Неизменяемость

Этим свойством за божеств. природой отрицаются постоянные видоизменения, к-рые явл-ся признаком относительного несовершенства.

Неизменяемость, как свойство, явл-ся следствием самобытности и означает, что Бог есть один и тот же и в существе Своем, и в Своих совершенствах, и в Своих определениях, не подлежит никакого рода переменам или случайным переходам из одного состояния в другое. Жизнь Бога есть всецелое выражение Его сущности, и всегда равна своему внутреннему содержанию.

В Св. Писании мы можем найти много свидетельств о неизменяемости Божества, напр, из Ветхого Завета:

Числ. 23, 19: "Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться".

Мал. 3, 6: "Ибо Я - Господь, Я не изменяюсь".

Иак. 1, 17: "Отца светов... нет изменения и ни тени перемены".

Свт. Григорий Богослов таким образом говорит о неизменяемости Божества:

"Божество не подлежит превратностям и изменениям, так как нет ничего такого, что было бы лучше Его и во что Оно могло бы преложиться".

Когда мы говорим о неизменяемости Божества, возникает нек-рая психологическая трудность, искушение мыслить Бога как некий статичный, застывший абсолют, как бы некий неподвижный кристалл. В действительности такое представление о Боге было бы крайне несовершенным и несоответствующим духу Св. Писания.

Св. Писание говорит, что Бог есть жизнь. Жизнь - одно из имен Божиих в Св. Писании. И Богу присущ динамизм жизни, но этот динамизм не может быть выражен посредством понятий "покоя" и "движения".

В произведении "О Божеств. именах" (гл. 10), так говорится о неизменяемости Божества: "Он неизменен и неподвижен в движении, и, вечно двигаясь, Он остается в Самом Себе".

При. Максим Исповедник говорил о жизни Триединого Божества как о вечном движении любви. Поэтому, когда мы говорим о неизменяемости Божией, мы не можем представить себе, что это такое. Через этот термин мы выражаем ту мысль, что Бог через проявление Себя в жизни ничего не утрачивает из того, что имеет и не приобретает ничего такого, чего бы не имел, не понижается и не упадает, не совершенствуется и не возрастает в Своем бытии.

От неизменяемости божеств. существа следует отличать внешнюю изменяемость. Внешняя изменяемость касается не самого существа Божия, а отношений между Богом и миром, Богом и человеком. Эти отношения могут изменяться.

Какие вопросы могут возникнуть относительно этого свойства существа Божия?

1) Не противоречит ли учению о неизменяемости существа Божия рождение Сына и исхождение Духа Святого от Бога Отца? Очевидно, что не противоречит, т.к. и рождение и исхождение явл-ся предвечным, т. е. совершается в вечности. Ни рождение, ни исхождение не явл-ся ни единократным актом, ни неким временным процессом. К тому же рождение и исхождение характеризуют не саму природу Божества, а отношения Божеств. лиц, т. е. не природу, а способ ее существования.

2) Не противоречит ли Божеств. неизменяемости Воплощение Сына Божия? Не противоречит, т.к. согласно Оросу IV Вселенского Собора, соединение природ во Христе явл-ся неслиянным и неизменным, в Воплощении Божеств. природа не изменяется, ничего нового не приобретает и ничего не теряет, но остается равной себе.

3) Не противоречит ли неизменяемости Божией творение мира и промышление о Нем? Нет, не противоречит. Св. Писание говорит, что мир сотворен по предвечному замыслу Божию.

Деян. 15, 18: "Ведомы Богу от вечности все дела Его".

В Дан. 13, 42 сказано, что Бог есть "...знающий все прежде бытия его!"

Эта же мысль содержится в Сир. 23, 29: "Ему известно было все прежде, нежели сотворено было, равно как и по совершении".

4) Переменчивые чувства, к-рые приписывает Богу Св. Писание. В Св. Писании можно встретить такие выражения, как "воспламенился гнев Божий", или "Бог раскаялся" в Своих делах. Христианская экзегеза с древнейших времен считает подобные места Св. Писания повествующими о промыслительной деятельности Бога применительно к способностям человеч. восприятия. Такие выражения нужно толковать и понимать иносказательно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: