, единовидна и несложна".

Эту же мысль повторяет и св. Иоанн Дамаскин, - "Божество, - говорит он, - просто и имеет одно простое и благое действие"... (кн. I, гл. X). В гл. XIV св. Иоанн пишет: "Божеское просияние и действие, будучи едино, просто и нераздельно пребывает простым и тогда, когда разнообразится по видам благ, сообщаемых отдельным существам".

Множественность и дробность наших представлений о Боге связана с нашей ограниченностью, с ограниченностью наших познавательных способностей. Свойства существа Божия, о к-рых мы говорим во множеств. числе, в Нем Самом сливаются. В Нем, т. е. в Боге, находится во внутреннем и нераздельном единстве то, что мы мыслим в раздробленном и множеств. виде.

Вот как эту мысль излагает блж. Августин ("О Троице", XV, 5.): "по отношению к свойствам, то же должно быть мыслимо и по отношению к субстанции. Нельзя поэтому сказать, чтобы Бог назывался духом по отношению к субстанции, а благим - по отношению к свойствам, тем же и другим. Он называется по отношению к субстанции... Для Бога быть есть то же, что быть сильным, или быть мудрым, и что бы ты ни сказал о Его простой множественности или множественной простоте, этим будет обозначена Его субстанция... Потому-то мы высказываем одно и то же, называем ли Бога вечным, или бессмертным, или нетленным, или неизменным. Так, когда мы говорит о Боге, что Он - существо, обладающее жизнью и разумением, то этим самым высказываем и то, что Он премудр".

Когда мы говорим, напр, о человеке, то различаем саму природу или сущность и свойства, к-рыми она обладает. Напр, когда мы говорим о человеке и разуме человеческом, то понимаем, что это вещи разные: есть человек, а есть разум, к-рый явл-ся атрибутом человеч. природы. Человек складывается из определенных свойств и качеств: разум, совесть, тело его и т. д., человек "слагается" из свойств и качеств. Когда же говорится о свойства Божиих, то должно иметь в виду, что в Боге нет зазора между самой природой и свойствами. Нельзя сказать, что Бог обладает, напр, разумом, или, что Он обладает премудростью, что Бог слагается из разума, премудрости, жизни и т. д. Бог есть разум, Он весь есть премудрость, весь целиком есть любовь, т. е. все эти качества в Самом Боге сливаются воедино. Различие имен, посредством к-рых мы выражаем наше знание о Боге, обусловлено исключительно ограниченностью наших познавательных способностей. В Боге нет разницы между свойством и субстанцией, то что мы говорим о свойствах, то, учит блж. Августин, в равной степени нужно относить и к субстанции, свойства, различаемые нашим разумом, в Самом Боге сливаются в совершенное единство и тождество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: