Антропоморфизмы Св. Писания

Св. Иоанн Дамаскин ("Точное изложение Правосл. веры" Кн. 1, гл. XI) пишет: "Что Бог по природе бестелесен, это ясно. Ибо как может быть тело то, что бесконечно и беспредельно, не имеет образа, не подлежит осязанию, невидимо, просто и несложно".

Но в то же время в Св. Писании мы видим множество мест, где о Боге говорится как о телесном существе. Ему приписываются чувства, состояния и способности, присущие тварным существам. Антропоморфизмы - это усвоение Богу телесных органов, чувств, сил, и способностей.

Как нужно относиться к этим местам Св. Писания? Их нужно понимать как указания на дух. свойства и действия Божии, о к-рых можем говорить только, по слову св. Иоанна Дамаскина (Точное изложение правосл. веры, кн. 1, гл. XI), "с помощью символов, соответствующих нашей природе".

В 4 в. среди скитских монахов-антиоригенистов в Египте и отчасти в Сирии возникла ересь антропоморфитов. Выступая против крайнего спиритуализма Оригена, они впали в др. крайность и стали утверждать, что коль скоро человек создан по образу и подобию Божию, то, следовательно, Богу должно быть в полной мере присуще то, что присуще и человеку.

Ересь эта была осуждена. В частности, в Синодике в Неделю Торжества Православия возглашается: "Глаголющим Бог не быти Дух, но плоть - анафема". Ересь антропоморфитов возобновлялась в более поздние времена, в средние века - среди альбигойцев, и у нас на Руси среди раскольников.

Когда свт. Дмитрий Ростовский прибыл на Ростовскую кафедру, то он встретился среди старообрядческого населения тех мест с самым грубым невежеством в представлениях о Боге. В своем "Розыске о вере" (ч. II, гл. 18) он писал, что встречал старообрядцев, к-рые говорили "яко бы Бог человекообразен, имый главу, и очи, и устне".

Б.15. В.2. О БОГЕ ТРОИЧНОМ В ЛИЦАХ. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДОГМАТА О ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЕ. ДОНИКЕЙСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ТРОИЧНОГО БОГОСЛОВИЯ

О Боге, Троичном в лицах


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: