Правда Божия

Правда Божия явл-ся следствием свойства святости, т.к. Бог свят, то Он требует святости или совершенства от Своего творения, а для достижения этого совершенства дается нравственный закон, ведущий исполняющих его к святости. При этом исполнение закона награждается, а нарушение - наказывается.

В правде Божией можно различать 2 действия - правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих 2х действиях говорит св. ап. Иаков (Иак. 4, 12): "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить", т.е. Бог одновременно явл-ся и Законодателем и Судией.

Законодательное действие правды Божией выражается в том, что Бог даровал человеку, во-1-х, естественный закон (Рим. 2, 14-15): "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли."..

Но поскольку человеч. естество помрачено грехом, естественных сил для нравств. жизни человеку недостаточно, поэтому естественный закон получает восполнение в виде закона богооткровенного, сначала ветхозаветного Синайского законодательства, а затем и новозаветного нравственного учения, к-рое преподано нам в Завете Новом.

Но Бог не только дает человеку нравственный закон, Он еще и производит над человеком суд в зависимости от того, как он исполняет этот закон. Во Втор. 32, 35, Бог говорит: "У Меня отмщение и воздаяние". В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который "воздаст каждому по делам его".

В Св. Писании правда Божия имеет энергийный характер, т. е. правда может пониматься как сила, к-рая помогает человеку достичь совершенства, осуществить правду Божию.

Псалмопевец в Пс. 118, 40 просит Бога: "Животвори меня правдою Твоею". А в Пс. 102, 18 говорится, что "правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его". Здесь о правде говорится как о некоей силе, к-рая позволяет человеку вести праведную жизнь.

В Новом Завете под правдой Божией (прежде всего у ап. Павла), понимается божеств. милость, благодать, спасение, подаваемые всем, уверовавшим во Христа. Еп. Кассиан Безобразов пишет: "Объективно, правда Божия есть та полнота нравственного добра, к-рая присуща Богу. Бог есть носитель правды, как высшего идеала добра. Но к правде Божией дано приобщиться и человеку".

Правда, к к-рой человеку возможно приобщиться, во всей полноте открылась в Иисусе Христе. Через веру во Иисуса Христа человек приобщается правде Божией: "Явилась правда Божия... через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих" (Рим. 3, 21-22).

Основное возражение против правды, как свойства Божия, сводится к тому, что окружающая нас действительность порой заставляет нас усомниться в том, что Бог есть существо, Которому присущи абсолютная правда и справедливостью. В частности, это выражается в том, что грешники часто благоденствуют, в то время, как люди праведные терпят различного рода искушения.

Что можно по этому поводу сказать? Во-1-х, нельзя ограничивать правосудие Божие только пределами земной жизни. Во-2-х, нельзя игнорировать тот факт, что человек есть существо, обладающее свободой, и поэтому счастье и бедствия людей зависят, в определенной степени, и от их свободной воли. В-3-х, необходимо отметить, что страдания с точки зрения христианства не всегда явл-ся абсолютным злом, т.е. будучи злом по своему существу, они могут приводить к благим последствиям.

С точки зрения христианского аскетического учения страдания в жизни человеческой имеют очистительное значение. Кроме того, когда речь идет о противопоставлении наслаждающихся жизнью грешников и страдающих праведников, оценка обычно дается по каким-то внешним проявлениям (состояние здоровья, обладание тем или иным имуществом, возможность осуществить жизненные планы и т. д.). При таком подходе игнорируется внутреннее, дух. состояние людей.

Ап. Павел говорит в Рим. 14, 17: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе", поэтому праведные люди, даже находясь в стесненных обстоятельствах, могут наслаждаться тем Царством Божиим, к-рое внутри нас, предвкушая будущее блаженство.

И, наоборот, в Св. Писании можно найти немало мест, к-рые свидетельствуют о том, что человек, ведущий греховный образ жизни, по-настоящему не может быть счастлив. Рим. 2, 9: "Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое". Прем. 11, 17: "...чем кто согрешает, тем и наказывается", т. е. сам грех уже заключает в себе наказание.

Таково устройство нашего мира, как говорит ап. Павел в Гал. 6, 7: "Что посеет человек, то и пожнет". Поэтому праведная жизнь всегда связана с предвкушением грядущего блаженства, а жизнь греховная - с предвкушением будущих мучений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: