Модализм

Медалисты исходили из след. предпосылок: Христос - Бог, а чтобы не было двубожия, следует отождествить Его с Отцом. Возникает это движение в Малой Азии, в городе Смирна, где с проповедью этого учения сперва выступил Ноэт.

Затем центр его перемещается в Рим, где проповедниками его стали Праксей, а затем пресвитер римский Савеллий, по имени к-рого эта ересь иногда еще называется савеллианством. Нек-рые римские Папы (Виктор I и Каллист) нек-рое время оказывали медалистам поддержку.

Ноэт учил, что Христос есть Сам Отец, Сам Отец рожден и пострадал. Сущность учения Ноэта сводится к следующему: в Своем существе, как субстрат, как подлежащее, Бог неизменен и един, но Он может быть изменчив по отношению к миру, Отец и Сын различны как 2 аспекта, модуса Божества. Тертуллиан в своей полемике против медалистов говорил, что Бог Ноэта - это "единый, меняющий шкуру Бог".

"Свое и полнейшее выражение и завершение", по словам В.В.Болотова, модализм получил у римского пресвитера Савеллия.

Савеллий был ливиец родом, в Риме он появился около 200 г. Савеллий в своих богословских построениях исходит из идеи единого Бога, Которого он называет монадой, или Сыноотцом. В качестве геометрического образа, поясняющего идею Бога монады, Савеллий предлагает безразмерную точку, к-рая все в себе заключает.

Монада, по Савеллию, есть Бог молчащий, Бог вне отношения к миру. Но в силу нек-рой неведомой внутренней необходимости, молчащий Бог становится Богом глаголющим. И вследствие этого изменения свойственная изначальная Богу сокращенность сменяется распространением. Эта речь дотоле молчаливого Бога отождествляется с творением мира.

Вследствие этой странной метаморфозы Сыноотец становится Логосом. Но Логос по Своему субстрату не изменяется, т.е. это изменение только в отношении к сотворенному миру.

Логос, по Савеллию, также есть единая сущность, к-рая последовательно проявляет себя в 3х модусах, или лицах. Отец, Сын и Святой Дух - это модусы Логоса.

По учению Савеллия Отец создал мир и даровал Синайское законодательство, Сын воплотился и жил с человеками на земле, а Святой Дух со дня Пятидесятницы вдохновляет Церковь и управляет ею. Но во всех этих 3х модусах, последовательно сменяющих один другой, действует единый Логос.

Модус Святого Духа, по Савеллию, также не вечен. Он тоже будет иметь свой конец. Святой Дух возвратится в Логос, Логос опять сожмется в монаду, и говорящий Бог опять станет Богом молчащим, и все погрузится в молчание.

В 3 веке учение Савеллия было дважды осуждено на поместных соборах. В 261 г - Александрийский Собор, под председательством свт. Дионисия Александрийского, и, через год, в 262 г, Римский Собор, под председательством папы Дионисия Римского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: