Мнение о рождении человеч. душ

Наряду с мнением о творении человеч. душ существует другое мнение - о рождении человеч. душ. 2 эти мнения появились одновременно. Если 1-е мнение впервые встречается у свщмч. Иринея Лионского, то 2-е - у Тертуллиана. Тертуллиан учил о нек-ром душевном семени: как существует семя телесное, так и в душе существуют особые семена, к-рые отделяются от души и дают начало новой дух. субстанции. Это мнение о душевных семенах было отвергнуто последующими отцами Церкви, а мнение о рождении человеч. душ от душ родителей получило широкое распространение. Его придерживались свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, свт. Афанасий Александрийский, прп. Макарий Великий и многие др. Блж. Иероним, хотя сам придерживался креационистского взгляда, тем не менее отмечал, что мнение о рождении душ имеет большой авторитет как на Востоке, так и на Западе.

Какие места Свщ. Писания приводятся в подтверждение этой гипотезы? Напр, Быт. 5, 3. Здесь сказано, что Адам родил Сифа "по подобию своему и по образу своему". Слова "подобие" и "образ", вероятно, должны указывать на полноту человеч. состава, т. е. и на душу, и на тело.

Ин. 3, 6: "Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от духа есть дух". Но слово "плоть" - греческое sarx - у ап. Иоанна Богослова обозначает не только тело, а живое существо во всей его полноте. Когда ап. Иоанн Богослов говорит, что "Слово стало плотью" (Ин. 1, 14), он имеет в виду восприятие Словом всего человеч. состава, т. е. тела, одухотворенного разумной душой.

Следует признать, что такой взгляд более всего согласен с данными как Свщ. Писания, так и религиозного опыта. В то же время у этой гипотезы есть и слабые стороны.

Напр, бывают случаи поразительного несходства между родителями и детьми с точки зрения их дух. организации. Хотя такое же несходство нередко выражается и в телесном составе.

Это мнение находится в противоречии с простотой и несложностью души. К тому же мы не можем точно определить, от кого именно рождается душа: происходит ли она от души отца, от души матери или от обоих родителей? Этот вопрос невозможно даже ставить, т.к. никаких оснований для его решения нет. Законы дух. мира нам неизвестны, и образ происхождения одной души от другой определить мы не можем. Св. прав. Иоанн Кронштадтркий пишет, что душа рождается от другой души по образу того, как свет рождается от света и огонь рождается от огня.

После 5 Вселенского Собора в христиан. богословии осталось преобладающим мнение о творении человеч. душ из ничего, но в более позднее время широкое распространение получило мнение о рождении человеч. душ. Большинство современных правосл. богословов придерживаются мнения о рождении человеч. душ.

В действительности 2 эти гипотезы не противоречат друг другу, скорее наоборот - восполняют одна другую. Можно предположить, что душу – дух. природу - человек получает от родителей, так же как и тело, но личностью, неповторимой и уникальной, человек становится вследствие особого Божеств. воздействия. Это и обусловливает неповторимость качественного сочетания дух. сил и способностей человека, ведь человек - это не просто повторение своих родителей или механическая комбинация свойств и качеств, к-рые встречались у его предков. Каждый человек - это неповторимая личность, новая форма образа Божия, и новизна эта обусловлена непосредственным воздействием Бога.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: