Динамизм или адопцианство

Динамистов-адопциан еще называли "феодотиане". Дело в том, что среди, идеологов этого направления было 2 человека по имени Феодот, это некий Феодот Кожевник, выступивший с проповедью в Риме около 190 г, и Феодот Банкир, или Меняла, к-рый проповедовал там же около 220 г.

Современники свидетельствуют о них, что это были люди ученые, к-рые "прилежно занимались геометрией Евклида, дивились философии Аристотеля".. Наиболее видным представителем динамизма был еп. Самосатский Павел (епископом он был в 250-272 гг).

Феодртиане, как говорили о них современники, в частности, Тертуллиан, из всякого текста Писания старались сделать какой-нибудь силлогизм. Они полагали, что Св. Писание надо исправить и составляли свои проверенные тексты Свящ. Книг. Бога они понимали с точки зрения Аристотеля, т. е. как единое абсолютное всемирное существо, чистую самодеятельную мысль, бесстрастную и неизменную. Понятно, что в такой философской системе для Логоса, в христианском его понимании, места нет. С точки зрения динамистов Христос был простым человеком и отличался от других людей только добродетелью.

Они признавали его рождение от Девы, но не считали Его Богочеловеком. Учили, что после благочестивой жизни Он получил нек-рую высшую силу, к-рая отличала Его от всех ветхозаветных пророков, но это отличие от ветхозаветных пророков было лишь отличием по степени, а не отличием качественным.

Бог с их точки зрения - это конкретная личность с совершенным самосознанием, а Логос - свойство Божие, подобное разуму в человеке, некое неипостасное знание. Логос, по их мнению, есть одно лицо с Богом Отцом, и говорить о бытии Логоса вне Отца невозможно. Динамистами они назывались потому, что называли Логос божеств. силой, силой, естественно, неипостасной, безличной. Эта сила снизошла на Иисуса так же, как она сходила на пророков.

Мария родила простого человека, равного нам, к-рый свободными усилиями сделался свят и праведен, и в нем сверху водухотворился Логос и обитал в нем, как в храме. При этом Логос и человек оставались различными природами, а их соединение было лишь соприкосновением по мудрости, воле и энергии, неким движением дружбы. Но они допускали, что Христос достиг такой степени единства, что в нек-ром переносном смысле о Нем можно было говорить как о предвечном Сыне Божием.

Монархиане-динамисты для обозначения единства Логоса с Отцом использовали термин "единосущный". Таким образом, этот термин, к-рый впоследствии сыграл огромную роль в развитии догматич. учения, оказался скомпрометирован. Это учение в лице еп. Павла Самосатского было осуждено на 2х Антиохийских Соборах 264-65 и 269 гг.

В рамках этой доктрины нет места ни учению об обожении человека, ни учению о единстве человека с Богом. И реакцией на подобного рода богословие стала другая разновидность монархианства, к-рая получила наименование модализм (от латинского "modus", что значит "образ" или "способ").


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: