Предопределение Божие

В «Пространном Катихизисе» сказано, что «изволение Божие о назначении человека к вечному блаженству... именуется предопределением Божиим». Далее говорится, что «предопределение Божие о блаженстве человека... пребывает неизменным. Потому что Бог, по предвидению и бесконечному милосердию Своему, и для уклонившегося от пути блаженства человека предопределил открыть новый путь к блаженству, чрез Единородного Сына Своего Иисуса Христа». Ап. Павел говорит, что Бог «избрал нас в Нем (во Христе. О. Д.) прежде создания мира» (Еф. 1:4).

Следует различать «предопределение Божие в отношении человекам вообще и к каждому порознь».

Предопределение в отношении всего человеч. рода безусловно: «Бог предопределил всем человекам даровать и действительно даровал, предваряющую благодать и верные средства к достижению блаженства». «От Божеств. силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пт. 1,3).

Предопределение в отношении каждого отдельного человека имеет 2 момента:

а) безусловный, состоящий в том, что Бог вне зависимости ни от чего дарует всякому человеку все необходимое для его спасения;

6) условный, состоящий в том, что Бог определяет участь человека в зависимости от того, как он пользуется дарованными ему средствами.

Условное предопределение основывается на вечном предведении Божием.

«Бог вес предвидит, но не вес предопределяет», говорит св. Иоанн Дамаскин.

Человек также способен в определенной степени предвидеть события будущего, но человек находится в потоке времени, тогда как Бог пребывает в вечности, будущее для Него не существует, для Него все настоящее. Поэтому «Бог не предвидит наши будущие поступки, подобно человеку, а собственно видит наши дела так, как мы их совершаем. При этом наша свобода страждет так же мало, как и свобода наших ближних, когда мы бываем свидетелями их поступков. Наши действия не зависят от предведения Божия. Напротив, Бог потому их предвидит или видит, что мы сами совершаем их по своей воле. К тому же Он предвидит не только наши действия, но и их причину - нашу свободу. Бог предвидит, что мы совершим вместо них другие действия, к-рые Он так же предвидит. Причем наш выбор будет зависеть исключительно от нашего произвола. Таким образом, предведение Божие не стесняет свободной деятельности человека».

Т.к. в тварном мире невозможно найти ни одной удовлетворительной аналогии, к-рая позволила бы наглядно представить, каким образом совершенное предведение Божие сочетается с человеч. свободой, в истории религ. мысли неоднократно возникали ложные учения о предопределении. Древние гностики и манихеи, нек-рые деятели Реформации (Ж. Кальвин) учили о безусловном предопределении людей либо к вечному спасению, либо к вечной погибели. Это значит, что спасение и осуждение совершается без всякого участия самого человека, вне зависимости от направленности его воли. Такой фаталистический взгляд чужд Свщ. Писанию и учению Правосл. Церкви. Ап. Павел говорит, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины"(1Тим.2:4). Нигде в Свщ. Писании не говорится о предопределении к погибели, но только к спасению. В «Послании Восточ. Патриархов» сказано, что Бог не мог «одних оправдать, а других оставить и осудить бел причины, ибо это не свойственно Богу, общему всех и нелицеприятному Отцу <... > Но поелику Он предвидел, что одни хорошо будут пользоваться своей свободной волей, а другие худо, то посему одних предопределил к славе, а других осудил».

Б.29. В. 1. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЕНИЙ БОЖИИХ. МИР ДУХОВНЫЙ ИЛИ АНГЕЛЬСКИЙ. ВРЕМЯ СОТВОРЕНИЯ АНГЕЛОВ. ПРИРОДА АНГЕЛОВ. СВОЙСТВА АНГЕЛЬСКОЙ ПРИРОДЫ. ДУХОВНОСТЬ И БЕСТЕЛЕСНОСТЬ. ОТНОШЕНИЕ АНГЕЛОВ К ПРОСТРАНСТВУ И ВРЕМЕНИ. БЕССМЕРТИЕ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: