Полемика с арианством в 4 веке

Вести полемику с арианством в 4 в пришлось многим выдающимся правосл. богословам, отцам Церкви; среди к-рых особое место занимают свт. Афанасий Александрийский и великие Каппадокийцы.

Свт. Афанасий ставил вопрос перед арианами: "для чего нужен Сын посредник?" Ариане отвечали следующее: "тварь не могла принять на себя ничем не умеряемой длани Отчей и Отчей силы Зиждительной", т. е. Сын создан, чтобы через Его посредство, Им, могло придти в бытие и все прочее.

Свт. Афанасий указывал на всю глупость подобного рода рассуждений, т.к., если тварь не может принять зиждительной силы, то почему же в. таком случае Логос, к-рый сам тварен, эту силу принять на Себя может. Если рассуждать логически, для создания Сына посредника потребовался бы свой посредник, а для создания посредника - свой посредник и так до бесконечности. В результате творение никогда не могло бы начаться.

Само наличие Сына в системе Ария, функционально необоснованно, т. е. Арий отводит ему место в своей системе исключительно в силу традиции, и сам Божественный Логос в его системе можно уподобить нек-рому атланту,у фасада дома, к-рый с большим напряжением поддерживает своды космического здания, к-рые прекрасно стоят и без его помощи.

Осуждение арианства произошло в 325 г на 1-м Вселенском Соборе в Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в к-рый были внесены небиблейские термины, среди к-рых особую роль в тринитарных спорах 4 века сыграл термин "omousios" - "единосущный".

Тринитарные споры 4 века имели своей конечной целью правосл. разъяснение смысла этого термина. Т.к. сами отцы Собора не дали точного разъяснения терминов, после Собора разгорелся напряженный богословский спор, среди участников к-рого настоящих ариан было немного, но многие не вполне правильно понимали никейскую веру, неправильно понимали термин "единосущный". Многих он просто смущал, т.к. на Востоке этот термин имел дурную репутацию, в 268 г на Антиохийском соборе он был осужден как выражение модалистской ереси.

По словам церковного историка Сократа, эта "война", ничем не отличалась от ночного сражения, т.к. обе стороны не понимали, за что бранят одна другую. Этому также способствовало и отсутствие единой терминологии.

Самый дух тринитарных споров 4 века хорошо передается в произведениях свт. Афанасия Александрийского и великих Каппадокийцев. Нам сейчас это трудно представить, но в то время богословские споры не были занятием узкого круга богословов, в них вовлекались широкие народные массы. Даже торговки на базаре не вели разговоры о ценах или об урожае, а ожесточенно спорили об единосущии Отца и Сына и о прочих богословских проблемах.

Свт. Афанасий Александрийский пишет о тех временах: "Доныне еще ариане не в малом числе ловят на торжищах отроков и задают им вопрос не из Писаний Божественных, но как бы изливаясь от избытка сердца своего: не сущего или сущего сотворил сущий из сущего? сущим или несущим сотворил его? и еще, одно ли нерожденное или 2 нерожденных?"

Арианство в силу своего рационализма и крайнего упрощения христиан. веры весьма симпатизировало массе, недавно пришедшей в Церковь, т.к. оно в упрощенной, доступной форме делала христианство понятным для людей с недостаточно высоким образовательным уровнем.

Вот что писал свт. Григорий Нисский: "Все полно людьми, рассуждающими о непостижимом. Спросишь: сколько оболов (копеек) надо заплатить, - философствует о рожденном и нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб - отвечают: Отец больше Сына. Спрашиваешь: готова ли баня? Говорят: Сын произошел из ничего".

Одним из серьезных направлений среди богословских партий 4 века было омиусианство. Необходимо различать 2 термина, к-рые различаются в написании всего одной буквой: omousios; - единосущный и omoiusios - "подобносущный".

Омиусианское учение было выражено на Анкирском Соборе 358 г. Выдающуюся роль среди омиусиан играл Анкирский епископ Василий.

Омиусиане отвергали термин "единосущный" как выражение модализма, т.к. с их точки зрения термин "омоусиос" делал излишний акцент на единстве Божества и, таким образом, вел к слиянию Лиц. Они выдвигали в противовес свой термин: "подобие по сущности", или "подобносущее". Назначение этого термина - подчеркнуть отличие Отца и Сына.

Об отличии этих 2 терминов хорошо говорит о. Павел Флоренский: "Омиусиос" или "omoiusios;" - «подобный по сущности», значит - такой же сущности, с такой же сущностью, и хотя бы даже ему было придано значение "omoiusios kata panta" - во всем такой же" - все едино, оно никогда не может означать нумерического, т. е. численного и конкретного единства, Нек-рое указывает "омоусиос". Вся сила таинственного догмата разом устанавливается единым словом "омоусиос", полновластно выговоренным на Соборе 318, потому что в нем, в этом слове, указание и на реальное единство и на реальное различие" ("Столп и утверждение истины").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: